Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Социальная стратификация общества в Древней Индии



Разложение первобытнообщинного строя и развитие общественного и имущественного неравенства привело к появлению сословий — варн. Все свободные стали делиться на группы, не равные по своему общественному, а также юридическому положению, правам и обязанностям.

С оформлением рабовладельческого государства деление всех свободных на четыре варны было объявлено извечно существующим порядком и освящено религией.

В соответствии с Законами Ману существовали следующие варны:

1) брахманы — члены жреческих родов;

2) кшатрии — военная аристократия;

3) вайшьи (вайшии) — свободные полноправные общинники;

4) шудры — низшая варна, неравноправные члены общества.

Образ жизни каждой варны был сформулирован в специальных законах — дхармах. В компетенцию первых двух варн входило государственное управление. Вайшьям предписывалось заниматься земледелием, скотоводством, ремеслом и торговлей. Шудры должны были находиться в услужении у трех высших варн.

С течением времени сословия становились все более замкнутыми. Этому способствовали: строгая эндогамность — заключение браков между представителями одной варны; определенная, наследственно закрепленная профессия; поклонение одним богам.

Переход из одной варны в другую строго запрещался. Ограничивалась возможность смешанных браков, устанавливалось разное материальное возмещение за убийство лица в зависимости от его принадлежности к определенной варне: за проступки члена высшей варны по отношению к члену низшей полагалось более мягкое наказание, и наоборот.

Впоследствии, с превращением свободных общинников в зависимых крестьян, вайшьи стали по значению приближаться к шудрам, а две первые касты — касты знати — обособились от двух низших.

Еще одним компонентом социальной стратификации индийского общества была так называемая каста «неприкасаемых», в которую могли попасть представители всех вышеуказанных варн, в случае осуждения за совершение особо тяжких преступлений, а также если представитель одной из четырех варн был уличен в общении с неприкасаемыми. Кроме того, эту касту пополняли захваченные на поле боя пленники, а также рабы. Их отличительными признаками была особая одежда (как правило, снятая с тел казненных преступников), запрет на появление в общественных местах (на площадях, рынках и т. д.), запрет общаться с представителями других варн. Жизнь неприкасаемых не представляла никакого интереса для государства, а, следовательно, и для правосудия.

Важнейшей частью социального, общественного и экономического строя в Маурийский период была община, поскольку объединяла значительную часть населения — свободных земледельцев. Самой распространенной формой общины была сельская, хотя кое-где еще существовала и примитивная родовая. В общине сохранялись черты единого коллектива и старые общинные традиции — свободные жители на собраниях решали различные вопросы управления. Со временем все большее значение приобретали главы деревни. Вначале глава общины выбирался на собрании общинников, затем утверждался государственной властью, постепенно превращаясь в ее представителя.

В общине наблюдался процесс имущественного разделения:

1) верхушка, эксплуатировавшая рабов и наемных работников;

2) общинники, которые сами работали на своих участках;

3) разорившиеся общинники, которые лишались земли и орудий труда и были вынуждены работать в качестве арендаторов.

Деревенские ремесленники также занимали различное положение: ремесленники, которые работали самостоятельно и имели собственные мастерские; ремесленники, которые нанимались на работу за определенную плату.

Рабство Древней Индии отличается своей неразвитостью, наряду с рабовладельческими отношениями продолжают сохраняться пережитки первобытнообщинного строя: индийские рабы могли иметь семьи, собственность, право на наследование, право собственности на получаемые дары. Свободный, становясь рабом, не терял своих семейных, родовых и кастовых связей. Следует заметить, что рабский труд не играл значительной роли в экономике Древней Индии.

В праве древнеиндийского государства отсутствует отчетливое противопоставление свободных и рабов, поскольку, хотя это государство и было рабовладельческим, но варны заслоняли собой классы.

Тем не менееЗаконы Ману указывают следующие разряды рабов:

- захваченные под знаменем (военнопленные);

- рабы за содержание;

- рабы, рожденные в доме хозяина;

- купленые;

- подаренные;

- доставшиеся по наследству;

- рабы в силу наказания.

Характерной чертой древнеиндийского рабства было наличие законодательства, направленного на ограничение произвола хозяина по отношению к рабам.





Дата публикования: 2014-11-02; Прочитано: 3855 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.011 с)...