Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Русская культура в первой половине XIX в



Необычайный взлет отечественной культуры в первой половине XIX в. позволил назвать это время ее «золотым веком». Если в эко­номическом и социально-политическом развитии Россия отставала от передовых европейских государств, то в культурных достижениях она не только шла вровень с ними, но и часто опережала.

Развитие русской культуры в первой половине XIX в. опиралось на преобразования предшествующего времени. Проникновение эле­ментов капиталистических отношений в экономику усилило потреб­ность в грамотных и образованных людях. Города стали основными культурными центрами. Новые социальные слои втягивались в обще­ственные процессы. Культура развивалась на фоне все возрастающе­го национального самосознания русского народа и в связи с этим имела ярко выраженный национальный характер. Существенное влияние на литературу, театр, музыку, изобразительное искусство оказала Отечественная война 1812 г.

Однако консервативные тенденции в политике императоров Александра I и Николая I сдерживали развитие культуры. Прави­тельство активно боролось с проявлениями передовой общественной мысли в литературе, публицистике, театре и живописи. Оно препят­ствовало широкому народному образованию. Крепостничество не да­вало возможности пользоваться высокими культурными достижения­ми всему населению. Культурные запросы и потребности верхушки общества были иными, чем у народа, у которого складывались соб­ственные культурные традиции.

Просвещение и образование. Уровень образованности общества является одним из показателей культурного состояния страны. В России в конце XVIII — начале XIX в. он был крайне невысок. Население, и главным образом крестьянство, было неграмотным или малограмотным. Поэтому усилия правительства Александра I были направлены на создание системы государственного образования. Она состояла из: одногодичных приходских школ; трехклассных уездных Училищ; семиклассных гимназий. В эпоху Александра I образование было бессословным. При Николае I оно приняло замкнутый сослов­ный характер: приходские школы для крестьян; уездные училища для детей купцов, ремесленников и других городских обывателей; гимназии для детей дворян и чиновников. Для дворянства, кроме того, открывались и специальные средние учебные заведения — ка­детские корпуса и др. Лишь гимназическое образование или оконча­ние специальных дворянских учебных заведений давало право посту­пления в университеты.



Глава 22. Русская культура в первой половине XIX в.


Глава 22. Русская культура в первой половине XIX в.




бразцовым учебным заведением стал с 1811 г. знаменитый Цар­скосельский лицей. Программа преподавания в нем почти соответст­вовала университетской. В лицее получили образование литераторы А. С. Пушкин, В. К. Кюхельбекер, И. И. Пущин, А. А. Дельвиг, М. Е. Салтыков-Щедрин; дипломаты А. М. Горчаков и Н. К. Гире; министр народного просвещения Д. А. Толстой; публицист Н. Я. Да­нилевский и др.

Широко была распространена система домашнего образования. В ней основное внимание уделялось изучению иностранных языков, словесности, музыки, живописи, правил поведения в обществе.

В первой половине XIX в. в России не было системы женского образования. Только для дворянок открыли несколько закрытых ин­ститутов (средних учебных заведений), созданных по образцу Смоль­ного института благородных девиц. Программа была рассчитана на 7—8 лет обучения и включала арифметику, словесность, историю, иностранные языки, музыку, танцы, домоводство. В начале XIX в. в Петербурге и Москве были созданы школы для девушек, отцы которых имели обер-офицерское звание. В 30-е годы открылось не­сколько школ для дочерей гвардейских солдат и матросов-черномор­цев. Однако основная масса женщин была лишена возможности по­лучить даже начальное образование.

В политике правительства по отношению к начальному и средне- му образованию доминировали консервативные тенденции. Многие государственные деятели осознавали растущую потребность в обра­зованных или хотя бы грамотных людях. В то же время они боя­лись широкого просвещения народа. Эту позицию обосновал шеф жандармов А. X. Бенкендорф. «Не должно слишком торопиться с просвещением, чтобы народ не стал по кругу своих понятий в уровень с монархами и не посягнул тогда на послабление их вла­сти». Под строгим правительственным контролем находились все программы образовательных учреждений. Они усиленно наполнялись религиозным содержанием и принципами, воспитывавшими монархи­ческие чувства.

Однако даже в этих сложных условиях высшее образование про- должало развиваться. Открывались новые университеты в Дерпте (ныне г. Тарту), Петербурге (на базе Педагогического института), Казани, Харькове. Юридический статус университетов определялся Уставами 1804 и 1835 гг. В последнем наглядно проявилось усиле­ние консервативной линии в политике правительства. Университеты потеряли свою автономию, а повышение платы за обучение больно ударило по малоимущим слоям молодежи, стремившейся к знаниям. Для подготовки квалифицированных кадров были созданы специаль­ные высшие учебные заведения: Медико-хирургическая академия, Технологический, Строительный и Межевой институты, Высшее учи­лище правоведения, Лазаревский институт восточных языков и др.


Университеты и институты стали основными центрами, пропаган­дировавшими современные научные достижения и формировавшими национальное самосознание. Большой популярностью пользовались публичные лекции профессоров Московского университета по про­блемам отечественной и всеобщей истории, коммерческим и естест­венным наукам. Особую известность приобрели лекции по всеобщей истории профессора Т. Н. Грановского.

Несмотря на препятствия, чинимые правительством, происходила демократизация состава студенчества. Разночинцы (выходцы из не­дворянских слоев) стремились получить высшее образование. Мно­гие из них занимались самообразованием, пополняя ряды складывав­шейся русской интеллигенции. Среди них поэт А. Кольцов, публи­цист Н. А. Полевой, А. В. Никитенко, бывший крепостной, выкупленный на свободу и ставший литературным критиком и ака­демиком Петербургской академии наук.

Наука. В отличие от XVIII в., для которого был характерен эн­циклопедизм ученых, в первой половине XIX в. началась дифферен­циация наук, выделение самостоятельных научных дисциплин (есте­ственных и гуманитарных). Наряду с углублением теоретических по­знаний все большее значение приобретали научные открытия, имевшие прикладное значение и внедрявшиеся, хотя и медленно, в практическую жизнь.

Для естественных наук были характерны попытки более глубоко­го проникновения в понимание основных законов природы. Иссле­дования философов (физика и агробиолога М. Г. Павлова, медика И. Е. Дядьковского) внесли значительный вклад в этом направлении. Профессор Московского университета биолог К. Ф. Рулье еще до Ч. Дарвина создал эволюционную теорию развития животного мира. Математик Н. И. Лобачевский в 1826 г., опередив современных ему ученых, создал теорию «неевклидовой геометрии». Церковь объявила ее еретической, а коллеги признали правильной лишь в 60-е годы XIX в. В 1839 г. завершилось строительство здания Пулковской ас­трономической обсерватории. Она была оснащена современной для того времени аппаратурой. Обсерваторию возглавил астроном В. Я. Струве, обнаруживший концентрацию звезд в главной плоскости Млечного Пути.

В прикладных науках особенно важные открытия были сделаны в области электротехники, механики, биологии и медицины. Физик Б. С. Якоби в 1834 г. сконструировал электромоторы, работавшие от гальванических батарей. Академик В. В. Петров создал ряд ориги­нальных физических приборов и положил начало практическому применению электричества. П. Л. Шиллинг создал первый записы­вающий электромагнитный телеграф. Отец и сын Е. А. и М. Е. Че­репановы на Урале построили паровой двигатель и первую желез­ную дорогу на паровой тяге. Химик Н. Н. Зинин разработал техно­логию синтеза анилина — органического вещества, употреблявшегося


240


Глава 22. Русская культура в первой половине XIX в.


Глава 22. Русская культура в первой половине XIX в.


241



для закрепления красок в текстильной промышленности. П. П. Ано- сов раскрыл утерянный в Средние века секрет изготовления булат­ной стали. Н. И. Пирогов впервые в мире начал делать операции под эфирным наркозом, широко применял антисептические средства в военно-полевой хирургии. Профессор А. М. Филомафитский разра­ботал методику использования микроскопа для исследования элемен­тов крови и совместно с Н. И. Пироговым метод внутривенного нар­коза.

Складывание России как великой евразийской державы, ее геопалитические интересы требовали активного исследования не только прилегающих к ней территорий, но и отдаленных районов земного шара. Первая русская кругосветная экспедиция была предпринята в 1803—1806 гг. под командованием И. Ф. Крузенштерна и Ю. Ф. Лисянского. Экспедиция прошла от Кронштадта до Камчатки и Аляски. Изучались острова Тихого океана, побережье Китая, остров Саха­лин и полуостров Камчатка. Позднее Ю. Ф. Лисянскии, проделав путь от Гавайских островов до Аляски, собрал богатые географические и этнографические материалы об этих территориях. В 1819—1821 гг.! во главе с Ф. Ф. Беллинсгаузеном и М. П. Лазаревым была осуществ­лена русская экспедиция, которая 16 января 1820 г. открыла Антарк­тиду. Ф. П. Литке изучал Северный Ледовитый океан и территорию Камчатки. Г. И. Невельский открыл устье Амура, пролив между Саха­лином и материком, доказав, что Сахалин — остров, а не полуостров, как полагали ранее. О. Е. Коцебу исследовал западное побережье Се­верной Америки и Аляску. После этих экспедиций многие географи­ческие объекты на карте мира были названы русскими именами.

Гуманитарные науки выделились в особую отрасль и успешно развивались. В начале XIX в. и особенно после Отечественной вой­ны 1812 г. усилилось стремление познать русскую историю как важ­ный элемент национальной культуры. При Московском университете было создано Общество истории и древностей российских. Начались интенсивные поиски памятников древнерусской письменности. В 1800 г. было опубликовано «Слово о полку Игореве» — выдаю­щийся памятник древнерусской литературы XII в. Археографическая комиссия развернула работу по сбору и публикации документов по русской истории. Начались первые археологические раскопки на тер­ритории России.

В 1818 г. были изданы первые 8 томов «Истории государства Российского» Н. М. Карамзина. Консервативно-монархическая кон-! цепция этого труда вызвала неоднозначный отклик общественности: одни (крепостники) превозносили автора, другие (будущие декабри­сты) порицали его. 19-летний А. С. Пушкин откликнулся дружеской и ироничной эпиграммой:

«В его «Истории» изящность, простота Доказывают нам, без всякого пристрастья, Необходимость самовластья —

И прелести кнута».


Н. М. Карамзин своим трудом пробудил интерес многих писателей к отечественной истории. Под его влиянием были созданы «Историче­ские думы» К. Ф. Рылеева, трагедия «Борис Годунов» А. С. Пушкина, исторические романы И. И. Лажечникова и Н. В. Кукольника.

Для следующих поколений историков (К. Д. Кавелин, Н. А. По­левой, Т. Н. Грановский, М. П. Погодин и др.) было характерно стремление по-новому осмыслить русскую историю, понять законо­мерности и специфику ее развития, связь и отличие от западно-евро­пейской. При этом углублялось размежевание теоретико-философ­ских позиций, исторические наблюдения использовались для обосно­вания своих политических взглядов и программы будущего устройства России. В конце 40-х годов начал свои исследования ко­рифей русской исторической науки С. М. Соловьев. Его научная деятельность в основном протекала в 50—70-х годах XIX в. Он соз­дал 29-томную «Историю России с древнейших времен» и множест­во других работ по разным проблемам отечественной истории.

Важной задачей в процессе становления национальной культуры была разработка правил и норм русского литературного и разговор­ного языка. Это имело особое значение в связи с тем, что многие дворяне не умели ни строчки написать по-русски, не читали книги на родном языке. Существовали различные мнения о том, каким быть русскому языку. Часть ученых выступала за сохранение архаизмов, характерных для XVIIIв. Некоторые выражали протест против низко­поклонства перед Западом и использования иностранных слов (пре­имущественно французских) в русском литературном языке. Большое значение для решения этой проблемы имели создание словесного от­деления в Московском университете и деятельность Общества люби­телей российской словесности. Разработка основ русского литератур­ного языка окончательно осуществилась в творчестве писателей Н. М. Карамзина, А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Н. В. Гоголя и др. Публицист Н. И. Греч написал «Практическую русскую грамма­тику».

Просветительская деятельность. Распространению знаний спо­собствовали многие научные общества: Географическое, Минералоги­ческое, Московское общество испытателей природы, упомянутые выше Общество истории и древностей российских, Общество люби­телей российской словесности. Они устраивали публичные лекции, печатали отчеты и сообщения о наиболее выдающихся достижениях отечественной науки, финансировали различные исследования.

Особое значение для просвещения народа играло издание книг. В начале XIXв. существовали лишь государственные типографии, в 30—40-е годы распространилось частное книгоиздательство. Оно прежде всего связано с именем А. Ф. Смирдина, которому удалось удешевить стоимость книг, увеличить тиражи и сделать книгу широ­ко доступной. Он был не только предпринимателем, но и известным издателем-просветителем.


242 Глава 22. Русская культура в первой половине XIX в.

В первой половине XIX в. заметно оживилось газетное и жур- нальное дело. Кроме «Санкт-Петербургских» и «Московских ведомо­стей» появились многие частные газеты («Северная пчела», «Литера­турная газета» и др.). Первым русским общественно-политическим журналом был «Вестник Европы», основанный Н. М. Карамзиным. Материалы патриотического содержания публиковались в журнале «Сын Отечества». Огромной популярностью в 30—50-е годы пользо­вались литературно-художественные журналы «Современник» и «Отечественные записки», в которых сотрудничали В. Г. Белин­ский, А. И. Герцен и другие прогрессивные общественные деятели.

В 1814 г. в Петербурге появилась первая публичная библиотека, ставшая национальным книгохранилищем. В дальнейшем публичные и платные библиотеки открывались во многих провинциальных горо­дах. Нередки стали крупные частные книжные коллекции в домах не только богатых людей.

В первой половине XIX в. начали открываться общедоступные музеи, ставшие местом хранения вещественных, письменных и изобразительных памятников, представлявших историческую, куль­турную и художественную ценность. Примечательно, что музейное дело более быстрыми темпами развивалось в провинциальных горо­дах: Барнауле, Оренбурге, Феодосии, Одессе и др. В 1831 г. был ос­нован Румянцевский музей в Петербурге. Он содержал книги, руко­писи, монеты, этнографические коллекции. Все это было собрано графом Н. П. Румянцевым и передано после его смерти государству. В 1861 г. собрание было перевезено в Москву и послужило основой Румянцевской библиотеки (ныне — Российская государственная биб­лиотека). В 1852 г. коллекция произведений искусства в Эрмитаже была открыта для публичного доступа.

Распространению знаний способствовали также ежегодные с кон­ца 20-х годов XIX в. всероссийские промышленные и сельскохозяй­ственные выставки.

Литература. Именно расцвет литературы позволил определить первую половину XIX в. как «золотой век» русской культуры. Писа­тели, отражавшие российскую действительность, занимали разные общественно-политические позиции. Существовали различные худо­жественные стили (методы), сторонники которых придерживались противоположных убеждений. В литературе первой половины XIX в. закладывались те основополагающие принципы, которые определили ее дальнейшее развитие: народность, высокие гуманистические идеа­лы, гражданственность и чувство национального самосознания, пат­риотизм, поиски социальной справедливости. Литература становилась важным средством формирования общественного сознания.

На рубеже XVIII—XIX вв. классицизм уступил место сентиментализму. В конце своего творческого пути к этому художественному методу пришел поэт Г. Р. Державин. Главным представителем рус-


243

Глава 22. Русская культура в первой половине XIX в.

ского сентиментализма был писатель и историк Н. М. Карамзин (по­весть «Бедная Лиза» и др.).

Русский сентиментализм просуществовал недолго. Героические события войны 1812 г. способствовали появлению романтизма. Он был широко распространен и в России, и в других европейских странах. В русском романтизме существовало два течения. В творче­стве В. А. Жуковского проявился «салонный» романтизм. В балла­дах он воссоздал мир поверий, рыцарских легенд, далеких от реаль­ной действительности. Другое течение в романтизме представляли поэты и писатели — декабристы (К. Ф. Рылеев, В. К. Кюхельбекер, А. А. Бестужев-Марлинский). Они призывали к борьбе против само­державно-крепостнических порядков, выступали за идеалы свободы и служения Родине. Романтизм оказал заметное влияние на раннее творчество А. С. Пушкина и М. Ю. Лермонтова.

Во второй четверти XIX в. в европейской литературе начал утвер­ждаться реализм. В России его основоположником стал А. С. Пуш­кин. После создания романа «Евгений Онегин» этот художественный метод стал доминирующим. В творчестве М. Ю. Лермонтова, Н. В. Гоголя, Н. А. Некрасова, И. С. Тургенева, И. А. Гончарова от­четливо проявились характерные черты реализма: правдивое отобра­жение действительности во всем ее многообразии, внимание к просто­му человеку, обнажение отрицательных явлений жизни, глубокие раз­думья о судьбах Родины и народа.

Большое значение для развития литературы имела деятельность «толстых» литературных журналов «Современник» и «Отечественные записки». Основателем «Современника» был А. С. Пушкин, а с 1847 г. его возглавили Н. А. Некрасов и В. Г. Белинский. В 40-е годы XIX в. «Отечественные записки» сплачивали вокруг себя наи­более талантливых писателей того времени — И. С. Тургенева, А. В. Кольцова, Н. А. Некрасова, М. Е. Салтыкова-Щедрина. В этих журналах возникло новое явление для России — литературная крити­ка. Они стали и центрами литературных объединений, и выразителя­ми разных общественно-политических взглядов. В них отражалась не только литературная полемика, но и идейная борьба.

Развитие литературы происходило в сложных социально-политиче­ских условиях. Ее постоянное соприкосновение с передовыми тече­ниями общественной мысли вынуждало правительство применять к литераторам запретительные и репрессивные меры. В 1826 г. цен­зурный устав, названный современниками «чугунным», сменил преж­ний (1804 г.), более либеральный. Теперь цензор мог по своему ус­мотрению кромсать текст, убирая из него все, что ему казалось ос­корбительным для самодержавия и церкви. «История нашей Литературы, по словам А. И. Герцена,— это или мартиролог, или реестр каторги». А. И. Полежаев и Т. Г. Шевченко были отданы в сол­даты. А. И. Герцен и Н. П. Огарев за свои первые литературные опы-


244


Глава 22. Русская культура в первой половине XIX в.


Глава 22. Русская культура в первой половине XIX в.


245



ты сосланы. А. А. Бестужев-Марлинский убит во время Кавказской войны.

Театр. В первой половине XIX в. в России театральная жизнь вступила в новую фазу. Существовали различные виды Театров. По-прежнему широко были распространены крепостные театры, принад­лежавшие русским аристократическим фамилиям (Шереметевым, Ап­раксиным, Юсуповым и др.). Государственных театров было немного (Александрийский и Мариинский в Петербурге, Большой и Малый в Москве). Они находились под мелочной опекой администрации, которая постоянно вмешивалась в репертуар и подбор актеров. Это тормозило театральное творчество. Начали появляться частные теат­ры, которые то разрешались, то запрещались властями.

Драматический театр развивался под воздействием тех же тен- денций, что и литература. В нем в начале XIX в. господствовали классицизм и сентиментализм. Позднее появились романтические пьесы. Ставились произведения европейских (Ф. Шиллер, В. Шек­спир) и отечественных авторов. Особенно популярен был Н. В. Ку­кольник, написавший ряд исторических пьес. Большим успехом пользовались сатирические комедии Д. И. Фонвизина и И. А. Кры­лова. В 30—40-е годы XIX в. под влиянием отечественной литерату­ры в театральном репертуаре стали утверждаться реалистические традиции. Крупным событием культурной жизни России стала поста­новка пьесы Н. В. Гоголя «Ревизор».

Талантливые артисты — В. А. Каратыгин, П. С. Мочалов, Е. С. Се-менова и др.— закладывали основы русской театральной школы. В Ма­лом театре, исповедовавшем реалистические традиции, в роли Фамусо­ва («Горе от ума») и Городничего («Ревизор») прославился М. С. Щеп­кин. Он вошел в историю театра как реформатор актерского мастерства. В Александрийском театре реалистические образы Хлеста­кова в «Ревизоре» и Митрофанушки в «Недоросле» создал А. Е. Мар­тынов.

Балет. Особое место в культурной жизни России занимало ба-летное театральное искусство. Оно развивалось в тесной связи и под влиянием отечественной литературы. Уходили в прошлое балеты «чистейшего классицизма». Им на смену приходили сентименталь­ные мелодрамы и романтические постановки. Кроме балетных дивер­тисментов, сопровождавших оперы или имевших самостоятельный характер, в репертуаре появились балеты, сюжет которых был под­сказан отечественной литературой («Руслан и Людмила», «Бахчиса­райский фонтан», «Кавказский пленник» А. С. Пушкина). В либрет­то балетов использовались мифология, сказки, события из реальной истории разных стран.

Своим успехом балет в России обязан балетмейстеру, педагогу и драматургу Ш. Дидло. Он создал основы русского классического балета, использовав национальные мотивы и традиции европейского танцевального искусства. Под его руководством на Петербургской


сцене блистали А. С. Новицкая, А. И. Истомина, А. А. Лихутина и др.

Музыка. В первой половине XIX в. открылась новая страница в истории отечественной музыкальной культуры. Композиторы не стремились к заимствованиям у немецкой, итальянской и француз­ской школ. Многовековое народное творчество создало основу для развития национальной музыкальной школы. Сочетание народных мотивов с романтизмом обусловило появление особого жанра — рус­ского романса (А. А. Алябьев, А. Е. Варламов, А. Л. Гурилев).

Особое место в истории русского музыкального искусства зани­мал композитор М. И. Глинка. В его творчестве искусно переплета­лись классические каноны европейской музыкальной культуры с рус­скими народными мелодиями. Оперы «Жизнь за царя» по либретто Н. В. Кукольника, «Руслан и Людмила» по мотивам поэмы А. С. Пушкина заложили основы русского оперного искусства. Кро­ме опер, М. И. Глинка писал романсы, этюды, хоры и струнные квартеты. Он был родоначальником всех основных жанров нацио­нальной классической музыки.

Реалист и новатор А. С. Даргомыжский вводил в свои произве­дения бытовые сюжеты и народные песенные мелодии, удачно раз­вивал приемы и средства музыкальной выразительности в операх «Русалка» и «Каменный гость». Крупным представителем романтиче­ского направления в музыке был композитор А. Н. Верстовский (опера «Аскольдова могила»).

Живопись и скульптура. Для русского изобразительного искус­ства также были характерны романтизм и реализм. Однако офици­ально признанным методом был классицизм. Академия художеств стала консервативным и косным учреждением, препятствовавшим любым попыткам свободы творчества. Она требовала строго следо­вать канонам классицизма, поощряла написание картин на библей­ские и мифологические сюжеты. Молодых талантливых русских ху­дожников не удовлетворяли рамки академизма. Поэтому они чаще, чем прежде, обращались к портретному жанру.

Ярким представителем романтизма в живописи был О. А. Кипрен­ский, кисти которого принадлежат несколько замечательных картин. Его портрет молодого, овеянного поэтической славой А. С. Пушкина является одним из лучших в создании романтического образа.

Реалистическую манеру отражали произведения В. А. Тропинина. Он тоже написал портрет А. С. Пушкина. Перед зрителем предстает Умудренный жизненным опытом, не очень счастливый человек. Чаще Всего В. А. Тропинин обращался к изображению людей из народа («Кружевница», «Портрет сына» и др.).

Художественные и идейные искания русской общественной мыс­ли, ожидание перемен отразились в картинах К. П. Брюллова «По­следний день Помпеи» и А. А. Иванова «Явление Христа народу».


246


Глава 22. Русская культура в первой половине XIX в.


Глава 22. Русская культура в первой половине XIX в.


247



В первой половине XIX в. в русскую живопись входит бытовой сюжет. Одним из первых к нему обратился А. Г. Венецианов. Он посвятил свои картины «На пашне», «Захарка», «Утро помещицы» изображению крестьян. Его традиции продолжил П. А. Федотов. Его полотна реалистичны, наполнены сатирическим содержанием, разо­блачающим торгашескую мораль, быт и нравы верхушки общества («Сватовство майора», «Свежий кавалер» и др.). Современники спра­ведливо сравнивали П. А. Федотова в живописи с Н. В. Гоголем в литературе.

На рубеже XVIII—XIX вв. наметился подъем русской скульпту­ры. И. П. Мартос создал первый в Москве памятник — К. Минину и Д. Пожарскому на Красной площади. По проекту А. А. Монферра-на была воздвигнута 47-метровая колонна на Дворцовой площади перед Зимним дворцом как памятник Александру I и монумент в честь победы в войне 1812 г. Б. И. Орловскому принадлежат па­мятники М. И. Кутузову и М. Б. Барклаю де Толли в Петербурге. П. К. Клодт был автором четырех конных скульптурных групп на Аничковом мосту и конной статуи Николая I. Ф. П. Толстой создал серию замечательных барельефов и медалей, посвященных Отечест­венной войне 1812 г.

Архитектура и градостроительство. Русская архитектура первой половины XIX в. связана с традициями позднего классицизма. Ха­рактерная черта — создание крупных ансамблей. Это особенно про­явилось в Петербурге, в котором многие кварталы поражают своим единством и гармоничностью. По проекту А. Д. Захарова было воз­двигнуто здание Адмиралтейства. От него разошлись лучи петер­бургских проспектов. Стрелку Васильевского острова украсило зда­ние Биржи и ростральные колонны (архитектор Т. де Томон). Нев­ский проспект приобрел завершенный вид после возведения А. Н. Воронихиным Казанского собора. По проекту А. А. Монфер-рана был создан Исаакиевский собор — самое высокое здание Рос­сии того времени. К. И. Росси закончил формирование петербург­ских ансамблей зданиями Сената, Синода, Александрийского театра и Михайловского дворца. Именно в первой половине XIX в. Петер­бург стал подлинным шедевром мирового зодчества.

Сгоревшая в 1812 г. Москва тоже отстраивалась в традициях классицизма, но с меньшим размахом, чем Петербург. О. И. Бове оформил ансамбль Театральной площади, возведя здания Малого и Большого театров. Крупным архитектурным ансамблем стала Ма­нежная площадь со зданиями Университета (перестроенными Д. И. Жилярди), Манежа и Александровского сада (архитектор О. И. Бове). Грандиозное здание Манежа было построено в честь пятилетия победы над Наполеоном и для смотра войск, возвращав­шихся в 1817 г. из заграничного похода. В дальнейшем это здание использовалось для проведения парадов, для сельскохозяйственных и этнографических выставок, музыкальных концертов.


В 30-х годах классицизм в архитектуре с его лаконичностью, строгостью линий и форм начал сменяться «русско-византийским стилем». К. А. Тон преобразил территорию Кремля, построив Боль­шой Кремлевский дворец и здание Оружейной палаты. По его про­екту в 1839 г. был заложен храм Христа Спасителя как символ из­бавления от нашествия французов в 1812 г. (Строительство было за­вершено лишь в 1883 г.)

Существенные преобразования затронули лишь центр старой сто­лицы России. В целом же ее облик изменился мало, она оставалась деревянной и архаично застроенной. На Красной площади располага­лись многочисленные торговые ряды и лавки, заслонявшие ее красо­ту. Тверскую улицу обрамляли сады и огороды. За Тверской заста­вой (в районе нынешнего Белорусского вокзала) простиралось огром­ное поле, на котором охотники травили зайцев. Весьма образно обрисовал Москву той поры поэт П. А. Вяземский:

«...здесь чудо — барские палаты

С гербом, где венчан знатный род. Вблизи на курьих ножках хаты

И с огурцами огород».

Подражая обеим столицам, преображались и провинциальные го­рода. Там работали талантливые архитекторы Я. Н. Попов, В. П. Ста­сов и др. По проекту В. П. Стасова в Омске был возведен Николь­ский казачий собор. В Одессе по проекту А. И. Мельникова создан ансамбль Приморского бульвара с полукруглыми зданиями, обращен­ными к морю, и в центре с памятником герцогу Ришелье — создате­лю и первому губернатору Одессы. Ансамбль завершала величествен­ная лестница, ведущая к морю.

В целом в первой половине XIX в. Россия добилась впечатляю­щих успехов в области культуры. В мировой фонд навечно вошли произведения многих русских писателей, художников, скульпторов, архитекторов и композиторов. Завершился процесс складывания рус­ского литературного языка и в целом — формирования национальной культуры. Традиции, заложенные в первой половине XIX в., развива­лись и приумножались в последующее время.


Отмена крепостного права


249



Глава 23





Дата публикования: 2014-11-02; Прочитано: 356 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.016 с)...