Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
Уместно сопоставить проблему альтернативных онтологии, возникающую в связи со сменой различных теорий — старой и новой, с аналогичной проблемой, связанной с эквивалентными описаниями. Между ними имеются различие и сходство. Альтернативность онтологии в теории эквивалентных описаний выступает в форме парадокса, поскольку кажется весьма странным, что экстенсионально тождественным формулировкам одной и той же теории должны соответствовать различные представления о структуре объективного мира. В случае различных теорий такого парадокса не возникает, поскольку совершенно ясно, что разным теориям должны соответ-
1 К. Popper. Objective knowledge. Oxford, 1972, p. 287.
ствовать и разные референты — различные «срезы» объективной реальности. Но здесь появляется проблема, состоящая в нахождении такого перехода от старой онтологии к новой, чтобы прежняя онтология сохранялась в снятом виде в новой или непротиворечивым образом совмещалась с ней.
Хотя упомянутые проблемы и различны, их объединяет способ решения: они могут быть решены лишь на освове отказа от метафизического представления о реальном предмете научного познания и принятия диалектической концепции, согласно которой в научном познании мы имеем дело не с миром самим по себе, а с миром, заданным через практику. Альтернативные онтологии, относимые к одному и тому же миру, совместимы потому, что они характеризуют различные относительные проявления этого мира в системе материальных взаимодействий, заданных практикой. Только эта диалектическая точка зрения на предмет познания, разработанная в марксистской философии, дает возможность понять как объективность альтернативных онтологии, так и возможность их соединения в единую непротиворечивую картину мира. Она является философской предпосылкой и для решения проблемы преемственности и роста знаний, выработки все более глубокого и полного представления об объективной сущности мира.
Между старыми и новыми физическими теориями имеются различные формы преемственной связи. Обстоятельный и глубокий их анализ можно найти в работах И. В. Кузнецова '. Нас в данном случае интересует, однако, не вся проблема преемственности, а ее специфический аспект, касающийся проблемы истины. Он может быть сформулирован таким образом: как новая теория, приходящая на смену старой, ассимилирует и углубляет истинное содержание последней? Чтобы ответить на этот вопрос, выделим следующие четыре момента, характеризующие отношение преемственности.
1. Включение истинных элементов старой теории в новую теорию. Несмотря на то что новая теория отрицает старую, отдельные истинные предложения старой теории сохраняются в качестве истинных и в новой. Сюда относятся результаты измерений, эмпирические данные,
' См., например: И. В. Кузнецов. Избранные труды по методологии физики. М., 1975, стр. 155—190.
некоторые общие теоретические принципы. Например, из классической гравитационной теории в общую теорию относительности переходят идея эквивалентности инертной и гравитационной масс, вариационные принципы.
2. Отношение предельного перехода. Естественно, не все предложения старой теории переходят в новую путем простого их включения. Основные законы старой теории не могут быть просто включены в состав новой теории. Они отличаются от основных законов новой теории, и их простое включение привело бы к созданию логически противоречивой системы. Однако все же между законами старой и новой теорий, точнее, между их математическими формулировками существует форма преемственности, имеющая характер предельного перехода. Она состоит в том, что законы новой теории могут переходить в законы старой как в свой предельный случай. Так, если скорость света в вакууме с считать бесконечной, то законы релятивистской механики переходят в законы классической механики. Или если постоянную Планка h приравнять нулю, то основное уравнение квантовой механики — уравнение Шредингера — переходит в классическое уравнение движения Гамильтона — Якоби.
Вообще говоря, рассуждения о предельном переходе в данном случае весьма условны. Понятие предельного перехода в строгом смысле слова здесь неприменимо, ибо и с, и А представляют собой постоянные, а не переменные величины. Выражение «предельный переход» в данном случае означает, что мы можем заменить с бесконечностью, если значение с намного превышает v — скорость движения частиц, a h — нулем, если члены уравнения Шредингера, содержащие h, малы по сравнению с остальными членами этого уравнения.
Отношение предельного перехода называется принципом соответствия. Здесь, по-видимому, уместно следующее терминологическое уточнение. Само по себе это отношение можно назвать просто соответствием. Но мы можем обратить идею соответствия в принцип, если будем применять ее в виде некоторого требования, предъявляемого к теориям. Как принцип идея соответствия была сформулирована H. Бором при построении квантовой механики, хотя само соответствие можно обнаружить и в отношениях между ранее сложившимися теориями — между геометрической и волновой оптикой, между классической и релятивистской механикой и т. д.
3. Синтез теории на основе логики дополнительности. Отношения между сменяющими друг друга в ходе развития научного познания теориями не могут быть сведены ни ко включению элементов старой теории в новую теорию, ни к отношению предельного перехода между ними. Ограниченность последнего отношения можно установить даже для тех теорий, в которых действительно присутствуют элементы соответствия, например для классической и релятивистской механик. Л. Бриллюэн пишет по этому поводу: «Обычно утверждают, что релятивистская механика сводится к классической механике, когда скорости малы, а расстояния не слишком велики... что совершенно верно. Однако в классической механике существует очень обширная область применений, которая не имеет прямой связи с релятивистской механикой: задачи многих тел составляют наиболее важную часть классического механизма, и их часто невозможно изложить в релятивистских понятиях. Дело не только в математической трудности, но и в отсутствии фундаментальных предположений»!. Вместе с тем существуют и такие теории, между которыми вообще отсутствуют элементы соответствия. Например, их нет между корпускулярной теорией света Ньютона и волновой теорией Гюйгенса или электромагнитной теорией Максвелла.
Теории, которые оказываются противоположными или даже исключающими друг друга, все же вполне могут одновременно нести элементы истинного знания, однако такое знание касается разных сторон объективного мира. Именно это следует сказать в отношении корпускулярных и волновых теорий света и вообще дискретных и кон-тинуалистских воззрений на строение материи. Такого рода элементы истины в конечном счете синтезируются на основе логики дополнительности.
4. Преемственность по схеме триады. Наряду с вышеупомянутыми формами преемственности встречается и такая форма: новая теория Т2 может полностью отвергнуть свою предшественницу—теорию T1, однако еще более новая теория — Т3, имеющая своим предельным случаем теорию Т2, может воспроизводить некоторые идеи теории T1. Указанная ситуация обычно имеет место в тех случаях, когда теория T1 в целом представляет собой
' Л. Бриллюэн. Научная неопределенность и информация. М., 1966,стр. 77.
заблуждение, но такое заблуждение, которое содержит в себе элементы истины. Примером последнего типа преемственности может служить отношение между общей теорией относительности и аристотелевской концепцией пространства, допускающей пространственную конечность Вселенной. Аристотелевская концепция, как известно, была отвергнута теорией Ньютона. Но она получила возрождение в общей теории относительности, в рамках которой оказывается возможным построение конечных космологических моделей.
Преемственность нельзя считать чисто субъективной чертой научного знания. Она имеет под собой объективное основание. Им является материальное единство мира. Хотя аспекты, «срезы» объективной реальности, к которым относятся онтологии старой и новой теорий, различаются между собой, это различие не абсолютно. В различии обнаруживается общее. Выражением этого общего выступает связь относительных истин в развивающемся научном знании.
В преемственности, обеспечивающей приращение знания, отображающего все более глубоко и полно сущность объективного мира, находит свое реальное выражение то, что марксистская философия понимает под абсолютной истиной. Абсолютная истина — это не трансцендентная по отношению к реальному человеческому знанию цель, а совокупность процессов, которые в нем проявляются. Это — процессы все более глубокого и полного отображения природы. Абсолютная истина была бы фикцией, если бы в научном знании не наблюдалось преемственности. И те философы, которые отрицают преемственность, неизбежно отрицают и абсолютность истины. В свою очередь, признание преемственности означает признание и абсолютности истины, ибо преемственность приводит к приращению знания и выработке все более полной и всесторонней картины объективного мира. Реальность преемственности, которая доказывается всем развитием науки, свидетельствует о справедливости диалектической идеи абсолютности истины.
Дата публикования: 2014-11-04; Прочитано: 640 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!