Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
Социалистическое течение уходит корнями глубоко в историю. Его сторонники связывают экономический анализ с принципом социальной справедливости и необходимостью политической переделки общества на выработанных ими принципах коллективизма, солидарности, добровольного труда на общую пользу, имущественной равнодоступности благ. Проекты (доктрины) такого рода влекут за собой исторические попытки «проделать опыт» (выражение Ленина), и, как показывает жизнь, все они суть утопия («место, которого нет»).
Большой вклад в теорию утопического социализма внесли французские авторы. В работах графа Анри де Сен-Симона (1760—1825) (считавшего себя «последним из дворян и первым из социалистов») «Катехизис промышленности» (1823) и «Новое христианство» (1824) вводится понятие «индустриализм», чтобы показать роль производителей и промышленности как основы развития. Труд обязателен и должен быть организован в целях улучшения «морального и физического состояния самого слабого класса». Политическая власть переходит в руки промышленников, инженеров, банкиров и фермеров. Частная собственность сохраняется в преобразованном виде и предоставляется в зависимости от способностей, наследство упраздняется. В распределении благ предлагается формула «от каждого по способностям, каждому по труду». Технократический социализм Сен-Симона оставил след в истории науки и использован в теориях «индустриального общества» в XX в.
Индустриальный социализм обогащается идеей кооперативного социализма. Шарля Фурье (1772—1837). Свои идеи он представил в работах: «Новый промышленный и общественный мир» (1828), «Ложная промышленность, раздробленная, отталкивающая, лживая и противоядие – промышленность согласная, привлекательная (1835г.) и др. Фурье представил схематическое изображение развития общества:
1. Период, предшествующий индустрии.
2. Промышленность раздробленная, отталкивающая.
3. Промышленность общественная, притягательная.
Каждой эпохе Фурье дает экономическую характеристику, считая каждую последующую эпоху высшей формой общественного устройства по сравнению с предыдущей. Строй будущего по Фурье является ассоциацией, в которой не будет наемного труда, противоречий между городом и деревней. Граждане будут организованы в фаланги (трудовые товарищества), в которых совместно живут, работая и отдыхая трудовые коллективы численностью в 1-2 тысячи человек. Полученная прибыль частично зачисляется на трудовые акция каждого, частично поступает в общественный фонд потребления.
В фалангах исчезнет порабощающее человека закрепление за определенным видом труда, так как работники в фалангах будут менять вид работы несколько раз в день. На смену конкуренции, при которой выигрыш одного есть проигрыш всех остальных, придет соревнование, в котором выиграют все. Весь произведенный в фаланге продукт будет делиться в отношении 5:4:3 между трудом, акционерным капиталом и знаниями. Роль государства у Фурье оказывается совершенно незначительной, поэтому его часто называют предшественником анархизма.
Англичанин Роберт Оуэн (1771—1858) выдвигает идею коллективного владения средствами производства. Его основные работы: «Образование характера (1813), «Книга о "Новом нравственном мире"»(1842). Будучи социалистом, Оуэн видел основного врага общества в частной собственности, которая, по его мнению, вредна для всех, в том числе для самих собственников. На смену частной собственности и личной заинтересованности должны прийти общественная собственность, общий труд, равенство в правах и обязанностях. Деньги, как орудие эксплуатации, должны быть отменены. Они должны быть заменены квитанциями, удостоверяющими, какое количество труда работник затратил на изготовление товара. Изготовленный товар он сдает на «базар справедливого обмена» — общественный склад, где по полученной им квитанции сможет подобрать себе равный по количеству труда нужный ему товар.
Оуэн борется за фабричное законодательство в пользу рабочих, создает коммуну «Новая Гармония» в США, которая просуществовала около 3-х лет и стоила Оуэну более 40 тыс. фунтов стерлингов, но все, же распалась. В 30-е годы Оуэн деятельно участвует в профсоюзном движении, пропагандирует кооперативное движение. В своей критике капитализма и экономическом обосновании проектируемой им коммунистической системы Оуэн опирался на учения классической политической экономии.
В научном плане Взгляды Сен-Симона, Фурье и Оуэна находились на обочине экономической науки. Они содержали элементы глубокой критики существовавшего в то время общественного строя и ряд интересных догадок о направлении будущего общественного развития, но в целом не имели серьезных теоретических оснований. Исправить этот недостаток взялся Карл Маркс, которому, по его собственному мнению, удалось превратить утопический социализм его предшественников в «научный» социализм.
Дата публикования: 2014-11-03; Прочитано: 475 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!