Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Материя как философская категория для обозначения объективной реальности



Стремясь постичь природу объективной реальности, бытия, которые в философии принято обозначать с помощью категории «материя», люди уже в древности стали задумываться над тем, из чего состоит окружающий мир, есть ли какие-то «первоосновы», «первокирпичики» в строении материального мира. Поиск основы объективной реальности в философии называют проблемой субстанции. В древности существовали разные гипотезы:

- вода - основа всех вещей (Фалес);

- огонь – основа всего сущего (Гераклит);

- в основе мира лежит не какое-то конкретное вещество, а бесконечная неопределенная субстанция – «апейрон» (Анаксимандр);

- в основе мира – неделимая субстанция – атомы (Демокрит, Эпикур);

- первооснова мира – это Бог, Божественная мысль, Слово, Логос (Платон, религиозные философы).

Если в XVII в. под материей понимали вещество, то уже в XIX в. наука показала, что в мире имеются такие материальные объекты, которые не есть вещество, например электромагнитные поля, что возможен взаимопереход между веществом и энергией, светом.

Наиболее полная разработка этой категории дана в трудах современных материалистов. В материалистической философии «материя» выступает как наиболее общая, фундаментальная категория. В ней фиксируется материальное единство мира. Определение понятия «материя» было дано В.И. Лениным в его работе «Материализм и эмпириокритицизм» (1909 г.). «Материя, - писал Ленин, - есть философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в ощущения его, которая копируется, фотографируется, отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них». Смысл данного определения сводится к тому, что материя есть объективная реальность, данная нам в ощущениях. Понимание материи в этом случае не привязывается ни к какому конкретному ее виду или состоянию (веществу, полю, плазме, вакууму). Иначе говоря, 1) материя – субстанция, «общее в вещах». Уровень обобщения в ленинском определении материи – предельный. Но общее в природе существует через конкретные вещи и явления. 2) Поэтому под материей понимают и единичное, которое воздействует на органы чувств, вызывая ощущения. Материя как объективная реальность способна воздействовать на наши ощущения, что создает основу для того, чтобы наше сознание могло воспринимать окружающий мир, то есть познавать эту объективную реальность. Материя – это нечто, что по своим качествам противоположно тому, что принято называть «сознанием», или субъективной реальностью. 3) Единство общего и единичного в каждом конкретном объекте предполагает третье значение термина «материя», когда под ней понимается совокупность всех материальных образований в природе, существующих независимо от познания их человеком.

В философии существует несколько подходов к понятию (категории) «материя»:

- материалистический подход, согласно которому материя есть основа бытия, а все иные бытийные формы – дух, человек, общество – порождение материи; по утверждению материалистов, материя первична и представляет собой наличное бытие;

- объективно-идеалистический подход – материя объективно существует как порождение (объективация) независимо от всего сущего первичного идеального (абсолютного) духа;

- субъективно-идеалистический подход – материи как самостоятельной реальности не существует вообще, она лишь продукт (кажущееся явление, «галлюцинация») субъективного духа (существующего только в виде сознания человека;

- позитивистский – понятие «материя» ложно, поскольку его нельзя доказать и полностью изучить при помощи опытного научного исследования.

В современной российской философии утвердился материалистический подход к проблеме бытия и материи, согласно которому материя есть объективная реальность и основа бытия, первопричина, а все иные формы бытия – дух, человек, общество – проявления материи и производны он нее.

Все материальные объекты характеризуются некоторыми общими атрибутивными свойствами. (Словом «атрибут» в философии обозначают такое свойство, без которого материальный объект не может существовать.) К таким атрибутивным свойствам материи обычно относят: - системность (упорядоченность, структурную определенность); - активность (движение, изменение, развитие); - самоорганизацию; - пространственно-временную форму бытия; - отражение; - информативность.

Структурными элементами материи (материального мира) являются: неживая природа, живая природа, социум (общество).

3.Атрибутивные свойства материи: движение, пространство, время.

Движение (Д.) в философии рассматривается как важнейшее свойство материи. Д. не существует без материи, а материя не существует без движения. В широком смысле оно понимается как любое изменение вообще, начиная с простого пространственного перемещения предмета и заканчивая человеческим мышлением; т.е. Д. представляет собой не однотипный и не однородный процесс. Выделяют следующие типы Д., характеризующие направленность изменения: 1) Д. по восходящей линии (от простого к сложному); 2 ) Д. по нисходящей линии (например, процесс старения); 3) ни восходящее, ни нисходящее (например, Д. маятника). Такое Д. возможно в сравнительно короткие промежутки времени.

Д. обладает следующими свойствами: объективность, всеобщность, неуничтожимость, абсолютность.

Объективность состоит в том, что Д. – это имманентное свойство материальных систем, оно существует независимо от сознания.

Всеобщность – любой объект свою устойчивость реализует через определенные процессы и изменения. В мире нет материальных объектов, которые были бы лишены Д.

Несотворимость и неуничтожимость Д. доказывается тем, что если мы признаем конечность Д., то мы должны будем признать и существование материи без Д. (что невозможно). Важнейшим доводом является закон сохранения энергии: энергия не исчезает бесследно, а превращается из одной формы в другую, но количественно при этом сохраняется. Качественная неуничтожимость Энергии состоит в том, что ни одна ее форма не исчезает бесследно. Движение и Энергия связаны тем, что Энергия – это способность совершать работу и она, соответственно, является характеристикой Д.

Абсолютность Д. ставит вопрос о существовании покоя. Д. и покой - противоположности, которые предполагают и не исключают друг друга, поэтому это единство противоположностей. Покой, т.е. отсутствие движения – вероятная сторона данного единства. Д. абсолютно, а покой относителен. Покой проявляется в равновесии, во временной стабильности и устойчивости явлений. Наличие покоя необходимое условие существования качественно определенных вещей. Покой относителен по отношению к некоторым материальным объектам, но не к материи в целом. Он относителен по отношению к отдельным видам Д., но не к Д. в целом. Так что, Д. и покой это две стороны одной медали, диалектически противоречивые свойства всякого материального объекта. Они взаимообусловлены: сохранение структуры предмета есть результат непрекращающегося взаимодействия его частей.

Ф. Энгельс выделил следующие формы движения материи: - механическая форма (преимущественно в пространстве); - физическая (теплота, изменение агрегатных состояний вещества); - химическая (превращение веществ); биологическая (обмен веществ); социальная (изменения в обществе). Каждая из них связана со специфическим материальным носителем.

Пространство и время (П. и В.) есть атрибуты материи, непрерывно связанные с движением, без которых она не существует. П. выражает протяженность и структурность любых объектов, порядок их сосуществования и расположения. Время выражает длительность существования объектов, последовательность причинно-следственных отношений и смены состояний материи. П. и В. не существуют отдельно от движущейся материи и друг от друга.

В истории философии существует два основных подхода по поводу расположенности материи во времени и пространстве:

1. Субстанциональный;

2. Реляционный.

Сторонники первого – субстанционального подхода (Демокрит, Эпикур) считали П. и В. отдельной реальностью, наряду с материей самостоятельной субстанцией, а отношение между материей, П. и В. рассматривали как межсубстанциональные.

П. отождествлялось с пустотой (местом), понимаемой как самостоятельная субстанция, благодаря которой все явления и процессы получают пространственные характеристики. Эта идей сыграла существенную роль в процессе становления классической физики. В. тоже рассматривается как самостоятельная сущность, как «длительность вообще», как условие всех возможных изменений. В. имеет свое «течение», независимо от того, происходит что-либо или не происходит.

Сторонники второго – реляционного подхода (Аристотель, Лейбниц, Гегель) – воспринимали П. и В. как отношения, образуемые взаимодействием материальных объектов. Реляционная концепция В. исходила из первичности движения, изменения конкретных объектов, относительно которых в зависимости от характера изменений формируются временные отношения. В. выступает как выражение упорядоченности, последовательности происходящих изменений.

В настоящее время более достоверной (исходя из достижений науки) выглядит реляционная теория, в соответствии с которой:

- В. – форма бытия материи, которая выражает длительность существования материальных объектов и последовательность изменений (смены состояний) данных объектов в процессе их развития;

- П. – форма бытия материи, которая характеризует ее протяженность, структуру, взаимодействие элементов внутри материальных объектов и взаимодействие материальных объектов между собой.

П. и В. тесно переплетены между собой. То, что совершается в П., происходит одновременно и во В., а то, что происходит во В., находится в П. Гегель, соединяя П. и В. с движением (Д.), утверждал, что они действительны только при наличии Д., изменения чего-либо. А Д., по Гегелю, является непосредственным единством П. и В.

Теория относительности, открытая в середине XX в. Альбертом Эйнштейном: - подтвердила правильность реляционной теории – то есть понимание П. и В. как отношений внутри материи; - перевернула прежние взгляды на П. и В. как вечные, неизменные величины.

С помощью сложных физико-математических расчетов Эйнштейном было доказано, что если какой-нибудь объект будет двигаться со скоростью, превышающей скорость света, то внутри данного объекта П.и В. изменяться – П. (материальные объекты) уменьшится, а В. замедлится. Таким образом, П. и В. относительны, и относительны они в зависимости от условий взаимодействия материальных тел.

Категории П. и В. носят универсальный характер, так как применимы для анализа и объективной, и субъективной реальности, то есть носят всеобщий характер. Всеобщность обусловлена единством бытия и абсолютным характером происходящих в нем изменений.

П. и В. также имеют свои свойства. Свойствами П. традиционно называют следующие: 1. Объективность П. (общее свойство П. и В.). Данное свойство вытекает из признания объективной реальности движущейся материи. Объективность П. и В. признают не все: некоторые считают эти категории формами человеческого созерцания. Такую позицию пытаются доказать научно: с течением времени представления о П. и В. неоднократно менялись. Но следует учитывать безусловную разницу между представлениями о П. и В. и о реальном П. и В. 2. Протяженность П. – выражается в устойчивости связи элементов в системе; величина протяженности зависит от внутренних и внешних связей тел, структуры объекта. Протяженность есть всеобщая черта П. 3. Трехмерность П., т.е. характеристиками его являются длина, ширина и высота. Данное свойство связано с некоторыми свойствами движения (Д.): Д. точки дает линию (1 измерение), Д. линии – плоскость (2 измерение), а Д. плоскости – объем (3 измерение). В науке давно говорят о наличии более, чем трех измерений, так, в физике традиционно считают, что 4-ым измерением для П. является В. Трехмерное П. характеризует привычный для человека мир и при обнаружении большего числа измерений возможны какие-либо новые представления о данной категории. (Сами положения о трехмерности П. лежат в основе теоремы линейной алгебры: максимальное число линейно независимых векторов равно трем, но данная теория не доказана). 4. Единство прерывного и непрерывного. Прерывность П. выражается в дискретности (раздельности) вещественных тел, но материя не только вещество, но и поле, которое непрерывно, соответственно есть единство прерывного и непрерывного.

Свойствами В. являются следующие: 1. Объективность – поскольку материя объективно движется, а В. атрибут материи, то соответственно оно тоже объективно. 2.Длительность как свойство В. проявляется в фактах возникновения каждого последующего момента вслед за окончанием предыдущего. Никакой процесс не может происходить мгновенно – он длится во времени; длительность обусловлена сохранностью материи и последовательным пребыванием материи в разных качествах.

Признается существование и психологического П. и В. Их особенности и характеристики обусловлены психикой отдельного человека, а также внешними обстоятельствами его существования. Так, психологическое (субъективное, перцептуальное) В. зависит от смысла деятельности человека, его настроения и способности к восприятию информации. Если деятельность человеку нравится и у него нормальная переработка информации, то В. течет быстро и наоборот, а от процесса и скорости усвоения информации зависит интеллект человека.

Следовательно, понятие психологического (перцептуального) В. выражает особенность восприятия В. конкретным человеком. Смешение субъективного и объективного В. приводит к выводу, что никакого В. вообще нет и именно такой позиции придерживались Демокрит и Аристотель. Суть их взгляда была в том, что время есть некая фикция, которая при ближайшем рассмотрении рассыпается: прошлого уже нет, будущее еще не наступило и есть только «теперь». Прошлое продолжается в настоящем и получает свое определение в связи с настоящим. Реальное прошлое есть всегда прошлое некоторого настоящего.

В. однонаправленно и необратимо, то есть прошлое порождает настоящее и будущее, но возвратить прошлое невозможно; оно недоступно воздействию, как и будущее. Эти свойства обусловливают асимметрию причинно-следственных отношений: действие всегда направлено от причины к следствию, но не наоборот. Если бы следствие порождало причину, то все следствия должны были исчезать в породивших их причинах. Однако в жизни имеют место такие явления, которые ставят под сомнение данное свойство В. Так, существует такое понятие, как «петля времени», т.е. случаи перемещения во времени из прошлого в настоящее или из настоящего в прошлое – эти перемещения противоречат свойству однонаправленности В. Однако так или иначе, но объективно в данный момент В. существует только настоящее, а прошлое и будущее существует только через настоящее: прошлое в виде культурного наследия, а будущее в виде возможностей. При этом однонаправленность В. не означает, что у Д. есть какая-то конечная цель или состояние, т.к. время вечно.

Со второй половины XX в. В. изучается также и в рамках гуманитарных наук и искусства. В конце прошлого века стали выделять художественное П. и В. Сейчас некоторые ученые полагают, что есть несколько видов В.: биологическое, историческое, геологическое и т.д.

Можно выделять П. и В. социального бытия. Единицей социального пространства может выступать деревня, полис, феодальное поместье, национальное государство и т.п. Ощущение времени в различные эпохи связано с темпом жизни, с применением календарей, часов, с насыщенностью жизни событиями, с динамичностью социальных процессов в целом. Социальное В. – форма бытия общества, выражающая длительность исторических процессов, их смены, возникающих в ходе деятельности людей.

Таким образом, понятие П. и В. имеют смысл для объективной и субъективной реальности, поскольку всякая действительность дифференцирована, структурирована, а мир находится в состоянии движения.

Вопросы и задания для самоконтроля:

1. В чем заключается суть философской проблемы бытия?

2. В чем состоит сложность определения категории «материя»? Как это определение может быть сформулировано?

3. Раскройте взаимосвязь пространства и времени друг с другом и с движением материи.

4. Объясните суть субстанционального и реляционного подходов по поводу расположенности материи во времени и пространстве.





Дата публикования: 2014-11-02; Прочитано: 2240 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.01 с)...