Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Философия эллинизма



На развитие философии древних греков влияние оказал распад империи Александра Ма­кедонского и кризис греческой рабовладельческой демо­кратии в конце IV в. до н. В этот период главный интерес философов смещается в сторону этических и социально-политических проблем, а сама философия становится руководством в жизни, вырабатывая “правила жизни”. Философии понимается как средство утешения и наставница жизни. Когда человек счастлив, он гонит от себя философию, но терпя беды, он обращается к ней как к “духовному лекарству”. Философия эллинизма:эпикурейство, скептицизм, стои­цизм, неоплатонизм.

ЭПИКУР

Эпвкур (ок. 342 - 270 гг. до н. э.) – родоначальник эпикурейства. Философия может сделать лю­дей счастливыми, гармоничными, лишенными страхов. Основное внимание уделялось этике.

1) Проблема свободы. Эпикур развивает атомистику Демокрита. По Демокриту, атомы движутся прямолинейно, одинаково во всех направлениях. Их движение детерминировано. По Эпикуру, они могут отклоняться от прямолинейного движения в следствии самодвижения и случайных столкновений. Эпикур отрицал фатализм Демокрита: отклонение атомов есть физическое обоснование свободы человека. Человеческое поведение детерминировано, но в определенных границах оно свободно. Его основой является многопричинность. Концепция индетерминизма. Человек может менять свою деятельность, судьбу.

2) Теория познания. Эпикур, как и Демокрит, является сенсуалистом. Только ощущения истинны, адекватны действительности. Ощущения - основа познания и критерий истины. Критерии истины - чувства удовольствия и неудовольствия, страдания.

3) Этика. Человек стремится к удовольствиям и избегает неудовольствия. Человек обречен на свободу выбора своих действий Все, что определяет положительные чувстванравственно.

4) Эпикурейство Счастье человека — в получении удовольствия. Но удовлетворение телесных потребностей необходимо для душевной гармонии. Цель жизни – атараксия, спокойствие и безмятежность души. “Нельзя жить приятно, не живя разумно, нравственно и справедливо, и наоборот, нельзя жить разумно, нравственно и справедливо, не живя приятно”. Вершина удовольствия - наслаждение духа (литература, искусство и т.д.), а не блага физиологические, это отсутствие физического страдания. (“Когда мы говорим, что благо — наслаждение, это не указание на обжор и лентяев, ветреников и прощелыг... говорим и указываем на отсутствие телесного страдания, беспокойства. Это не непрерывные празднества, не томления дев, не все то, чем изобильный стол нас искушает, но обсуждение, доискивающееся последних причин каждого выбора и отказа, которое разоблачает все фальшивые мнения, в коих все душевные треволнения исходят”).

ФИЛОСОФИЯ АРИСТОТЕЛЯ





Дата публикования: 2014-11-02; Прочитано: 272 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...