Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
Сеансы кинотерапии длятся примерно четыре-шесть часов. Значительная продолжительность сеансов накладывает некоторые ограничения при планировании работы кинотерапевтической группы. Практика показывает, что удобнее всего проводить занятия в выходные дни, когда участники группы располагают достаточным свободным временем.
Кинотерапевтическая группа может быть открытой и закрытой.
Открытая кинотерапевтическая группа собирается с определенной периодичностью и ее состав является лишь относительно устойчивым. В открытой группе допускается постоянное изменение состава участников. Группы открытого типа могут действовать неограниченное время. Терапевтический сеанс при такой форме работы включает в себя два этапа.
Первый этап. Перед просмотром фильма ведущий группы сообщает его название и призывает участников группы быть максимально внимательными к тому, что будет происходить на экране. Ведущий напоминает собравшимся, что для того, чтобы обсуждение прошло продуктивно, им нужно записывать имена основных персонажей, а также, кратко, мысли и чувства, которые будут приходить в голову во время просмотра фильма.
Участникам кинотерапевтической группы может быть предложена следующая инструкция: «Сейчас мы будем с вами смотреть фильм. Старайтесь смотреть его внимательно для того, чтобы понять, как поведение и действия людей влияют на их жизнь и жизнь тех, кто их окружает… Мы не можем понять чувства и мысли людей иначе, чем через их внешние проявления, то есть через поведение. Нужно быть внимательным к тому, как поступают и как действуют герои фильма.
Ваши наблюдения и мысли нужно кратко записывать, чтобы мы могли с этим потом поработать. По ходу фильма записывайте имена действующих лиц. Это понадобится нам при обсуждении».
Затем следует демонстрация фильма. Желательно, чтобы фильм был просмотрен полностью: от самого начала до момента, когда на экране погаснут последние строки титров и не отзвучит последняя нота музыки. Э.Морен, размышляя о музыке в кино, заметил: «Музыка фильма – это … настоящий каталог состояний души…, она является связующим звеном между фильмом и зрителем» [61, c.154]. Если чувства и переживания героя зритель способен понять через экспрессивные реакции актеров, то музыка многократно усиливает эффекты эмоционального восприятия, вовлекая зрителей, даже имеющих некоторые эмоциональные проблемы, в эмпатическое сопереживание горю.
После демонстрации фильма объявляется перерыв, в течение которого участников группы просят не обсуждать фильм и никак не касаться увиденного. Важно, чтобы переживания и впечатления были высказаны во время групповой работы, а не в перерыве между просмотром и обсуждением. Разговоры о фильме во время перерыва снижают уровень эмоционального давления в группе. Для его поддержания мы используем саундтреки из фильма, которые звучат тихим музыкальным фоном ко всему, что происходит во время перерыва.
Содержание второго этапа составляют высказывания участников группы, на основе которых строится дискуссия. Задачи ведущего на этом этапе заключаются в том, чтобы поддерживать дискуссию, акцентировать высказывания участников из эго-состояния Взрослый и реагировать на ошибки восприятия участников группы, вызванные функционированием механизмов личностной защиты. Используя специальные вопросы и техники, ведущий возвращает участников группы к объективному содержанию фильма (Как Вы это увидели?).
После завершения обсуждения ведущий подводит итог.
Закрытая группа существует ограниченное количество сеансов и после завершения цикла распускается. После того, как группа сформирована и начала работать, появление новых участников нежелательно.
Первый сеанс в закрытой кинотерапевтической группе проходит точно также как и сеансы в открытой группе, то есть в два этапа. Второй и последующие сеансы проходят в три этапа.
Перед просмотром фильма на втором сеансе ведущий группы обращается к собравшимся с предложением поделиться теми мыслями, которые приходили в голову за время, прошедшее после предыдущей встречи:
- Что вы могли бы сказать вдогонку к обсуждению, которое состоялось у нас на прошлой встрече?
- Кто хотел бы поделиться размышлениями, которые приходили на ум после нашей прошлой встречи?
Подавляющее большинство участников группы сообщает, что в промежутках между сеансами они неоднократно возвращались мысленно и к содержанию фильма, и к высказываниям участников, и к своим собственным высказываниям. Задача ведущего на этом этапе заключается в том, чтобы фиксировать внимание участников на их позитивных достижениях, на изменениях в восприятии и понимании фильма.
Некоторые участники группы сообщают об изменении в их поведении и мировосприятии, связывая эти изменения со своей работой в группе. Например: стараюсь больше разговаривать с женой, интересуюсь ей; перестал давить на ребенка и т.п. Такие высказывания необходимо подкреплять и поощрять, особенно, если фиксируемые в них изменения соответствуют изначально поставленным задачам.
Необходимо четко контролировать длительность этого этапа. Его оптимальная продолжительность – 30-40 минут.
Затем следует демонстрация очередного фильма. После перерыва начинается третий этап – обсуждение.
Последний сеанс в закрытой группе посвящен подведению итогов работы, рефлексии личностных достижений ее участников. Однако последнее занятие – это нечто большее, чем просто завершение цикла кинотерапии. Это очень важная составная часть терапевтического процесса. На этом занятии необходимо решить несколько задач:
- оценить результаты работы группы;
- обменяться пониманием и оценками работы в группе;
- обсудить чувства, связанные с работой в группе.
Задача ведущего на последнем сеансе заключается в том, чтобы помочь каждому участнику максимально конкретно выразить свою оценку опыта работы в группе. Как правило, если группа работала эффективно, участники в своих высказываниях практически не используют общих и неконкретных формулировок типа: «Наша работа мне много дала»; «Я многому научился и понял в группе»; «Мне кажется все мы здесь научились чему-то важному» и т.п. Если такие неконкретные высказывания все же звучат, ведущему необходимо задать уточняющие вопросы: «Что именно дала группа?», «Чему конкретно научились вы в группе?», «Что важное стало понятно вам?». Конкретные высказывания на заключительном этапе работы группы являются хорошим индикатором ее результативности.
На последнем занятии можно попросить участников охарактеризовать их достижения:
- какие конфликты и проблемы стали понятнее;
- что они намерены делать с полученным опытом;
- как работа в группе повлияла на жизнь, что в ней изменилось к лучшему.
Задача ведущего во время заключительной беседы состоит в том, чтобы фиксировать в сознании участников положительные достижения группы в целом и каждого отдельного человека.
Пропуски занятий. Различные жизненные обстоятельства участников закрытой группы могут приводить к пропуску занятий. Структура сессий в кинотерапевтической группе такова, что пропуск одного или даже нескольких занятий не нарушает цельности и непрерывности терапии. Участник группы, пропустивший сессию, приходя на следующее занятие, присоединяется к обсуждению фильма, который сам не видел. Напомним, что вторая и все следующие сессии кинотерапевтического цикла начинаются вопросом: «Что вы могли бы сказать вдогонку обсуждению, которое состоялось в прошлый раз?». Продолжение обсуждения становится для того, кто пропустил занятие, своеобразным введением в проблематику фильма. Разумеется, самостоятельный просмотр фильма отчасти превращается в поиск того, о чем говорилось и в ожидание того, что должно произойти. Вместе с тем, эти кажущиеся издержки отчасти компенсируются более высоким уровнем высказываний «вдогонку»: человек увидит в фильме то, что он, возможно, не увидел бы никогда, не случись это обсуждение «вдогонку».
Дата публикования: 2014-11-02; Прочитано: 812 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!