Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Барокко как кризис ренессансного гуманизма: экзальтирован­ный индивидуалист, гуманный скептик-гедонист в неустойчивом ми­ре



Сам термин «барокко» происходит от португальского perrola barroca, испанского barrueco, итальянского barocco = жемчужина естественно-не­правильной формы, странный, причудливый; или (по другим сведениям) от латинского мнемонического обозначения фигуры силлогизма — barroc; или от средневекового слова baroco = нелепый педантизм; перво­начально термин обозначал «дурной вкус», формальную изощренность произведений.

Этот термин введен был критиком Теофилем Готье одновременно с понятиями «арабески», «гротеск». По мнению других ученых термин вве­ден в конце XIX в. швейцарскими теоретиками Я. Буркхардтом и Г. Вель­флином, видевшими в барокко внеисторический стиль завершающих эта­пов различных культур, противостоящий вневременному Ренессансу. Ре­нессанс и барокко рассматривались как чередующиеся стилистические принципы. Евгенио д'Орс считал барокко вечно повторяющейся фазой развития цивилизаций, близкую «дионисийскому» искусству Ницше.

В середине XVIII в. термин «барокко» служил критике вычурного и эк­стравагантного стиля архитектуры XVII в. Позже он утратил негативный оттенок и стал применяться к скульптуре, живописи, музыке, литературе.

В католических странах Европы барокко выражало идеи контррефор­мации, однако принятое во многих западных литературоведческих рабо­тах (В. Вейсбах, Е. Трунц) определение «барокко — искусство контрре­формации» не раскрывает этого понятия.

Бароккохудожественное направление эпохи Возрождения, отра­жающее кризисную для этой эпохи концепцию мира и личности, утверж­дающую экзальтированного, гуманного скептика-гедониста, живущего в неустойчивом, неуютном, несправедливом мире. Герои бароккоэто или экзальтированные мученики, изверившиеся в смысле и ценности жиз-

ни, или полные скепсиса утонченные ценители ее прелестей. Художест­венная концепция барокко гуманистически ориентирована, однако соци­ально пессимистична и полна скепсиса, сомнений в возможностях челове­ка, ощущения тщетности бытия и обреченности добра на поражение в борьбе со злом.





Дата публикования: 2014-11-02; Прочитано: 401 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...