Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Политические партии. Политические партии возникли в России в своем большин­стве в период первой российской революции, т.е



Политические партии возникли в России в своем большин­стве в период первой российской революции, т.е. значитель­но позже, чем в странах Западной Европы, что отражало стадиальное отставание в развитии системы общественных отношений. Особенности социально-экономического, поли­тического и духовного развития страны в этот период опреде­лили специфику становления многопартийности. Переходное от традиционного к современному состояние российского общества, несформированность четких, структурированных социальных общностей и их интересов, мощные традиции духовности обусловили формирование политических партий не столько на основе выражения позиций различных социальных групп, как это было на Западе, сколько на базе определенных идей, идеологических моделей. В условиях незавершенности классовообразования, слабости отечественной буржуазии, не


успевшей завершить свою консолидацию, отсутствия предста­вительных учреждений именно интеллигенция как наиболее образованный слой общества взяла на себя роль выразителя интересов различных социальных групп, стала инициатором создания и обеспечила функционирование практически всех возникавших политических партий.

Классификация российских политических партий конца XIX — начала XX в. представляет значительные трудности в связи с переходным характером как российского общества, так и складывавшейся в нем многопартийной системы, которая находилась в состоянии постоянных изменений. Наиболее корректным представляется идеологический критерий их классификации, в соответствии с которым можно выделить социалистические партии (ориентировавшиеся в перспективе на осуществление той или иной социалистической модели, рево­люционный путь решения стоявших перед страной проблем), либеральные (взявшие курс на эволюционно-конституционный путь развития страны) и традиционалистско-монархические (стержнем позиции которых был тезис о сохранении самоде­ржавия). На основе территориального принципа построения и деятельности партий их можно разделить на общероссийские, региональные и национальные.

В России отличался и порядок образования партий. Сначала оформились партии социалистической ориентации, затем либе­ральные и, наконец, монархические.

Пионерами партийного строительства выступили нацио­нальные партии, опиравшиеся, как правило, на социалистиче­скую идеологию: Гнчак (1887), Дашнакцутюн (1890), Социал-демократия Королевства Польского (1893), Литвы (1896), Бунд (1897). Опережающему созданию этих партий способствовали рост национального самосознания, наличие в составе России народов с относительно высокой культурой и мощными загра­ничными диаспорами.

Первыми из общероссийских партий на рубеже веков органи­зовались социалистические. Российская социал-демократичес­кая рабочая партия (РСДРП) была создана в 1898-1903 гг. на базе марксистских организаций. В марте 1898 г. в Минске состо­ялся I съезд РСДРП, который провозгласил образование партии и принял Манифест. Но это было формальным актом, так как съезд не принял ни программы, ни устава. Организационное


оформление РСДРП произошло на II съезде, состоявшемся в июне-июле 1903 г. Принятая на нем программа партии состояла из двух частей. Программа-минимум предусматривала решение задач буржуазно-демократической революции: свержение само­державия, установление демократической республики и широ-I кого местного самоуправления, всеобщее избирательное право и демократические свободы, возвращение крестьянам «отрезков» (земель, отторгнутых во время проведения реформы 1861 г.), отмену выкупных платежей за» землю, равноправие наций и их право на самоопределение, установление 8-часового рабочего дня, отмену штрафов и сверхурочных работ. Программа-мак­симум ставила целью осуществление пролетарской революции и установление диктатуры пролетариата как главного условия социалистического преобразования общества. Своей основной социальной базой российские социал-демократы считали про­летариат, а также беднейшее крестьянство.

При обсуждении программных и организационных воп­росов возникла острейшая полемика между двумя течениями в российской социал-демократии — радикальным, возглав­лявшимся В.И. Лениным, и умеренным, руководимым Г.В. Плехановым и Ю.О. Мартовым. И хотя наиболее острые спо­ры разгорелись по организационным вопросам (о принципах строительства партии), речь шла фактически о кардинальном различии взглядов на задачи партии, содержание ее политичес­кого курса, формы деятельности, которое и привело к расколу. Ленин преувеличивал зрелость капиталистических отношений в России, стремился максимально ускорить буржуазную ре­волюцию, которая, по его мысли, должна была чуть ли не немедленно перерастать в социалистическую. Гегемоном в буржуазной революции должен был выступить пролетариат, а его союзником — крестьянство. Либеральная буржуазия рас­сматривалась им в качестве контрреволюционной силы. Ленин выступал за строго централизованную, спаянную железной дисциплиной «партию нового типа», в которой меньшинство подчиняется большинству.

Сторонники Г.В. Плеханова и Ю.О. Мартова, ориентиро­вавшиеся на практику западноевропейской социал-демократии, настаивали на более мягком варианте организации, считали, что в буржуазной революции роль гегемона должна принадлежать либеральной буржуазии, ее союзником будет пролетариат.


Крестьянство они рассматривали как реакционную силу, пере­житок феодализма.

И хотя при голосовании по §1 устава партии победила точка зрения Ю.О. Мартова, на выборах в центральные органы партии большинство на съезде получили сторонники В.И. Ленина. С тех пор за ними закрепилось название «большевики», а за сторонни­ками Г.В. Плеханова и Ю.О. Мартова — «меньшевики».

Подъем революции 1905-1907 гг., превращение партии в массовую обусловили сближение большевистской и меньше­вистской фракций. Они выступали за восстание и вооружение пролетариата, что привело к IV (объединительному) съезду РСДРП (1906). Но это объединение было временным и фор­мальным: каждая фракция имела свой руководящий центр и органы печати, осуществляла в Думе свой политический курс. На IV съезде была пересмотрена аграрная программа РСДРП. С учетом требований крестьян в 1905-1907 гг. было выдвинуто положение о конфискации и национализации всех помещичьих, удельных, церковных и монастырских земель. Таким образом, монопольным собственником земли должно было стать госу­дарство со всеми вытекающими отсюда последствиями. На IV съезде в состав РСДРП влились социал-демократы Польши и Литвы, чуть позднее — латышские социал-демократы и Бунд. Она стала всероссийской организацией с числом членов свыше 160 тыс. человек.

Поражение революции вызвало кризис в партии. Значитель­ная часть меньшевистской фракции отказалась от революцион­ных лозунгов, стремилась вести легальную работу в условиях третьиюньской политической системы. На VI съезде РСДРП (август 1917 г.) большевики окончательно размежевались с меньшевиками.

Партия социалистов-революционеров (эсеры), объединив­шая неонароднические революционные организации, формально заявила о своем возникновении в 1902 г. Окончательно она сформировалась на своем I Учредительном съезде, состоявшем­ся в конце декабря 1905 — начале января 1906 г., на котором были приняты ее программа и устав. Лидером и теоретиком партии был В.М. Чернов. В программных требованиях эсеров было немало общего с программой социал-демократов: сверже­ние самодержавия и созыв Учредительного собрания на основе


всеобщего избирательного права, установление демократической республики, признание за всеми национальностями права на самоопределение, демократические свободы.

Требования программы эсеров существенно отличались от принятых социал-демократами. Стержнем ее был аграрный вопрос. Эсеры провозгласили лозунг «социализации земли», т. е. уничтожение частной собственности на землю и передачу ее не государству, а в общенародное достояние. Распоряжать­ся землей, по их мнению, должны общины, которые будут распределять ее в пользование по «трудовой потребительской норме» среди всех граждан, для которых самостоятельный труд на земле является основным источником существования. (Трудовая норма означала, что каждому получающему землю дается ее столько, сколько он может обработать, используя труд своей семьи. Потребительская норма — когда земли столько, чтобы доход, получаемый от ее обработки, был достаточным для существования данной семьи.)

В 1906-1907 гг. в партии эсеров насчитывалось более 65 тыс. человек. Своей социальной базой социалисты-рево­люционеры считали «трудовой народ», всех, кто живет за счет собственного труда, прежде всего крестьянство, а также проле­тариат и демократическую интеллигенцию.

Тактика эсеров предусматривала пропаганду и агитацию, организацию стачек, бойкота и вооруженных выступлений. Одним из важных методов борьбы они считали индивиду­альный террор. Он осуществлялся «боевой группой», которая организовала убийств ряда крупных государственных деятелей (Н.П. Боголепова, Д.С. Сипягина, В.Я. Плеве, великого князя Сергея Александровича).

Таким образом, партии социал-демократов и эсеров сближали курс на революционное переустройство общества, приверженность насильственным способам социальных пре­образований. Однако различия выдвигаемых ими моделей общественного устройства были столь значительными, что эти партии социалистической ориентации в той или иной степени взаимодействовали только на этапе выполнения разрушитель­ной задачи — свержения самодержавия.

Обе эти партии в своих программных установках сочетали некоторые либеральные ценности с радикальными, в том числе


иллюзорными, утопическими положениями о замене постоян­ной армии всеобщим вооружением народа, отмирании госу­дарства после победы социалистической революции. В связи с очевидным отсутствием в конкретных условиях России начала XX в. материальных предпосылок ее социалистического пере­устройства эсеры стремились обнаружить необходимые пред­посылки в традиционных структурах (крестьянская община), в менталитете народа (коллективизм, неприверженность частной собственности). Социал-демократы мыслили социалистичес­кие преобразования в контексте мировой социалистической революции, которая компенсирует недостающие предпосылки поддержкой международного пролетариата.

Наиболее влиятельной общероссийской либеральной партией была Конституционно-демократическая (кадеты). Ее предшественниками были нелегальные политические организации «Союз земцев-конституционалистов» (1903) и «Союз освобождения» (1904). Организационное оформление либералов подталкивали, по их собственному признанию, рост революционного движения, опасения, что в критический мо­мент их могут потеснить радикальные силы. Учредительный съезд, принявший ее программу и устав, состоялся в Москве 12-18 октября 1905 г. Позднее она стала называть себя «Пар­тией народной свободы». В кадетскую партию входила элита российской интеллигенции: В.И. Вернадский, С.А. Муромцев, С.А. Котляревский, А.А. Корнилов, А.А. Кизеветтер и др. Лидером партии стал видный историк и публицист, блестящий оратор П.Н. Милюков.

Программа кадетов во многом копировала конституционные идеи западных буржуазно-демократических стран, в ней была сформулирована либеральная концепция создания правового го­сударства. Главной своей целью кадеты провозгласили введение в стране демократической конституции (отсюда название пар­тии), разделение законодательной, исполнительной и судебной властей, создание ответственного перед Государственной думой правительства. Они выступали за введение в России всеобщего избирательного права, соблюдение всех политических прав и свобод личности, отмену сословных привилегий, признание права рабочих на стачки и 8-часовой рабочий день, свободу преподавания и бесплатное обучение в школе. В числе програм­мных требований кадетов были положения о восстановлении


государственной автономии Финляндии и Польши, но в составе России, культурной автономии других народов. Аграрная про­грамма кадетов включала частичное (до 60%) отчуждение поме­щичьей земли в пользу крестьян, но по «справедливой оценке» (т. е. по рыночным ценам), частную земельную собственность. Кадеты были решительными противниками ее обобществления. Их программа была нацелена на развитие России по образцу западных демократических государств. Осуществить свои цели они предполагали легальными средствами, прежде всего через Государственную думу. Социальную основу партии составля­ли высокооплачиваемая «цензовая» интеллигенция, а также некоторые слои крупной и мелкой буржуазии. Ее численность в 1906-1907 гг. колебалась в пределах 50-60 тыс. человек. В Государственной Думе кадетская партия стремилась играть роль парламентской оппозиции.

«Союз 17 октября» (октябристы) представлял собой кон­сервативное крыло либерального движения. Он принял свое название в честь царского Манифеста 17 октября 1905 г., кото­рый, как считали октябристы, знаменовал вступление России на путь конституционной монархии. Организационное оформление партии завершилось на I съезде, состоявшемся 8-12 февраля 1906 г. в Москве. Социальную основу октябристов составляли «верхи» торгово-промышленной буржуазии и помещиков-пред­принимателей. В 1905-1907 гг. «Союз 17 октября» насчитывал около 30 тыс. членов. Лидером партии стал промышленник А.И. Гучков.

В своих программных установках октябристы выступали за наследственную конституционную монархию, в которой импе­ратор как носитель верховной власти ограничен положениями «Основных государственных законов», предусматривали вве­дение двухпалатного народного представительства — Государ­ственной думы и Государственного совета, формирующихся на основе цензовых выборов, прямых в городах и двустепенных в сельской местности. Они выступали за сильную монархическую власть, но проводящую реформы, обеспечивающие свободу буржуазному предпринимательству. Программа октябристов предусматривала свободу совести, неприкосновенность личнос­ти и жилища, слова, собраний, союзов, передвижения. В наци­ональном вопросе октябристы исходили из принципа «единой и неделимой России», допуская культурную автономию.


Экономическая часть программы октябристов была более умеренной, чем кадетов. Свобода промышленности, торговли, приобретения собственности и охрана ее законом — их главные требования. Для разрешения аграрного вопроса они предусмат­ривали передачу крестьянам через особые земельные комитеты пустующих казенных, удельных и кабинетских земель. Час­тичное отчуждение помещичьей земли они рассматривали как крайний случай с обязательным вознаграждением владельцев за счет казны. В рабочем вопросе партия выступала за сокра­щение рабочего дня, страховое законодательство, повышение культурно-образовательного уровня и улучшение условий жизни рабочих, но за ограничение их права на стачки.

Либеральные партии сближала ориентация (большая или меньшая) на опыт политического и социально-экономического развития западных стран, включая такие его компоненты, как широкие гражданские права и свободы, всеобщее избирательное право, конституционная монархия, разделение властей, правовое государство.

На крайне правом фланге российской многопартийности располагались традиционалистско-монархические партии. Они возникли в противовес усиливающемуся революционному движению, ориентировались на исторический опыт российской государственности, не отрицали важности некоторого обновле­ния автократического режима. По их мнению, следовало ликви­дировать бюрократический нарост, отделявший «историческую власть» от народа.

Самой крупной общероссийской монархической партией был «Союзрусского народа», оформившийся в ноябре 1905 г. в Пе­тербурге. К весне 1907 г. в него влилась большая часть правых организаций и групп. Финансовую поддержку «Союзу» оказывал Департамент полиции, покровительствовал сам Николай II. К концу 1907 г. общая численность «Союза» достигла пример­но 410 тыс. человек. Среди лидеров монархического движения наибольшей известностью пользовался В.М. Пуришкевич. Со­циальную основу «Союза» составляли разнородные элементы: помещики, представители мелкой и средней буржуазии, купцы, ремесленники, выходцы из деревни, рабочие.

Среди программных установок «Союза русского народа» — патриархальная самодержавная сословная монархия, правосла­вие как основа всей русской жизни и государственная религия,


«единая и неделимая Россия», в которой какая-либо автономия исключалась. Провозглашалось, что «Русская народность как собирательница земли Русской и устроительница Русского государства есть народность державная, господствующая и первенствующая».

В борьбе с революционным движением использовались как легальные, так и нелегальные методы. Стержнем идеологии «Союза русского народа» была установка: все беды России происходят от революционеров, интеллигентов и инородцев, стремящихся развалить страну. Члены «Союза» создавали боевые дружины для защиты «порядка», которые затем стали организаторами погромов и индивидуального террора против революционеров и их организаций. Они, как правило, не прини­мали Манифест 17 октября 1905 г., относились отрицательно к рыночно-капиталистической модернизации, видя в ней измену «особому пути» отечественной истории, выступали против Го­сударственной думы, предлагая вместо нее законосовещатель­ный орган типа Земского собора из представителей «истинно» русских людей.

После революции 1905-1907 гг. сокращаются количество партий и их численность, все они переживают идейный и орга­низационный кризис, многим из них так и не удалось его пре­одолеть. Значительно сократилось число местных организаций. Вместе с тем основная тенденция развития партийной системы между революциями состояла в том, что традиционалистски монархические партии теряли свою социальную опору, подде­ржку масс, напротив, социалистические партии, преодолевая временные спады активности, расширяли свою социальную базу. Основной причиной этой эволюции политических пред­почтений масс была неспособность власти решить назревшие социально-экономические и политические проблемы.





Дата публикования: 2014-11-02; Прочитано: 515 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.008 с)...