Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
Основоположником неоплатонизма считается Плотин или его учитель Аммоний.
Таблица 30. Основные представители неоплатонизма
Основные представители | Биографические сведения | Основные труды |
Аммоний | Преподавал в Александрии. | Ничего не писал |
Саккас | Крещен родителями, но сам | |
ок. 175—242 гг. | был язычником | |
Плотин | Родился в г. Ликополе (Египет). | Эннеады (Девятки) |
205—270 гг. | В 28 лет начал изучать философию и 11 лет учился у Аммония в Александрии; в возрасте около 40лет переехал в Рим, где основал школу и 25 лет вел в ней занятия | |
Порфирий | Родился в г. Тире, ученик Плотина | «Жизнь Плотина», |
232 — после | «Против христиан», | |
301 гг. | Комментарии на работы Платона и Аристотеля | |
Ямвлих | Жил и работал в Сирии | «Жизнь Пифагора», |
ок. 280 — | «0 богах», | |
ок. 330 гг. | «Платонова теология», | |
«0 символах» | ||
Прокл | Родился в Константинополе, | «Первоосновы |
410—485 гг. | учился в Александрии и Афинах; | теологии», |
схоларх платоновской Академии. | «О теологии Платона», | |
Комментарии |
Философские воззрения. Внеоплатонизме до предела доведено платоновское противопоставление телесного чувственного мира и сверхчувственного мира. Основное внимание уделяется учению о сверхразумном и сверхбытийном первоначале. Следуя Платону, неоплатоники считали, что исходное первоначало — это Единое = = Благо. Оно не постижимо для разума, а постижимо только в состоя-
нии сверхразумного экстаза1. О нем нельзя сказать, чем оно является, можно только утверждать, чем оно не является, т.е. к нему применимы только отрицательные определения2.
Единое = Благо, как говорит Плотин, «не ведает ни в чем недостатка, довлеет самому себе, ни в чем не нуждается». Единое вневременно, ни к чему не стремится, находится в состоянии вечного покоя. Оно знает само себя, но без процесса познания, так как для него нет перехода от незнания к знанию.
Единое = Благо Плотин сравнивает с Солнцем. И как от Солнца исходит свет, так от Единого = Блага исходит эманация (истечение, излучение), порождающая Бытие = Ум (Нус), содержащий идеи (понятия). Таким образом, Ум, с одной стороны, множественен, так как содержит множество всех идей, а с другой стороны, един. Ум существует вне времени. Он познает сам себя и, мысля свое содержание — идеи, он тем самым творит их. Начинается этот процесс с наиболее общих идей (бытие, движение и покой, тождество и различие), от них происходят все другие.
Распространение эманации за пределы Ума приводит к появлению Мировой души. Она порождает время, и сама существует во времени. Мировая душа — связующее звено между сверхчувственным и чувственным миром, хотя сама она бестелесна. Душа является источником движения для всех телесных объектов. Мировая душа дробится на составляющие, т.е. существует душа неба, души звезд и планет, душа Земли, души животных, растений, человека и т.п.
Угасший свет, исходящий из Единого, ставший тьмой и мраком, и есть материя, образующая чувственный, телесный космос. Он вечен во временном существовании (т.е. существует всегда, когда есть время).
Схема 34. Плотин: космогония
Единое = Благо
↓
Бытие = Ум (Нус)
↓
Дата публикования: 2014-11-02; Прочитано: 290 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!