Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Глава 2. Древнеиндийская философия



Философия зародилась в Индии в середине I тыс. до н.э. на базе ведийской мифологии, запечатленной в священных книгах — ведах. Веды формировались во второй половине II — начале I тыс. до н.э. и существовали сначала только в устной форме1.

Таблица 6. Веды

Название Основное содержание
Ригведа Собрание 1017 гимнов (самхит), обращенных к ведическим богам
Самаведа Описание правильного произнесения гимнов Ригведы (во время жертвоприношений)
Яджурведа Описание правильного ритуала, в котором произносятся гимны Ригведы
Атхарваведа Собрание заклинаний, обращенные к богам, демонам, духам и т.п.

В первой половине I тыс. до н.э. возник еще ряд текстов, отнесен­ных к священным (литература шрути), все эти книги считались «бого­откровенными», т.е. полученными людьми от богов.

К священным текстам примыкает литература смрити — различно­го рода комментарии и истолкования священных текстов. Литература смрити уже не считается богооткровенной — это книги, созданные людьми для разъяснения божественных истин. Основной жанр лите-

1 Письменность в Индии появилась только в середине I тыс. до н.э., т.е. первона­чально — на протяжении многих столетий — веды существовали и передавались ис­ключительно в устной форме.

Таблица 7. Система священных текстов (шрути)

Тип текстов Основное содержание
Веды Гимны и заклинания, описания ритуалов
Брахманы Комментарии к ведам
Араньяки (книги лесных отшельников) Комментарии к ведам, предназна­ченные для отшельников
Упанишады (сидение у ног учителя — для постижения сокровенного знания) Религиозно-философские тексты

ратуры смрити — сутры1. Именно в жанре сутр написано большин­ство древнейших философских трактатов.

Отдельные философские идеи можно встретить уже в Ригведе, осо­бенно в ее последней части (десятой мандале). Но о формировании собственно философии можно говорить только в связи с древнейшими упанишадами2.

К числу важнейших философских понятий и идей, присутствующих в Ригведе, необходимо отнести понятие «пуруша», «рита» и «сансара».

Пуруша

Пуруша — в чисто мифологическом плане выступает как первоче­ловек, зародившийся из хаоса; принесение его в жертву привело к воз­никновению мира (из его дыхания возник ветер, из одного глаза — солн­це, из другого — Луна и т.п.). В философской трактовке пуруша — это безличное духовное начало, пронизывающее весь мир.

Рита

Рита — это некий космический порядок, закон или закономерный ход вещей3. Рита предшествовала возникновению чувственного мира, телесный мир — это всего лишь проявление риты. При этом рита — это не только физический закон, но и моральный, которому подчиняют­ся живые существа.

1 Сутра — букв. «нить», книги в жанре сутр писались ритмизованной прозой в виде двустиший.

2 К упанишадам в индийской традиции относят 108 книг, создававшиеся с VI в. до н.э. и по XVI в. н.э.; говоря о древнеиндийской философии, имеют в виду прежде всего упанишады, созданные в I тыс. до н.э.

3 Аналогичное понятие встречается в большинстве древних культур («дао» в Китае, «рта» в зороастризме и т.д.). В основе этой идеи лежит наблюдение за природой, где фиксируется некий неизменный ход вещей (круговорот сезонов, смена дня и ночи, лун­ные и солнечные циклы и т.д.).





Дата публикования: 2014-11-02; Прочитано: 324 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.008 с)...