Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Основы организации и самоорганизации учебной деятельности студента-психолога



В основе организации вузовского обучения студентов-психологов должна быть любовь к студентам. Сама эта любовь основывается, прежде всего, на уважении их как потенциальных или реальных субъектов учебной деятельности. Преподавателям следует любить студентов как людей, сознательно выбравших для себя непростой психолого-педагогический труд, как своих будущих коллег и как своих сегодняшних "учителей", задающих иногда непростые вопросы на занятиях, заставляющих самих преподавателей постоянно находиться в состоянии "непрерывно обучающихся" специалистов и, в каком-то смысле, сохранять в самих себе молодой творческий и душевный настрой. Главное - не превращать такую преподавательскую любовь в имитацию любви, в "банальное "заигрывание" со студентами, когда преподаватель психологии упрощает для себя свою миссию и становится либо "пересказчиком" учебников ("бедным студентам так легче"), либо превращается в "артиста-очаровашку" или "весельчака-юмориста" ("студентам должно быть интересно и весело"), либо вообще вырождается в "самодовольного жлоба", уверенного в своих "крепких знаниях" и "интеллектуальной непогрешимости" ("студентам приятно видеть перед собой "сильную" личность").
Современная ситуация во многих психолого-педагогических вузах и университетах часто складывается так, что от преподавателей ждут, прежде всего, "интересного" и даже "артистического" изложения материала по данному курсу. Но вот что писал по этому поводу С.И. Гессен: "Большой ученый даже при минимуме имеющихся у него средств выражения всегда лучше как профессор, чем внешне превосходный лектор, но не работающий в своей области исследователь. Самое ораторское искусство профессора заключается не в легкости и отделанности стиля его речи, но в способности его мыслить во время речи, открывать на лекции новые доказательства и оттенки развиваемой им мысли. Поэтому внешняя шероховатость речи, поскольку она есть выражение борения мысли со словом, составляет часто подлинную прелесть научной речи… Поэтому профессор, который слишком много сил и времени отдает преподаванию, - плохой профессор. Он тем лучший преподаватель, чем больше как во всей своей деятельности, так и в своей речи он направляет свои силы на исследование самого предмета, а не на способы удобопонятного изложения его учащимся. Конечно, некоторый минимум выразительных средств необходим для преподавателя научного курса…" (Гессен, 1995. С. 311). Похожие мысли высказывает известный физиолог и остроумный человек Г. Селье: "Характерно, что неумеренная красивость речи является недостатком научной лекции, поскольку отвлекает внимание слушателей от сути объясняемого" (Селье, 1987. С. 349).
Но как уже не раз отмечалось, многие студенты даже "обижаются" на преподавателей, которые ставят собственные размышления как таковые выше "артистизма" и "удобопонятности". Проведенный нами небольшой импровизированный опрос в нескольких группах студентов-психологов показал, что "самым важным качеством" среди преподавателей психологии было названо многими "остроумие и веселый нрав". Думается, что это объясняется не только тем, что большинство студентов-психологов - это девушки…
Таким образом, проблема заключается в том, как постепенно превратить большинство студентов из "объектов" психолого-педагогического воздействия и "очарования" в подлинных "субъектов", способных в том числе и к самостоятельному подержанию в себе интереса (и учебной мотивации) к избранной профессии даже на так называемых "скучных" лекциях.
Ниже предлагаются краткие советы-рекомендации студентам по организации своей учебно-профессиональной деятельности в ходе вузовского обучения.
1. Главное - стремиться вырабатывать свой индивидуальный стиль учебно-профессиональной деятельности, т.е. совсем не обязательно быть "как все" или вообще "копировать" действия каких-то "особо одаренных" и "успевающих" студентов. Успехов в учебе можно достигать самыми разными способами. Поэтому само обучение в вузе - это одновременно и своеобразное "экспериментирование" с самим собой, тем более что, как уже отмечалось ранее, главный предмет для любого ученика - это он сам как развивающийся, самоизменяющийся и рефлексирующий "субъект учебной деятельности". В дальнейшем опыт формирования своего индивидуального стиля может стать основой формирования в себе индивидуального стиля самой профессиональной деятельности.
2. Правила тактичного поведения и эффективного слушания на лекциях.
1) Слушать (и слышать) другого человека - это настоящее искусство, которое очень пригодится в будущей профессиональной деятельности психолога.
2) Если преподаватель "скучный", но Вы чувствуете, что он действительно владеет материалом, то скука - это уже Ваша личная проблема (стоит вообще спросить себя, а настоящий ли я студент, если мне не интересна лекция специалиста?).
Существует очень полезный прием, позволяющий студенту-психологу оставаться в творческом напряжении даже на лекциях заведомо "неинтересных" преподавателей. Представьте, что перед Вами клиент, который что-то знает, но ему трудно это сказать (а в консультативной практике с такими ситуациями постоянно приходится сталкиваться). Очень многое здесь зависит от того, поможет ли слушающий говорящему лучше изложить свои мысли (или сообщить свои знания). Но как может помочь "скучному" преподавателю студент, да еще в большой аудитории, когда даже вопросы задавать неприлично?
Прием прост - постарайтесь всем своим видом показать, что Вам "все-таки интересно" и Вы "все-таки верите", что преподаватель вот-вот скажет что-то очень важное. И если в аудитории найдутся хотя бы несколько таких студентов, внимательно и уважительно слушающих преподавателя, то может произойти "маленькое чудо", когда преподаватель "вдруг" заговорит с увлечением, начнет рассуждать смело и с озорством (иногда преподаватели сами ищут в аудитории внимательные и заинтересованные лица и начинают читать свои лекции, частенько поглядывая на таких студентов, как бы "вдохновляясь" их доброжелательным вниманием). Если это кажется невероятным (типа того, что "чудес не бывает"), просто вспомните себя в подобных ситуациях, когда с приятным собеседником-слушателем Вы вдруг обнаруживаете, что говорите намного увереннее и даже интереснее для самого себя. Но "маленького чуда" может и не произойти, и тогда главное - не обижаться на преподавателя (как не обижается на своего "так и не разговорившегося" клиента опытный психолог-консультант). Считайте, что Вам не удалось "заинтересовать" преподавателя своим вниманием (он просто не поверил в то, что Вам действительно интересно).
3) Чтобы быть более "естественным" и чтобы преподаватель все-таки поверил в Вашу заинтересованность его лекцией, можно использовать еще один прием. Постарайтесь молча к чему-то "придраться" в его высказываниях. И когда Вы найдете слабое звено в рассуждениях преподавателя (а при желании это несложно сделать даже на лекциях признанных психологических авторитетов), попробуйте "про себя" поспорить с преподавателем или хотя бы послушайте, не станет ли сам преподаватель "опровергать себя" (иногда опытные преподаватели сначала подбрасывают провокационные идеи, а затем как бы сами с собой спорят). В любом случае, несогласие с преподавателем - это прекрасная основа для диалога (в данном случае - для "внутреннего диалога"), который уже после лекции, на семинаре может превратиться в диалог реальный. Естественно, не следует извращать данный прием и всем своим видом показывать преподавателю, что Вы его "презираете", что он "ничтожество" и т.п. Критика (особенно критика преподавателя) должна быть конструктивной и доброжелательной. Будущему психологу вообще противопоказаны "демонстративное презрение" к кому бы то ни было (с соответствующими "вытаращенными глазами" и "фыркающим ротиком") - это скорее, признак "пациента", чем специалиста-человековеда…
4) Если Вы св чем-то не согласны или не понимаете преподавателя, то совсем не обязательно тут же перебивать его и тем более, высказывать свои представления, даже если они и кажутся Вам верными. Перебивать преподавателя на полуслове - проявление невоспитанности. А вопросы следует задавать либо после занятий (для этого их надо кратко записать, чтобы не забыть), либо выбрав момент, когда преподаватель сделал хотя бы небольшую паузу и обязательно извинившись. Неужели не приятно самому почувствовать себя воспитанным человеком, да еще на глазах у целой аудитории?
3. Правила конспектирования на лекциях.
1) Не следует пытаться записать все, о чем говорит преподаватель.
2) Даже если студент владеет стенографией, записывать все высказывания просто не имеет смысла: важно уловить главную мысль и основные факты.
3) Желательно оставлять на страницах поля для своих заметок (и делать эти заметки либо во время самой лекции, либо при подготовке к семинарам и экзаменам).
4) Естественно, желательно использовать при конспектировании сокращения, которые каждый может "разработать" для себя самостоятельно (лишь бы самому легко было потом разобраться с этими сокращениями).
5) Стараться поменьше использовать на лекциях диктофоны, поскольку потом трудно будет "декодировать" неразборчивый голос преподавателя, все равно потом придется переписывать лекцию (а с голоса очень трудно готовиться к ответственным экзаменам), наконец, диктофоны часто отвлекают преподавателя тем, что студент ничего не делает на лекции (за него якобы "работает" техника) и обычно просто сидит, глядя на преподавателя немигающими глазами (взглядом немного скучающего "удава"), а преподаватель чувствует себя неуютно и вместо того, чтобы свободно размышлять над проблемой, читает лекцию намного хуже, чем он мог бы это сделать (и это не только наши личные впечатления: очень многие преподаватели рассказывают о подобных случаях). Особенно все это забавно (и печально одновременно) в аудиториях будущих психологов, которые все-таки должны учиться чувствовать ситуацию и как-то положительно влиять на общую психологическую атмосферу занятия.
4. Правила самостоятельной работы с литературой. Как уже отмечалось, самостоятельная работа с учебниками и книгами (а для психологов - это также самостоятельное теоретическое исследование проблем, обозначенных преподавателем на лекциях) - это важнейшее условие формирования у себя научного способа познания. Основные советы здесь можно свести к следующим:
1) Составить перечень книг, с которыми Вам следует познакомиться; "не старайтесь запомнить все, что вам в ближайшее время не понадобится, - советует студенту и молодому ученому Г. Селье, - запомните только, где это можно отыскать" (Селье, 1987. С. 325).
2) Сам такой перечень должен быть систематизированным (что необходимо для семинаров, что - для экзаменов, что пригодится для написания курсовых и дипломных работ, а что Вас интересует за рамками официальной учебной деятельности, т.е. что может расширить Вашу общую культуру).
3) Обязательно выписывать все выходные данные по каждой книге (при написании курсовых и дипломных работ это позволит очень сэкономить время).
4) Разобраться для себя, какие книги (или какие главы книг) следует прочитать боле внимательно, а какие - просто просмотреть.
5) При составлении перечней литературы следует посоветоваться с преподавателями и научными руководителями (или даже с более подготовленными и эрудированными сокурсниками), которые помогут Вам лучше сориентироваться, на что стоит обратить большее внимание, а на что вообще не стоит тратить время.
6) Естественно, все прочитанные книги, учебники и статьи следует конспектировать, но это не означает, что надо конспектировать "все подряд": можно выписывать кратко основные идеи автора и иногда приводить наиболее яркие и показательные цитаты (с указанием страниц).
7) Если книга - Ваша собственная, то допускается делать на полях книги краткие пометки или же в конце книги, на пустых страницах просто сделать свой "предметный указатель", где отмечаются наиболее интересные для Вас мысли и обязательно указываются страницы в тексте автора (это очень хороший совет, позволяющий экономить время и быстро находить "избранные" места в самых разных книгах).
8) Если Вы раньше мало работали с научной психологической литературой, то следует выработать в себе способность "воспринимать" сложные тексты; для этого лучший прием - научиться "читать медленно", когда Вам понятно каждое прочитанное слово (а если слово незнакомое, то либо с помощью словаря, либо с помощью преподавателя обязательно его узнать) и это может занять немалое время (у кого-то - до нескольких недель и даже месяцев); опыт показывает, что после этого студент каким-то "чудом" начинает буквально заглатывать книги и чуть ли не видеть "сквозь обложку", стоящая это работа или нет.
9) "Либо читайте, либо перелистывайте материал, но не пытайтесь читать быстро… Если текст меня интересует, то чтение, размышление и даже фантазирование по этому поводу сливаются в единый процесс, в то время как вынужденное скорочтение не только не способствует качеству чтения, но и не приносит чувства удовлетворения, которое мы получаем, размышляя о прочитанном", - советует Г.Селье (Селье, 1987. С. 325-326).
10) Есть еще один эффективный способ оптимизировать знакомство с научной литературой - следует увлечься какой-то идеей и все книги просматривать с точки зрения данной идеи. В этом случае студент (или молодой ученый) будет как бы искать аргументы "за" или "против" интересующей его идеи и одновременно он будет как бы общаться с авторами этих книг по поводу своих идей и размышлений. Проблема лишь в том, как найти "свою" идею…
5. Правила подготовки к зачетам и экзаменам и корректного поведения при их сдаче преподавателям.
1) Лучше сразу сориентироваться во всем материале и обязательно расположить весь материал согласно экзаменационным вопросам (или вопросам, обсуждаемым на семинаре), чтобы Вы точно знали, где что у Вас записано, и эта работа может занять много времени, но все остальное - это уже технические детали (главное - это ориентировка в материале!).
2) Сама подготовка связана не только с "запоминанием" (хотя некоторые преподаватели оценивают больше именно эту способность студента, и с этим приходится считаться). Подготовка также предполагает и переосмысление материала, и даже рассмотрение альтернативных идей; это оправдывает себя лишь тогда, когда экзамен принимает преподаватель, способный оценить такой творческий подход студента, но ведь и преподаватели бывают разные... Поэтому студент обязательно должен все это учитывать и иногда все-таки оставлять свое "творчество" за рамками данного экзамена (надо быть реалистом, и не только при сдаче экзаменов).
3) Готовить "шпаргалки" полезно, но пользоваться ими рискованно. Главный смысл подготовки "шпаргалок" - это систематизация и оптимизация знаний по данному предмету, что само по себе прекрасно - это очень сложная и важная для студента работа, более сложная и важная, чем "тупое", "методическое" и "спокойное" поглощение массы (точнее - "кучи") учебной информации. Если студент самостоятельно подготовил такие "шпаргалки", то скорее всего он и экзамены сдавать будет более уверенно, т.к. у него уже сформирована общая ориентировка в сложном материале. К сожалению, многие студенты даже в собственных конспектах часто ориентируются очень плохо. Например, иногда мы проводили экзамены, разрешая пользоваться своими конспектами (и даже учебниками) во время самого ответа. Иногда нескольких секунд было достаточно, чтобы оценить, заглядывал ли студент в свои конспекты (и тем более в книги) при подготовке к данному экзамену. Как это ни парадоксально, но использование "шпаргалок" часто позволяет отвечающему студенту лучше демонстрировать свои познания (точнее - ориентировку в знаниях, что намного важнее знания "запомненного" и "тут же забытого" после сдачи экзамена).
4) Если у студента имеется сильное несогласие с тем, что преподаватель говорил на лекциях, или с тем, что написано в учебниках, то существует правило: сначала студент должен продемонстрировать, что он "усвоил" все, что требуется по программе обучения (или по программе данного преподавателя) и лишь после этого он вправе высказать иные, желательно аргументированные точки зрения.
5) Если преподаватель, с точки зрения студента, необъективен, то у него есть формальное право потребовать проведение зачета с участием другого преподавателя, но иногда возникают проблемы, связанные с тем, что данный курс является "авторским" и другого квалифицированного преподавателя может просто не оказаться… Поэтому лучше все-таки находить взаимопонимание с данным преподавателем (обращение к иным экзаменаторам всегда рассматривается в вузе как редкое, очень нежелательное, "чрезвычайное происшествие", и лучше таких ситуаций самому студенту не организовывать, хотя всякое бывает…).
6. Правила написания научных текстов (рефератов, курсовых и дипломных работ).

1) Важно разобраться сначала, какова истинная цель Вашего научного труда (сообщить миру о своих идея, просто "спихнуть" реферат по неинтересной для Вас проблеме, поупражняться в написании научных текстов и т.п.) - все это поможет Вам разумно распределить свои силы, время и, главное, - чувства ("стоит ли вкладывать душу в данную работу или не стоит").
2) Важно разобраться, кто будет "читателем" Вашей работы (заранее известный строгий и придирчивый "оппонент", доброжелательный научный руководитель, Ваши сокурсники, а может, работу, скорее всего, вообще никто даже не прочитает или всего лишь пролистают, посмотрят "по диагонали").
3) Писать серьезные работы следует тогда, когда есть о чем писать и когда есть настроение поделиться с миром своими рассуждениями; хуже всего - это "вымученные" тексты, написанные без соответствующего желания и настроения, и наоборот, с хорошим настроением тексты получаются не только быстрее, но и намного качественнее, ведь психология - это все-таки творческая наука, основанная на "вдохновении"; правда, можно прождать вдохновения слишком долго, так и не сделав вовремя нужную работу…
4) Как создать у себя подходящее творческое настроение для работы над научным текстом (как найти "вдохновение")? Во-первых, должна быть идея, а для этого нужно научиться либо относиться к разным явлениям и фактам несколько критически (своя идея - как иная точка зрения), либо научиться увлекаться каким-то известными идеями, которые нуждаются в доработке (идея - как оптимистическая позиция и направленность на дальнейшее совершенствование уже известного). Во-вторых, важно уметь отвлекаться от окружающей суеты (многие талантливые люди просто "пропадают" в этой суете), для чего важно уметь выделять важнейшие приоритеты в своей учебно-исследовательской деятельности. В-третьих, научиться организовывать свое время, ведь, как известно, свободное (от всяких глупостей) время - важнейшее условие настоящего творчества, для него наконец-то появляется время… Иногда именно на организацию такого времени уходит немалая часть сил и талантов.
5) Естественно, писать следует ясно и понятно, стараясь основные положения формулировать четко и недвусмысленно (чтобы и самому понятно было), а также стремясь структурировать свой текст. Каждый раз надо представлять, что Ваш текст будет кто-то читать и ему захочется сориентироваться в нем, быстро находить ответы на интересующие вопросы (заодно представьте себя на месте такого человека). Понятно, что работа, написанная "сплошным текстом" (без заголовков, без выделения крупным шрифтом наиболее важных мест и т.п.) у культурного читателя должна вызывать брезгливость и даже жалость к автору (исключения составляют некоторые древние тексты, когда и жанр был иной и к текстам относились иначе, да и самих текстов было гораздо меньше - не то, что в эпоху "информационного взрыва" и соответствующего "информационного мусора").
6) Объем текста и различные оформительские требования во многом зависят от принятых в конкретном учебном заведении порядков.





Дата публикования: 2014-11-04; Прочитано: 1161 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.008 с)...