Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Классификация типов брака



В зависимости от того, как понимается брак, социологи и этнографы предлагают разные классификации типов брака. Чаще всего они выделяют следующие формы брака:

• Традиционная моногамия;

• Бездетный брак;

• Одинокое материнство;

• Холостячество;

• Коммуны;

• Сожительство (двое живут вместе без заключения брачного договора);

• Вторичный брак (после развода);

Свингинг и групповой секс (женатые или неженатые пары объединяются и меняются партнерами);

Расширенная семья (добровольно объединившиеся брачные пары, живущие вместе, хотя они не являются родственниками по крови);

Групповой брак;

Синтрагамный брак (близкий к двоеженству, двоемужеству);

Открытый брак.

Общим признаком, присущим всем формам брака, выступает реализация сексуального инстинкта. На нем построено общепринятое определение брака. Брак — это социально одобренный союз одного и более мужчин с одной или более женщинами.

При составлении типологии употребляются три критерия: 1) выбор брачного партнера, 2) размер брачной группы, 3) местожительство супругов.

Способ, каким выбирается брачный партнер, подразделяет все формы брака на два типа — эндогамный и экзогамный. При эндогамии партнер выбирается только из той группы, к которой относится сам выбирающий. Экзогамия предполагает выбор брачного партнера из чужой группы.

В государствах Средней Азии до сих пор сильны традиции эндогамного брака. Азербайджанцы, казахи, киргизы, туркмены и узбеки относятся к тюркоязычной общности. Брак внутри своей этой общности считается допустимым, а за ее пределами — нежелательным. В Туркмении кроме того действуют еще и внутриплеменные нормы, ограничивающие допустимость брака рамками одного племени, рода или клана, рассматриваемых как субэтносы. Еще сильнее влияет на выбор брачного партнера религиозный фактор — с мусульманином поощряется, а с немусульманином осуждается.

Размер брачной группы служит основанием для разделения форм брака на две большие категории: 1) моногамия (брачный союз одного мужчины и одной женщины); полигамия (брачный союз более чем двух партнеров). Каждая из них распадаетсяна подвиды. В моногамии выделяют: 1) пожизненную моногамию, 2) моногамию, допускающую развод (легко разводимый брак), 3) парную семью. Последняя хотя и называется семьей, но лишь формально. На - самом деле парная семья — неустойчивая, кратковременная форма брачного союза. В полигамии выделяют: 1) полигинию (брачный союз одного мужчины с несколькими женщинами), 2) полиандрию (брак одной женщины с не сколькими мужчинами), 3) групповой брак (брачный союз нескольких мужчин и нескольких женщин).

Классификацию форм брака можно провести и по другим критериям. Одним из них выступает неравенство супругов. Неравный брак подразумевает, что супруги различаются по какому-либо значимому признаку: общественному положению, возрасту, доходу. Самой ранней формой такого брака надо считать так называемый статусный брак. Положение индивида в первобытной орде полностью предопределяло его брачный статус. Занимающий высшие ступеньки в иерархии мог выбрать любую понравившуюся ему женщину, следующий по рангу выбирал лучшее из оставшегося и так далее до самого низа. Занимающие низшие статусные позиции оказывались в самом неравном положении. Позже возникли другие разновидности неравного брака. Неравным мы называем брак старика и молодой женщины, богатого мужчины и бедной девушки, аристократа и плебея. В кастовом, сословном и отчасти классовом обществах неравные браки запрещались в тех случаях, когда они угрожали стабильностисоциальной иерархии. Запрещение неравных браков — это, по существу, возвращение к принципу эндогамного брака, разрешающего заключать союзы только в пределах своей группы — рода, племени, сословия, касты.

Другим критерием классификации выступает плата за брак. Институт покупного брака имеет давние традиции. Он возник на заре истории, одновременно и внутри группового брака. Уже тогда женщина была вовлечена в обменный процесс в качестве товара. Две группы обменивались "подарками", которым могла служить женщина. Родственники женщины "дарили" родственникам мужчины его будущую супругу в обмен на равноценные услуги и помощь, которые обязывались оказать вторые первым. Раннюю форму покупного брака можно назвать дарообменной. Обряд бракосочетания осуществлялся в виде эквивалентного дарообмена, поэтому говорить о плате здесь можно только условно. К. Каутский в книге "Возникновение брака и семьи" (1918) описывает обычай, существовавший в одном из индейских племен. Молодой человек дарил понравившейся ему девушке маленькую заточку или корзинку. Если она принимала подарок, то это означало, что брачное предложение принято. Взамен девушка дарила ему раскрашенный головной убор, изготовленный собственными руками. После чего они жили вместе без дальнейших церемоний. Такова одна из разновидностей дарообменного брака.

Особой формой платного брака следует считать священный брак. Автор книги "Золотая ветвь" Джеймс Фрезер приводит множество доказательств тому, что обычай женитьбы богов на статуях или людях был широко распространен у народов древности. Жители Бенгалии изготовляли из дерева изображение бога, которого они женили на богине воды. Индейцы Перу выдавали 14-летнюю девушку замуж за камень, по форме напоминающий человека и почитавшийся в качестве бога. В брачной церемонии, длившейся три дня, принимали участие все жители поселка. Девушка должна была оставаться девственницей и приносить идолу жертвы от имени народа. Ей оказывали величайшее уважение и считали божественной. Кенийское племя кикуйю поклонялось речной змее, поэтому с перерывом в несколько лет женили бога-змея на молодой девушке.

В отличие от древних форм покупного брака, осуществлявшихся в виде эквивалентного дарообмена, более поздние его формы, особенно в эпоху патриархата, проявлялись уже в форме неравного дарообмена. Господствующий пол, т. е. мужчина, преподносил невесте более дорогие подарки, чем получал от нее, — соответственно своему привилегированному положению, размером богатства и политическойвласти. Неравенство, собственно говоря, и делает покупной брак в точном смысле покупным. Брак превращается в акт купли-продажи. Утверждение частной собственности сделало браккоммерческой сделкой. Размеры прав мужа на обладание женой прямо пропорциональны величине выкупа, уплаченного за нее. У нубийских арабов число дней в неделе, в течение которых жена сохраняла верность мужу, зависело от числа голов скота, уплаченного за нее.

С тех пор можно говорить о новой форме покупного брака — выкупном браке. Церемония бракосочетания намного усложнилась, она стала формализованной. Устной договоренности молодых людей или их родителей было уже недостаточно. Поскольку речь шла о крупном состоянии, возникла необходимость в заключение договора, или контракта, где оговаривались права и обязанности сторон, а также размер выкупа. В древности девушке достаточно было обратиться к юноше с секретным посланием, содержащим простой вопрос "Хочешь ли ты добывать мне еду?", чтобы считать его брачным предложением. В формализованном же выкупном браке требовались свидетели, а церемония бракосочетания происходила публично.

Сначала в эпоху вождеств, а затем в период раннеклассовых государств принципы неравного дарообмена, на которых базировался выкупной брак, приобретали институциональную окраску. Структуры власти (вождь, клан, отец) осуществляли все действия, составляющие процедуру бракосочетания: 1) принятие решения о необходимости либо желательности вступления в брак, 2) выбор брачного партнера, 3) заключение брачного контракта, 4) исполнение брачного обряда и ритуальной трапезы.

Покупной брак перестал быть делом только брачующихся, превратившись в часть родо - племенных мероприятий. На мусульманском Востоке возникла новая форма покупного брака — калымный брак. Калым выкуп за невесту. Первоначально он выплачивался роду, а позднее — родителям в качестве компенсации за потерю работницы. Как пережиток, калым сохранился у некоторых народов Азии и Африки. Он возник еще до того, как сюда пришел ислам, но отменен не был, так как органично уживался с типично исламским институтом махра. Махр — брачный подарок жениха, который принадлежит только невесте. В отличие от него калым делится на две части: большая часть остается у родителей как их собственность, а меньшая передается невесте как "плата за девственность". По данным исследования Ф. Н. Ильясова, в среднеазиатском регионе с уплатой калыма в конце 80-х годов XX века заключалось более 68% браков. Стороне жениха вручается особый список, в котором сторона невесты указывает, что именно и в каком количестве она хотела бы получить в качестве калыма. Максимальный калым ("тяжелый халат") включает до 300 наименований различных вещей и около 70 тыс. руб. наличными. Средний размер калыма по региону составил 8,5 тыс. руб.

Размер калыма — величина не постоянная. За разных по своим качествам девушек плата неодинаковая. Так, например, чем выше уровень образования невесты, тем ниже калым. Столь необычная на первый взгляд тенденция объясняется очень просто. Мужчина покупает не только красоту, нежность, добронравие или ученость. Его интересует возраст и работоспособность будущей невесты. В многодетных семьях, типичных для Средней Азии, она работает по дому и хозяйству, что-то делает на продажу ивоспитывает детей.За год хорошая работница может выткать один - два ковра, а за пять лет она принесет семье чистый доход, который покроет размер выкупа, уплаченного за нее. Три фактора увеличивают размер калыма в Средней Азии: 1) умение невесты вести хозяйство, 2) красота и внешние данные, 3) репутация семьи. Высшее образование, по результатам исследования Ф. Н. Ильясова, стоит только на пятом месте.

Согласно традиции, калым выступает знаком уважения к невесте и ее родне. Однако сегодня он воспринимается как составная часть рыночной экономики. "Восток рассматривает женщину как предмет купли-продажи", гласит формула М. Каддафи. Калым — цена невесты, невеста — товар на брачном рынке. Цены на рынке зависят от соотношения спроса и предложения. Спрос зависит от возможностей покупателя, а предложение — от количества товара. Бывают ситуации, когда семье приходится экономить на еде, одежде, развлечениях, чтобы набрать должную сумму. Семья влезает в долги, расплачиваться за которые приходится уже молодой семье, которой тоже приходится терпеть лишения и экономить. На покрытие долгов в среднем уходит 6 лет. Но и прибыль от брачной сделки для родителей бывает высока. В Туркмении она достигала 10 тыс. руб. (при средней зарплате по стране около 700 руб.).

Таким образом, калымный брак, как элемент товаро - денежных отношений формирует новое явление, которое не было известно народам древности и неизвестно сегодняшней Европе — брачный рынок. В Средней Азии существуют несколько его видов: 1) конфессиональный рынок (охватывает мусульман Средней Азии, Северного Кавказа, Закавказья, Татарии); 2) региональный (включает тюркоязычные народы Средней Азии); 3) общенациональный (в границах государства, например, Туркмении); 4) внутриплеменной, или субэтнический. Цены за невесту на одном рынке могут в несколько раз превышать их на другом. Закономерности брачного рынка таковы: цены на самом маленьком рынке (внутриплеменном) — самые высокие, а цены на самом большом (конфессиальном) — самые низкие; чем выше степень эндогамии (запрещение инонациональных браков), тем больше размер калыма.

Взаимосвязь степени эндогамии и величины брачного выкупа (калыма)

Группировки республик Степень эндогамии Величина калыма, тыс. руб.
Первая группа: Туркмения сильная  
Вторая группа: Узбекистан, Азербайджан, Таджикистан средняя 6-8
Третья группа: Казахстан, Киргизия слабая  

Одним из предшественников брачного рынка надо считать существовавший в древнем Вавилоне обычай, именуемый на современном языке брачным аукционом. В каждом округе города выбирались трое наиболее уважаемых граждан. Они собирали всех незамужних девушек, достигших брачного возраста. Первой представляли самую красивую, ее отдавали в жены холостяку, заплатившему наибольшую сумму. А затем в убывающем порядке проходили менее красивые. Деньги, вырученные от их продажи, раскладывались как приданое для не блещущих красотой, причем самой невыразительной полагалась максимальная сумма. В результате все претенденты получали невест с приданым. В отличие от калыма здесь имела место плата за жениха, а не за невесту.

Кроме покупного брака существует хищнический брак. Различают две его разновидности: 1) умыкание (похищение) невесты, 2) умыкание (похищение) жениха. Он возник в древности и сохранился у некоторых народов как общепринятая норма (Закавказье) либо как девиантное поведение (Европа).





Дата публикования: 2014-11-02; Прочитано: 4895 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...