Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Искусство — форма общественного сознания



Марксистская концепция искусства как формы общественного сознания ценна тем, что позволяет рассмотреть искусство, сопоставляя его с наукой, философией, моралью, правом, религией. Однако тезис о зависимости форм общественного сознания от общественного бы­тия заставляет теоретика проделывать мыслительные фигуры высшего пилотажа, чтобы от­ветить на вопросы: почему античное искусство, родившееся на примитивной экономической основе и опиравшееся на общество, в котором господствовало рабовладе­ние, создало классические произведения недосягаемой высоты? Почему Шекспир появился в Англии не в период ее высшего экономического расцвета? Почему сегодня вовсе не наибо­лее экономически развитые нации создают художественные шедевры? Каков обществен­ный или мыслительный механизм перехода от экономических явлений к художественным? Как в одну и ту же эпоху, в одной и той же стране, на одном и том же экономическом фунда­менте появляются самые различные, а порой и противостоящие друг другу художественные явления? Таких вопросов много. Несовершенство марксистской концепции искусства как формы общественного сознания, обусловленной экономикой, порождало и вульгарный соц­иологизм, и схоластику борьбы «вопрекистов» и «благодаристов» (гений создает шедевры вопреки или благодаря своему мировоззрению?), и идею партийного руководства искусст­вом. Несмотря на эти недостатки рассмотрение искусства как формы общественного сознания — один из плодотворных подходов к изучению природы художественного творчества.

Объективное богатство реального мира и субъективное богатство человека и его по­требностей вызвали к жизни разные формы общественного сознания (наука, философия, ис­кусство, мораль, религия, политика, право). Они имеют общие черты: 1) развитие под воздействием исторической действительности; 2) относительная самостоятельность по от­ношению к действительности, объясняемая их самодвижением, их взаимовлиянием, ролью творческого наследия, традиций, технических навыков и приемов (в искусстве), мыслитель­ного материала, накопленного в предшествующие эпохи (в философии), фактического ма­териала (в науке); 3) осмысление реальности и обратное воздействие на нее.

Каждая форма общественного сознания имеет свою специфику: пре­имущественное внимание к определенным сторонам и связям действитель­ности, особые функции, предмет, метод, содержание, внутренние законо­мерности развития, формы, в которых выражается мысль (научные законы, философские категории, нравственные нормы, правовые постулаты и уло­жения о наказании, религиозные заповеди, художественные образы). •

Мораль — носитель общественно устоявшихся принципов отноше­ний между людьми.

Мораль — носитель общественно устоявшихся принципов отноше­ний между людьми. Искусство выше нравственности (Пушкин), однако оно одухотворяется гуманными моральными идеями. Мораль кристал­лизует особый жанр литературы - басню (басни Эзопа, Лафонтена, Крылова).





Дата публикования: 2014-11-02; Прочитано: 279 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...