Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Классификация правовых семей



Романо-германская правовая семья или система континентального права (Франция, ФРГ, Италия, Испания, Россия) сложилась в Европе.Истоки схожести данных правовых систем следует искать в римском праве, рецепция которого наглядно прослеживается во всех названных государствах. Римское право считается классическим, так как в нем наиболее подробно были закрепле­ны нормы, касающиеся частной собственности. Начиная с 19 века основным источником (формой) права в этих странах является закон. Во всех государствах романо-германской семьи есть конституции, за нормами которых признаётся высшая юридическая сила. Конституция – основной закон государства, разграничивающий компетенцию различных государственных органов. В законодательной практике различают три разновидности закона: кодексы, специальные законы (текущее законодательство) и сводные тексты норм. Среди источников права этой правовой семьи отмечается тенденция к возрастанию роли подзаконных нормативных актов в регулировании общественных отношений (регламентов, административных циркуляров, постановлений правительства). Характерной особенностью рассматриваемой правовой семьи является гибкость, юристы стремятся к общему идеалу поведения, достижению компромисса по каждому вопросу, отвечающего общему чувству справедливости на основе сочетания различных интересов, как частных, так и всего общества. Правовая действительность позволяет отнести роль судебной практики к числу вспомогательных источников права, не затрагивающих исходного принципа господства закона.

Англо-американская правовая семья или система общего права (США, Англия, Северная Ирландия, Канада, Австралия, Новая Зеландия, государства членов Британского содружества). Основным источником права считается судебный или адми­нистративный прецедент – решение по конкретному спору, имеющее нормативную силу при решении схожих дел. Господствует идеологический принцип – право там, где есть его защита. Отсутствует деление права на публичное и частное, нет резко выраженного деления права на отрасли, поскольку суды могут разбирать разные категории дел. Его заменяет деление на «общее право» и «право справедливости». Общее право - основной источник, «право справедливости» – дополняющее, конкретизирующее по отношению к «общему», а также «статутное» - право парламентского происхождения.

Судебный прецедент имеет разную юридическую силу в зависимости от места суда в иерархической судебной системе. При современной организации судебной системы это означает следующее. Решения высшей инстанции (палаты лордов) обязательны для всех других судов. Аппеляционный суд (состоящий из двух отделений гражданского и уголовного), обязан соблюдать прецеденты палаты лордов и свои собственные, а его решения обязательны для всех нижестоящих судов. Высший суд связан прецедентами обеих вышестоящих инстанций, а его решения обязательны для всех нижестоящих судов. Окружные и магистратские суды обязаны следовать прецедентам всех вышестоящих инстанций, а их собственные решения прецедентов не создают. Используя в качестве примера США, отметим, что различия связаны с федеральной структурой государства и возможностью отдельных штатов осуществлять законодательную деятельность, что делает систему США сложной. Штаты в пределах своей компетенции создают своё законодательство и свою систему прецедентного права. За одно и тоже правонарушение в различных штатах юридические санкции могут значительно отличаться. Значительный массив права на уровне штатов вынуждает ежегодно публиковать около 300 томов судебной практики, и несмотря на широкое развитие компьютерной техники, средств мобильного и Интернет общения поиск прецедентов является нелёгким делом. Это наибольшая сложность как для юристов, так и для правопослушных граждан.

Религиозно-традиционная правовая семья основывается на группировании государств, в зависимости от принципов двух видов. Первый принцип - признаётся большая ценность права, но само право понимается иначе, чем на Западе, имеет место взаимопроникновение права и религии (страны мусульманского, индусского и иудейского права). Второй, игнорируется сама идея права, утверждается, что общественные отношения должны регламентироваться другим методом (страны Дальнего Востока, Африки, Магадаскара).

Мусульманское право – система норм, выраженных в религиозной форме и основанных на исламе (Афганистан, Иран, Ирак и др.). Ислам исходит из того, что существующее право в определённый момент истории открыл Аллах, через своего пророка Мухаммеда. Это право и религия основана на необсуждаемых догмах (вере) и определенном поведении верующих предписанном шариатом. Мусульманское право имеет четыре источника: коран (священная книга ислама); сунна (традиции связанные с посланцем Бога); иджма (единое соглашение мусульманского общества); кийас (суждение по анологии). Характерные черты: архаичность существующих институтов, казуистичность судебных решений, пренебрежение систематизацией, дуализм судебной организации. Вместе со специальными религиозными судами (кади) всегда функционировали и суды, законодательные акты (регламанты) власти.

Индусское право входит в религиозно-традиционную правовую семью и относится к древнейшим в мире. Это право верующей общины, которая исповедует буддизм (Индия, Пакистан, Бирма, Сингапур, Малайзия, Танзания, Уганда, Кения). Буддизм предполагает не только верить определённым религиозным догмам, но и иметь определенное мировоззрение. Характерная идеологическая черта права: люди разделены с момента рождения на социальные и иерархические категории (касты), каждой категории принадлежит своя система прав, обязанностей, морали. Каждый человек должен вести себя так, как это предписано в социальной касте, к которой он принадлежит. В качестве регулятора поведения допускается обычай. Правительству разрешается законодательствовать. Однако, судебные прецеденты и законодательство не являются источниками права. При наличии законодательного регулирования отношений, судья не должен применять его по всей строгости, а стараться достичь примирения справедливости и власти. В 1950 г. Конституция отвергла систему каст и запретила дискриминацию по мотивам кастовой принадлежности, однако Основной закон применяется только к индусам, а не ко всем гражданам индии.





Дата публикования: 2014-11-03; Прочитано: 1228 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...