![]() |
Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | |
|
"Стихотворение "Падаль" — самое христианское стихотворение в мировой поэзии ".
Осип Мандельштам
Quot;Ничто не может оправдать человека старше 30-ти лет, который позволил себе напечатать такую чудовищную книгу".
Из официального запрещения "Цветов зла" Шарля Бодлера.
Ш. Бодлер
«Падаль»
1. Построфный анализ текста (После него - 2.Текст стихотворения как художественное целое)
Строфа
Вы помните ли то, что видели мы летом? — Я-6
Мой ангел, помните ли вы —Я - 4
Ту лошадь дохлую под ярким белым светом, — Я-6
Среди рыжеющей травы? — Я - 4
— Риторическое обращение; цель - вызвать воспоминание. Я-6 усиливает торжественное звучание, которое снимается игривостью Я-4 в четных строках.
В то же время в само обращение встраивается картина: дохлая лошадь — белый свет — рыжеющая трава: мертвое — энергия — живое.
Строфа
Полуистлевшая, она, раскинув ноги,
Подобно девке площадной,
Бесстыдно, брюхом вверх лежала у дороги,
Зловонный выделяя гной.
— Торжество мертвого: гниение, тлен — снижение риторического, торжественного стиля целой строфой. Мертвое здесь - естественно телесное.
Строфа
И солнце эту гниль палило с небосвода,
Чтобы останки сжечь дотла,
Чтоб литое в одном великая Природа
Разъединенным приняла.
— энергия, восстанавливающая целостность природы: слитое в одно м: Природа как творящий Бог.
Строфа
И в небо щерились уже куски скелета,
Большим подобные цветам.
От смрада на лугу, в душистом зное лета,
Едва не стало дурно вам.
— вводит новую тему — искусства, творчества через художественный образ благодаря сравнению кусков скелета с большими цветами: за счет этого выделяются и противопоставляются точки зрения лирического героя и лирической героини. Героиня видит мир таким, каков он есть, герой-художник видит возможность преображения этого мира — выходит в иное пространство.
Строфы
Спеша на пиршество, жужжащей туче мухи
Над мерзкой грудою вились,
И черви ползали и копошились в брюхе,
Как черная густая слизь.
Все это двигалось, вздымалось и блестело,
Как будто, вдруг оживлено,
Росло и множилось чудовищное тело,
Дыханья смутного полно.
— совмещение живого и мертвого: мертвое как живое под воздействием энергии солнца - оживлено: двигалось, вздымалось и блестело, росло и множилось, дыхания полно.
Строфа
И этот мир струил таинственные звуки,
Как ветер, как бегущий вал,
Как будто сеятель, подъемля плавно руки,
Над нивой зерна развевал.
— золотое сечение — точка зрения художника: мир струил таинственные звуки - сеятель - это Бог: тема зерна как вечного возвращения — мертвое становится живым.
Строфа
То зыбкий хаос был, лишенный форм и линий,
Как первый очерк, как пятно,
Где взор художника провидит стан богини,
Готовый лечь на полотно.
— тема искусства, создающего природу (трансцендентность - выход за пределы- бытия по Шеллингу: творящий взор художника - такой же сеятель как Бог. У Гете — Театральный пролог и пролог на небе).
Строфа
Из-за кустов на нас, худая, вся в коросте,
Косила сука злой глазок
И выжидала миг, счтоб отхватить от кости
И лакомый сожрать кусок.
— алчность живого по отношению к мертвому: сука, пожирающая кусок падали — изнанка мира, материала, из которого художник творит целостность.
Строфа
Но вспомните: и вы, заразу источая,
Вы трупом ляжете гнилым,
Вы, солнце глаз моих, звезда моя живая,
Вы, лучезарный серафим.
—возвращает к риторике 1 строфы — парадокс жанра воспоминания Бодлера: влюбленная должна вспомнить о том, что будет: был труп лошади, будет труп возлюбленной, которая тоже солнце, лучезарный серафим (ангел). Во фр.яз. вы-ты не придает официальности, как то случилось в рус. яз. после введение Екатериной закона об обращении на Вы.
Строфа
И вас, красавица, и вас коснется тленье,
И вы сгниете до костей,
Одетая в цветы, под скорбные моленья,
Добыча гробовых гостей.
— тема тления, зеркалная симметрия 2-ой строфы: труп лошади - труп возлюбленной.
Строфа
Скажите же червям, когда начнут, целуя,
Вас пожирать во тьме сырой,
Что тленной красоты навеки сберегу я
И форму и бессмертный строй.
— экстазис: тленная красота в сознании Художника вечная, не случайно сберегу не "глаза", "руки" - фигуру, а форму и бессмертный строй (понятия искусства).
Дата публикования: 2014-11-03; Прочитано: 240 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!