Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
Ничто не появляется на пустом месте. Кинотерапия сложилась и развивается благодаря нескольким предпосылкам теоретического и методического характера, лежащим в ее основе. Возникнув на широкой методологической и эмпирической базе, кинотерапия является эклектичным методом. Возможность построения эклектичных методов психотерапии, условия их эффективности и ограничения подробно анализируются А.Лазарусом [23] в его замечательной книге по мультимодальной психотерапии.
Синемалогия (А.Менегетти) является одним их методов онтопсихологии – направления современной психологии и психотерапии, основоположником которого является А.Менегетти, объединивший в рамках онтопсихологической концепции положения нескольких психологических, гуманистических и биоэнергетических теорий. С точки зрения онтопсихологии соматические, психологические и поведенческие нарушения являются следствием ошибок человеческого сознания. Цель практической онтопсихологии заключается в том, чтобы помочь человеку в достижении аутентичности, то есть соответствия своей внутренней сущности. А. Менегетти разработал метод синемалогии для удовлетворения запросов тех клиентов, кто уже прошел курс аутентифицирующей психотерапии, и не был намерен далее прибегать к индивидуальной или групповой психотерапии. Как пишет А.Менегетти, «требовалась ситуация, вовлекающая субъекта эмоционально, но не затрагивающая его способности к интроспекции и вербализации, которая позволила бы ему отчетливее понять некоторые моменты и после проведенного сопоставления стать ближе самому себе» [32, с. 90]. На наш взгляд, А.Менегетти удалось создать великолепную технику проверки аутентичности «Я» и социальных отношений личности.
Заинтересованный читатель имеет возможность обратиться непосредственно к работе А.Менегетти [32] и получить исчерпывающее представление о синемалогии.
Теория персонализации (В.А.Петровский). Разрабатывая теорию персонализации, В.А.Петровский обнаружил, что личность индивида бытийствует как субъект в трех пространствах: интраиндивидном, интериндивидном и метаиндивидном. Интраиндивидное пространство бытия личности – это пространство «внутри» индивида. В нем личность строит, а, порой, и многократно перестраивает свой внутренний мир. Субъектность личности в пространстве внутреннего мира ничего общего не имеет с невротическим самокопанием, которое, как ни копай, всегда заканчивается одним и тем же – чувством вины, стыда, безысходности, апатии, собственной никчемности или враждебности мира. Субъектность личности в интраиндивидном пространстве выражается в произвольном, осознанном и ответственном самопреобразовании, результат которого – новое отношение к себе, к миру, к жизни, новое решение.
Интериндивидное бытие личности – это бытие личности в социальном пространстве. В нем, посредством общения индивид обнаруживает себя как личность для другого и через другого для себя. Как пишет В.А.Петровский, «Павел смотрит на Петра и через Петра понимает, что он – Павел» [37, с.232]. И чем более свободно и ответственно индивид обнаруживает себя как личность для другого, тем больше он обретает представленность в жизненном пространстве этого другого – свое идеальное бытие.
Согласно теории персонализации, индивид, действующий ответственно и свободно в ситуации взаимодействия с другим индивидом, обретает субъектную представленность в его сознании, становится отраженным субъектом [37]. Быть отраженным субъектом означает иметь идеальную представленность в жизненной ситуации другого человека, выступать источником преобразования этой жизненной ситуации в значимом для него направлении. Даже не находясь в непосредственном контакте с человеком, отраженный субъект, актуализированный в его сознании каким-либо образом, выступает как источник его динамики, изменяющий его видение и понимание ситуации, способы реагирования и поведения.
Призыв Серафима Саровского: «Спасись, и рядом с тобой спасутся тысячи!», - есть, по сути, призыв действовать ответственно и свободно, выйти за пределы ограниченности своими прежними убеждениями и взглядами. Спастись означает преобразовать себя, то есть проявиться для других как субъект преобразования себя. Преобразуя себя, индивид обретает идеальную представленность в жизни тех, кто присутствовал при акте его самопреобразования. Отраженный субъект выступает как источник и причина психологической динамики тех, в чьем сознании от отражен, в значимом для них направлении: они спасаются!
Авторы кино множество раз художественными средствами воплощали феномен идеальной представленности индивида в сознании и жизни других людей в своих произведениях. Имеются в виду сцены, в которых герой ощущает живое, яркое, деятельное присутствие «здесь и сейчас» какого-то значимого для него человека. Нередко такое присутствие обозначается как голос этого человека за кадром или возникающая в сознании героя сцена общения с ним. При этом зритель отчетливо понимает, что герой не вспоминает эту ситуацию (он говорил мне, что…), и не моделирует ее (что он сказал бы, если бы он был здесь…). Герой переживает присутствие значимого для него человека как реальное присутствие. В этот момент его состояние, поведение и действия меняются в направлении повышения его эффективности. Метаиндивидное бытие личности в сознании другого индивида – это не вопрос памяти, это реальное бытие и присутствие другого как активного субъекта во мне.
С другой стороны, индивид, свободно и ответственно прорывающийся сквозь тернии объективной и субъективной ограниченности и заданности к спонтанности, обретает отраженную субъектность не только в других людях, присутствовавших при этом акте. Он отражается и в себе как в другом. Актуализация образов собственной субъектности в сознании индивида изменяет его состояние и поведение, выступает как источник изменений в нужном ему направлении. Так человек, попавший в затруднительное положение, может сказать себе: «Ты можешь, ты смог тогда…!». Мы полагаем, что слова «ты можешь» произносит в сознании индивида он сам, отраженный в себе как субъект больших возможностей, однажды проявленных.
Использование концепции персонализации позволило нам не только объяснить некоторые важные с точки зрения групповой психотерапии феномены [15], но и разработать техники кинотерапии, создающие условия для субъектогенеза ее участников.
Транзактный анализ (Э.Берн) предлагает простую и в то же время удивительно глубокую модель личности и межличностного взаимодействия. Основные положения транзактного анализа легко усваиваются участниками кинотерапевтической группы, становятся ее «рабочим языком». Эмпирические проявления эго-состояний могут быть надежными индикаторами для ведущего группы в выборе способов и техник реагирования. Используемые в транзактном анализе техники [19] хорошо зарекомендовали себя в практике кинотерапевтических групп [12].
Образовательная программа «Образ и мысль» была разработана в США для формирования у детей навыков аутентичного восприятия искусства [35]. На наш взгляд, эта программа является удачной реализацией идей гуманистической, личностно-ориентированной педагогики, воплощенных в хорошо структурированной методике. Как показал наш опыт ведения кинотерапевтических групп, вопросы, используемые педагогом в программе «Образ и мысль» могут быть с успехом применены при организации дискуссии в группе. Принципы и техники ведения группы в программе «Образ и мысль», перенесенные на проработку объективного содержания кинофильма, обеспечивают положительную динамику членов группы и группы в целом [12].
Дата публикования: 2014-11-02; Прочитано: 1018 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!