Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Этикет и нравственная культура



Этикетная культура во многом определяется силой исторической инерции — зависит от того, из какой национальной традиции она вырастает, от конкретных условий формирования и функционирования данного общества, от развития в нем демократических институтов и т. д. В некоторых этнических группах и регионах еще явно сохраняются патриархальные формы особого уважения старших по возрасту людей, обычай-гостеприимства, рыцарской чести, разнообразие приветствий и благопо-желаний в зависимости от ситуаций, в которых возникает общение, сложные языковые, контактные и тематические табу. Что же касается урбанизированных форм жизни социалистического общества, то в них стандарты этикета сильно изменились, нивелировались и упростились, а в крайних случаях стали предметом отрицания.

Но общие особенности изменения этой формы культуры связаны с формированием образа жизни, противостоящего как иерархизации отношений, так и коммерционализму, индивидуализму. Принципы равенства, коллективизма и предпочтения общественных интересов влияют и на функционирование этикета. Исходя из этих принципов, государство признает особую значимость в обществе новаторов производства, талантливых представителей науки и искусства, политических деятелей, героев войны и т. д. Наибольшая значимость придается тем, кто своей деятельностью способствует улучшению жизни народа, принимает активное участие в преобразовании общества, сознательно выбирает и старается воплощать в жизни принципы этикета. Их авторитет формируется и поддерживается разнообразными публичными средствами воздействия на общественное мнение. Это одна из важнейших задач публицистики и прикладного искусства, периодической печати, радио, телевидения, кинематографа и других средств массовой коммуникации.

Функцию уважения несут в себе не только юбилейные поздравления, описания заслуг перед обществом, публикации портретов, сооружения памятников, объявления о награждениях, присвоениях почетных званий и т. д., но и обычные автобиографические и творческие портреты, положительные оценки деятельности людей и их труда. Даже цитирование их высказываний, упоминание фамилий, порядок расположения их в списках при публикации в печатных органах — все это является признанием общественной значимости и указания различий в этой значимости. Через такие публичные формы в основном осуществляется политическая функция этикета, при помощи которой дифференцируются, поддерживаются заслуги людей перед обществом, государством и их авторитет демонстрируется как пример для подражания.

Публичный этикет обладает более действенной силой, чем индивидуальное признание значимости того иди иного лица. Он означает общественное признание и не только в том смысле, что опирается на общественный авторитет соответствующего органа (газеты, журнала и т. д.), но и в том, что высказывается перед публикой — свидетелем и потенциальным сторонником этого признания. В свою очередь, публичное признание заслуг того или иного человека перед обществом воспринимается как сообщение об объективной его значимости на том основании, что об этом извещают авторитетный орган и ответственные, знающие дело люди. Но если огромная сила публичного, всегда в известной мере человечески субъективного признания используется не критически, абсолютизируется, возводится в ранг исторической значимости, которую может выявить только сама общественная практика, или значимость индивида отождествляется со значимостью выполняемых им общественных функций, тогда возникает опасность культа личности.

Как известно, непомерное возвеличение даже неординарной, выдающейся личности чревато обеднением, обесценением, принижением человеческого достоинства тех, кто ее культ создает.

Достоинство людей нужно охранять и поддерживать. Этой цели и служит этикет повседневного общения. Его соблюдение в быту, на работе, при массовых контактах — одно из условий сохранения и повышения достоинства и самоценности каждого человека. Между тем еще нередко случается, что к человеку у нас относятся если не с пренебрежением, то во всяком случае с равнодушием.

Искусственному и показному характеру этикета этикетная культура призвана противопоставить подлинный гуманизм межличностных отношений. В чем же он заключается?

«Чем более цивилизованны люди, тем больше они актеры; они внешне выказывают симпатию, уважение к другим, скромность, бескорыстие, хотя этим никого не обманывают... Женщина вряд ли будет довольна, если мужчины перестанут отдавать должное ее прелестям. Но целомудренность (pudicitia) — самопринуждение, скрывающее страсть,— все же как иллюзия очень полезна, дабы сохранить между тем и другим полом известное расстояние, необходимое для того, чтобы не сделать один пол простым орудием наслаждения другого»— так писал И. Кант. Он, может быть, несколько упростил нравственную функцию этикета, но точно указал на его дисциплинирующее значение. Там, где исчезает культурная, конвенциональная форма, способствующая проявлению того, что человек относится к другому как к человеку, остается только грубая стихия физических столкновений и взаимное излияние случайных настроений и чувств, угнетающих общее самочувствие и препятствующее взаимопониманию. Уважение — это не настроение, не чувство, а дисциплина поведения, умение считаться со значимостью других, долг и обязанность признать эту значимость. И поэтому прав был писатель В. Канторович, когда одним из первых страстно выступил в защиту вежливости. «...Ревнители искренности, по существу, выступают против вежливости как общей нормы поведения. Мастер, «снимающий стружку» с рабочего, может быть вполне искренне возмущен допущенной ошибкой. А уж в искренности заслуженной склочницы на коммунальной кухне никак нельзя сомневаться — она ненавидит всех! Значит, искренность не всегда и не во всех случаях критерий поведения общественного человека».

При всем этом этикет повседневного общения — не маска,
скрывающая действительного человека, не притворство, не средство обмана людей (хотя человеку, смотрящему на этикет со стороны внешнего наблюдателя, и может так показаться), а показатель социализации, самодисциплины и нравственной установки.
Это культура, при помощи которой человек обучается ладить с
достоинством других и тем самым обеспечить защиту своего достоинства, создать условия для преодоления конфликтных ситуаций, достижения намечаемых целей общения. Несоблюдение
требований этикета в повседневной жизни, сознательное и бессознательное унижение человеческого достоинства в различных сферах общения приводит к негативным последствиям не только
нравственного, но и чисто практического характера. В одних случаях (например, в сфере массовых контактов) возникают бессмысленные недоразумения, конфликты, ссоры, проявления болезненной раздражительности; в других (скажем, в научных
дискуссиях) — становится невозможным достигнуть взаимопонимания, добиться конструктивных результатов; в третьих (во взаимоотношениях между руководством и подчиненными) — облегчаются возможности «превращать» исполнение общественных функций в личный инструмент своеволия и т. д. Во всех случаях грубость, неумение, неспособность или нежелание считаться с человеческим присутствием других, с их достоинством и вообще с их
значимостью ухудшает самочувствие людей, психологический климат их бытия, истощает нервную систему, отрицательно влияет и
на результаты трудовой деятельности.

Не случайно поэтому так энергично многие публицисты выступают за улучшение культуры этикета в быту, в сфере массовых контактов (на улице, в магазинах, в общественном транспорте, в приемных учреждений), в научных дискуссиях и выступлениях литературно-художественной критики, в отношениях между службами быта и клиентами, между начальниками и подчиненными.

Краткий обзор основных исторических этапов развития форм и функций этикета не претендует, разумеется, на большие, глобальные выводы. Но хочется надеяться, что он не будет совсем бесполезным, если хотя бы посеет сомнение в обоснованности привычных представлений о скромном месте этикета в жизни современного человека

Министр внутренних дел Российской Федерации, генерал Армии Нургалиев Р.Г. в своем обращении к сотрудникам органов внутренних дел и военнослужащим внутренних войск МВД России (23 августа 2005 г.)

Потребовал:

- В качестве основной, доминирующей задачи всех органов внутренних дел, частей и соединений внутренних войск определить непосредственную защиту жизни. Здоровья, прав и свобод граждан, собственности, интересов общества и государства от преступных и иных противоправных посягательств.

При этом недопустимо прибегать к любому противозаконному, жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению, независимо от досягаемых целей, обстоятельств и личности правонарушителя;

- основным требованием к моральному и профессиональному облику сотрудника и военнослужащего системы МВД России считать вежливое, доброжелательное и деловое, основанное на российском законодательстве, отношение к гражданам, их правам, свободам и интересам;

- установить, что повседневная деятельность органов внутренних дел является публичной, доступной для общественного контроля, понятной для граждан и необходимой для общества. Она должна основываться на строгом выполнении каждым сотрудником норм законности и морально-этических принципов, формируя в сознании отдельного гражданина и в обществе в целом положительный имидж служителя закона и воина правопорядка;

- сотрудник органов внутренних дел должен быть тактичен при обращении с гражданами, справедливо и исключительно с позиции закона оценивать их поведение и действия, чутко относиться к их проблемам и заявлениям. При этом быть самокритичным, способным адекватно реагировать на справедливые замечания, правильно оценивать свои ошибки и своевременно устранять их, следить за культурой своей речи и внешним видом;

- в работе сотрудников органов внутренних дел не должно быть места равнодушию, небрежности, некомпетентности, поскольку профессиональные ошибки нередко оборачиваются трагедией и сломанными судьбами людей.





Дата публикования: 2014-11-02; Прочитано: 1644 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2025 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...