Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

День и ночь



На мир таинственный духо́в,
Над этой бездной безымянной,
Покров наброшен златотканный
Высокой волею богов.
День — сей блистательный покров
День, земнородных оживленье,
Души болящей исцеленье,
Друг человеков и богов!

Но меркнет день — настала ночь;
Пришла — и с мира рокового
Ткань благодатную покрова
Сорвав, отбрасывает прочь…
И бездна нам обнажена
С своими страхами и мглами,
И нет преград меж ей и нами —
Вот отчего нам ночь страшна!

1839

* * *

Эти бедные селенья,
Эта скудная природа –
Край родной долготерпенья,
Край ты русского народа!

Не поймет и не заметит
Гордый взор иноплеменный,
Что сквозит и тайно светит
В наготе твоей смиренной.

Удрученный ношей крестной,
Всю тебя, земля родная,
В рабском виде Царь небесный
Исходил, благословляя.

13 августа 1855


План анализа стихов «Денисьевского цикла» Ф.И.Тютчева

Цикл – группа стихотворений, посвященных одному лицу, объединенных общею мыслью и темой.

«Денисьевский цикл» (1850 – 1864 гг.) посвящен Елене Александровне Денисьевой.

  1. Автобиографизм цикла, его исповедальность.
  2. Лирический герой, его трагическое мироощущение и нравственный самокритицизм (запутался, привязан к семье, сердце тянется к Денисьевой, она в глазах общества безнравственна, понимает свою вину, но ничего не может сделать).
  3. Романтическая концепция любви

(любовь как стихийная страсть и «поединок роковой»).

  1. Лирическая героиня цикла

(Тютчев считал, что любовь их сближает, они не могут жить друг без друга.

Это столкновение, борьба, в которой сгорела Денисьева).

  1. Пути раскрытия внутреннего мира героини

(через монологи лирического героя).

  1. Фрагментарность стихотворений

(стихотворение = мгновение любовных отношений).

  1. Психологический драматизм

(любовь – это дисгармония, поединок).

  1. Особенности лексики

(поэтическая и бытовая лексика, частое использование междометий).

  1. Особенности синтаксиса и пунктуации

(большое количество восклицательных предложений, многоточия, тире).

  1. Художественные тропы

(эпитеты, метафоры, повторы, антитеза).

  1. Музыкальность цикла

(приемы звукописи: аллитерация, ассонанс).


* * *

О, как убийственно мы любим,
Как в буйной слепоте страстей
Мы то всего вернее губим,
Что сердцу нашему милей!

Давно ль, гордясь своей победой,
Ты говорил: она моя…
Год не прошел — спроси и сведай,
Что уцелело от нея?

Куда ланит девались розы,
Улыбка уст и блеск очей?
Все опалили, выжгли слезы
Горючей влагою своей.

Ты помнишь ли, при вашей встрече,
При первой встрече роковой,
Ее волшебный взор, и речи,
И смех младенчески-живой?

И что ж теперь? И где все это?
И долговечен ли был сон?
Увы, как северное лето,
Был мимолетным гостем он!

Судьбы ужасным приговором
Твоя любовь для ней была,
И незаслуженным позором
На жизнь ее она легла!

Жизнь отреченья, жизнь страданья!
В ее душевной глубине
Ей оставались вспоминанья…
Но изменили и оне.

И на земле ей дико стало,
Очарование ушло…
Толпа, нахлынув, в грязь втоптала
То, что в душе ее цвело.

И что ж от долгого мученья,
Как пепл, сберечь ей удалось?
Боль, злую боль ожесточенья,
Боль без отрады и без слез!

О, как убийственно мы любим!
Как в буйной слепоте страстей
Мы то всего вернее губим,
Что сердцу нашему милей!..





Дата публикования: 2014-11-02; Прочитано: 684 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...