Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Структурный анализ



Один из инструментов операционного проникновения в художествен­ный текст — структурный анализ, позволяющий исследовать художест­венный текст как организованное множество, как систему элементов. Структурный анализ — это контролируемый принципом историзма стоп-анализ, операционная техника, позволяющая проникнуть внутрь строения произведения, исследуя его как систему приемов, обусловлен­ную единством художественного задания. Возможность свободной смены параметров, смены оснований деления на элементы придает структурно­му анализу гибкость, открывает оперативный простор для исследования, позволяет «под разными углами» «рассекать» художественный текст и проникать внутрь его строения, выявляя концептуальный смысл самой его организации. При структурном исследовании деление произведения на смыслообразующие блоки является лишь аналитической операцией, которая не покушается на разрушение его целостности и не противоречит целостному художественному восприятию.

Принципы структурного анализа художественного текста: выявление основания (цвет, или время, или пространство и т.д.) деления на элемен­ты; изучение отдельных элементов и системы их взаимосвязей, целостно­сти, состоящей из элементов; синхронный подход, предполагающий исс­ледование не истории возникновения художественного текста, а его структуры. Структурализм тяготеет к герметизму (закрытому рассмотре­нию), он схватывает замкнутость данной системы. Историзм схватывает разомкнутость произведения. Поэтому диалектику замкнуто-разомкнуто­го можно понять лишь при сочетании исторического и структурного под­ходов. При этом структурный подход — момент исторического подхода, как покой — момент движения.

а Структурный анализ, по мнению некоторых его оппонентов, «разыма­ет, как труп», то есть анатомирует, а не рассматривает живое произведе­ние. В этом образе есть известная правда. Однако уместно вспомнить и слова Гоголя о Пушкине, который сердился на Жуковского «за то, что он не пишет критик. По его мнению, никто, кроме Жуковского, не мог так разъять и определить всякое художественное произведение». Автор фор­мулы «музыку он разъял, как труп», которую принято обращать против структурализма, вовсе не был противником аналитического «разъятия» художественного произведения во имя его «определения».

Конечно, художественное произведение — живой организм, и струк­турный анализ его в известном смысле «омертвляет». Однако такое «омертвление» — необходимый этап его всестороннего постижения. Не случайно Белинский подчеркивал, что у разума в изучении искусства есть «только один путь и одно средство — разъединение идеи от формы, разло­жение элементов, образующих собою данную истину или данное явле­ние. И это действие разума отнюдь не отвратительный анатомический процесс, разрушающий прекрасное явление для того, чтобы определить его значение. Разум разрушает явление для того, чтоб оживить его для се­бя в новой красоте и новой жизни, если он найдет себя в нем... Этот про­цесс и называется «критикою» (Белинский. 1955. С. 270).

Структурный анализ должен быть звеном целостного исследования, которое на одном из своих этапов по необходимости «омертвляет» худо­жественное произведение, но затем всякий раз возвращает ему его «жи­вость» и «действенность».





Дата публикования: 2014-11-02; Прочитано: 2335 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.008 с)...