![]() |
Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | |
|
С конца XV столетия начинается эпоха постоянного войска, а вследствие этого и вооружение принимает более однородный характер. В кавалерию вводится новый элемент - жандармы; в Германии представителями тяжелой конницы являются кирасиры. Так как этот род войска состоял в большинстве случаев из дворянского сословия, то в нем еще сохранились некоторые традиции феодального войска. Их вооружение, хотя и тщательно обдуманное, было, однако, не по силам даже для лошадей крепкой и сильной породы, так как человек и лошадь были с ног до головы покрыты железом. Оружие тяжелой конницы состояло из копья и меча; кроме того, офицеры были вооружены очень изящными молотками. Отряды легкой кавалерии были сформированы по образцу итальянских; их доспехи отличались легкостью, а оружие состояло из шпаги, карабина и пищали.
Пехота, смотря по-своему составу и происхождению, была крайне разнообразна. Городские отряды были лучше, хотя и их своеобразное вооружение было мало пригодно для нападения. Большинство воинов городских отрядов вооружены огнестрельным оружием, но рядом с ними мы находим пикинеров с обыкновенными пиками или алебардами. Стрелки из самострела исчезли совершенно. Отряды пехотинцев состояли преимущественно из неповоротливых крестьян и других малоопытных в военном деле людей, и их вооружение хуже и разновиднее.
Совсем иначе выглядело отборное французское войско из швейцарцев, которые были вооружены длинными копьями, коротким мечом и кинжалом, а частью также тяжелыми секирами. Первоначально значительная часть этого войска сражалась мечами чудовищных размеров, умение владеть которыми требовало большой практики. Эти мечи служат характерным оружием швейцарского войска. Максимилиан I организовал в 1482 году национальное войско, набиравшееся только из жителей Швабии и Тироля; позднее стали брать солдат и из других мест, но всегда своих, а не чужестранцев. Это национальное войско - ландскнехты (Landsknechttruppe), несмотря на довольно несовершенную свою дисциплину, представляло собой все-таки выдающуюся пехоту, которая не только равнялась, но иногда и могла поспорить со швейцарской. Ландскнехт - это солдат по профессии, со своеобразным способом войны, соответствующим его вооружению. Как и швейцарец, он безразлично мог быть копейщиком или стрелком, не утрачивая своего своеобразного характера. Оружие копейщиков состояло из длинного копья, ршпе, образовавшегося из средневекового пеннона (pennon), меча и крепкого короткого кинжала. Некоторые, подражая швейцарцам, сражались мечом для двух рук - "Bidenhander". Стрелки употребляют ручную кулев-рину. Они первые ввели употребление патронов, чтобы скорее заряжать свое оружие. Состояние итальянского войска в описываемый период мало отличается от предыдущего.
Вооружение итальянского войска, в большинстве случаев почти безупречное, было в то же время крайне разнообразно, находясь в зависимости от воззрений начальников; в некоторых отрядах было заметно влияние древности, в других влияние Востока. Относительно организации и вооружения первое место всегда принадлежит венецианцам, а по временам и миланцам. В итальянском вооружении рядом с копьем на умеренно длинной рукоятке мы находим короткий меч, позднее шпагу; рядом с легким самострелом и лук. У некоторых - швейцарский меч, а другие, подражая испанцам, вооружены только круглым щитом и мечом.
В конце XVI столетия в военном мире происходит значительное преобразование, начинавшееся в Италии и Нидерландах. Тяжелая конница старинных жандармов заменила свое копье легкой итальянской шпагой. Вместо прежнего рыцарского вооружения появляются теперь более лег-кие доспехибез набедренников, что облегчает свободу действий; правда, нагрудник еще мало уменьшает свой вес, но делается короче и меньше. Вооружение, известное под названием trabharnische, принадлежало кирасирам и драгунам, последние вышли из Франции и могли одинаково сражаться на лошадях и пешком; пищаль уменьшается до карабина, который делается двухствольным и нередко имеет устройство револьвера. Артиллерия значительно уменьшает вес полевых орудий.
Пехота медленно изменяет свое лицо. Постепенно утвердившееся убеждение, что и другие племена могут с таким же успехом нести пехотную службу, имело следствием общий набор в государстве; благодаря этому ландскнехты утратили свой прежний характер, с которым исчезло и их славное имя. С этих пор не существует более национального войска, а есть просто полки пехоты, набранные и вооруженные опытными воинами и состоящие под командой начальников. В национальном войске копейщики и стрелки были между собой в тесной органической связи, теперь система является более выработанной и приведенной в лучшее состояние. Копейщик вооружается пикой на длинном тонком древке и получает название пикинера; его вооружение еще долго из легкой вороненой стали, и он носит железную шапку; стрелки обыкновенно имели для своей защиты только нагрудник, наспинник и шлем. Старинная тяжелая кулеврина уступает место мушкету, который для выстрела упирался на подставку вроде вил. Унтер-офицеры были вооружены алебардами; строевые офицеры - бердышами или легкими полевыми копьями. Итальянцы и нидерландцы нападали плотными колоннами, первые ряды которых были вооружены круглыми щитами. Такие же щитоносцы, известные под названием "Rundtartschiere", входят и в состав английского войска. Значение огнестрельного оружия растет все более и более, доказательством чего служит постоянное уменьшение пик в противоположность постоянно прибывающему числу мушкетов.
В этом вооружении, которое до деталей было разработано в конце XVI столетия, ведут германцы свою Тридцатилетнюю войну. В Италии оно прививалось медленно; их мечи и шпаги, бердыши и легкие мушкеты, хотя и были скорее пригодны для партизанской войны, чем для полевого сражения, однако повсюду находили себе последователей, даже и в немецких отрядах.
Во все времена вооружение поляков и венгров не теряет своего своеобразного характера, постоянно носящего на себе следы восточного влияния. Войска эти двух народностей, благодаря удивительному успеху, который они имели в некоторых случаях, пользовались немалым уважением среди полководцев. В вооружении поляков мы находим смешение восточных и западных образцов. Высшее дворянство служило в кавалерии гусарами, которые были вооружены по немецкому образцу и имели копье и меч; низшая шляхта составляла отряды легкой конницы, и будучи защищены кольчужными панцирями, назывались панцирника-ми; простой народ составлял ряды казаков, вооруженных уже около 1630 г. саблей и луком. Подобное же вооружение было и у венгров, у которых кавалерия была почти сплошь одета в кольчугу, и которые рядом с копьем и саблей охотно употребляли ударное оружие.
С XVI столетия гайдуки сумели сначала внушить к себе страх, а затем уважение; после 1613 года они были так организованы, что служили также хорошо конницей, как и пехотой. Конница была вооружена саблей и щитом, пехота - мушкетами. Во времена Габсбургов венгерская пехота не была в таком большом уважении, как она начинает быть с середины XVII столетия. Вооружение конного венгра, исключая пики, состоит из кривой сабли и мушкета белее легкого, чем у западных народов.
XVI столетие служит великой переходной ступенью конца средних веков к современной эпохе. Мы видели, как в эпоху Возрождения развивалось искусство, представляя своим развитием единственный пример до сего времени; в течение всего XVI столетия продолжается артистическое движение, но с ним же оно и прекращается. Искусство ковать доспехи падает; в середине XVII столетия едва найдутся брони, имеющие какое-нибудь достоинство.
Надо сказать, что немногим эпохам пришлось быть свидетелями такой быстрой перемены различных доспехов, как это выпало на долю данного времени, ознаменованного, кроме того, как мы видели выше, введением нового военного элемента - пехоты, которая становится преобладающей в сражениях. Превосходя конницу своим наличным составом, пехота преобладает над ней своим значением, берет верх, благодаря своей подвижности, а успехи огнестрельного оружия поднимают ее на такую высокую ступень, которой она никогда не могла бы достигнуть при помощи своих пик.
ДОСПЕХ
В конце XV века доспех, благодаря заботам и стараниям императора Максимилиана I, достигает высокой степени совершенства. Доспех этот, получивший название максимилиановского, продержался почти без изменений все XVI столетие, лишь в конце которого явилась необходимость из-за улучшения огнестрельного оружия внести в него существенные изменения. Отличительная черта максимилиановсого до-спеха состоит в покрывающих весь доспех желобках или гребнях. Доспех чрезвычайно сложный; все число частей в некоторых бронях доходит до 200, а если считать пряжки, винты, гвозди и прочие мелкие части, то их число может дойти до 1000.
Средний вес такого доспеха 50-65 фунтов; шлем от 5 до 12 фунтов; кольчуга около 15, щит около 10, меч от 3 до 7. Таким образом, все вооружение весило около 2 пудов.
Вооружение это состоит (рис. 235) из следующих частей:
Рис. 235. Максимилиановскии доспех (Императорский Эрмитаж).
1. Шлем (армэ) - состоит из навершья с отверстиями около ушей.
2. Гребень его слегка выдается по навершью; он иногда плоский, иногда в виде жгута. На тыльной части шлема (тулье), обыкновенно, находится трубка, в которую вставляли страусовые перья в виде султана.
3. Забрало - оно состояло из одной части (как на рисунке) или из двух частей; верхняя - козырек и нижняя - дыхало; первая защищала лоб, нижняя - подбородок. В козырьке находятся отверстия или продолговатые щели для глаз. (В редких случаях забрало состояло из 3 и даже 4 частей.)
4. Подбородник покрывает всю нижнюю часть лица до высоты нижней губы.
5. Горловое прикрытие состоит из одной или нескольких изогнутых пластин и составляет продолжение подбородочной части.
5а. Затыльник состоит из нескольких пластин, прикрепленных чешуей к навершью.
6. Трубка - для вставления перьев.
7. Бармица состоит из 3 пластин с передней и задней стороны; это основная часть всего вооружения, к ней прикреплялись латы, плечевые части и шлем. Она двигается на шарнире с левой стороны и замыкается справа с помощью запонки. Шейное прикрытие - основа и опора головного убора и грудных лат, составляет одну из важнейших частей рыцарского вооружения; оно должно быть изготовлено по мерке и тщательно пригнано, иначе - от трения боль может сделаться невыносимой.
Шлем a bourrelet с ожерельем, с прямым отверстием или основанием не имел, собственно, ни горлового прикрытия, ни затыльника: нижний край его упирался в верхнюю закругленную окраину шейного прикрытия, составляющую нечто вроде ожерелья, вдоль которого он и скользил при движениях головы. В таком случае ошейник заменял и горловое прикрытие и затыльник. Как нижний край или основание шлема, так и ожерелье должны были быть отлично пригнаны, чтобы не мешать движениям головы, которые, в противном случае, были бы или невозможны, или очень затруднительны.
8,9 и 13. Латы состояли из двух главных частей: из нагрудника, верхний край которого был снабжен ребром или возвышенной каймой, которая должна была останавливать острие меча или копья противника, и из спинного прикрытия - спины (13). Форма нагрудника изменялась со временем: в конце XV и в начале XVI века он был выпуклый и несколько остроконечный; около 1550 года его стали делать продолговатым; с 1570 годов - с острием; наконец, в начале XVII века он сделался тупым и коротким. Нагрудник, обыкновенно, выковывался из цельного листа железа, иногда же вся кираса спереди и сзади составлялась из чешуйчатых пластинок, например, в венгерском вооружении Трансильванские кирасы были также чешуйчатые.
10. Подмышковые чешуйки - aillettes, прикреплялись к нагруднику в подмышках, с помощью замшевых ремней и помогали движению рук.
11. Набрюшник состоял обыкновенно из двух или трех чешуи или пластин (faites).
12. Набедренники служили для защиты боков и верхней части бедра, состояли из нескольких чешуи или пластин и составляли часто продолжение набрюшника, как это видно на изображенном вооружении. Иногда эти чешуи прикреплялись отдельно с помощью ремней. В конце XVI века, когда стали упрощать вооружение и уменьшать число составных частей, чешуи эти заступили место налядвенников.
14. Крестцовое или поясничное прикрытие состояло из одной, двух или трех чешуи. Кираса застегивалась вплотную, нагрудником несколько набегая на спинную часть 15 так, чтобы оружие противника нигде не могло найти ни скважины, ни отверстия; потом затягивалась поясным ремнем (15а).
16. Оплечья прикреплялись сверху лат к бармице особыми пружинками (18) или ремнями. Переднее правое оплечье обыкновенно делалось меньше, чтобы не мешать движениям правой руки.
17. Прикрытия для защиты шеи возвышались вроде гребня или крыльев над оплечьями. Они в особенности были полезны против пик, алебард и других крюковатых копий, с помощью которых неприятельские пехотинцы старались сорвать головной убор рыцаря.
Этих прикрытий иногда вовсе не было, и тогда они заменялись под мышками круглыми бляхами. Бляхи эти прикреплялись ремнями.
19. Наручи разделялись налокотником на две части. Верхняя половина состояла из цилиндрической части и нескольких чешуек; нижняя, прикрепленная к верхней ремнями, из двухстворчатого железного цилиндра, на шарнирах и с запонами.
Рис. 236. Рукавицы.
20. Локтевые прикрытия или налокотники, служащие и защитой и украшением, имели иногда весьма большие размеры; внешняя их поверхность имела вид закругленный, часто конический. В доспехах XV века, так называемых а 1а рои1а1пе, она кончается острием.
21. Винты прикрепляли локтевую часть к наручам.
22. Рукавицы оббиты жестью и были с пальцами, как в некоторых итальянских и испанских бронях, или без пальцев; в первом случае каждый палец был покрыт небольшими чешуями, пришитыми к замше, как на рисунке, а во втором -пальцы были только обозначены снаружи или покрыты все вместе общими чешуями. Отверстие перчатки было окаймлено широким железным ободком, который двигался на шарнире и застегивался пуговицей. Большой палец был всегда отделен от прочих и покрыт особо чешуйками.
23. Опорный крюк для копья (фокр) обыкновенно составлялся из двух частей: одной - прикрепленной к нагруднику, другой - выдававшейся вперед к спускавшейся в случае нужды на шарнире.
24.Налядвенники состояли каждый из малой пластинки сверху и большой, выпуклой - снизу, покрытой ребрами или полосками; эти бляхи простирались только по наружной части ляжки и придерживались ремнями.
25. Наколенники состояли из передней закругленной или конической части и наружной боковой, связанных вместе четырьмя чешуйками, для облегчения сгибания ноги.
26. Наножники (бутурлуки) и наголенники обхватывали ногу от колена до плюсны и по икре двумя цилиндрическими половинками, соединенными шарнирами и замыкающимися на внутренней части голени металлическими пуговками или закрепами.
Когда поножи покрывали одно внешнюю часть ноги, тогда они придерживались ремнями и пряжками.
27. Поножные шарниры.
28. Поножи покрыты чешуйчатыми пластинками. Под латами, кроме замшевого гамбизона, рыцарь надевал на ноги лосины, а поверх него кольчугу с рукавами для лучшей защиты тела на слабых местах вооружения. Кольчуга с кольцами, связанными как бы узлами в виде ячменных зерен (grain d'orge), вывезена с Востока и распространилась в Европе, вероятно, после третьего крестового похода. Рыцари не могли не убедиться в превосходстве этой кольчатой сетки, которая, обхва1ывая тело, нисколько не мешала движениям.
Чешуйчатые пластинки, составляющие части доспехов, прикреплялись одна к другой снизу вверх, кроме чешуи верхней части наручей. В налядвенниках большая чешуя пригонялась поверх крайней сверху; та же самая пригонка была на рукавицах и на боковых прикрытиях. Удар копья или меча по набедерным латам скользил до встречи с возвышенными ребрами или полосками, где и терял окончательно свою силу; то же самое происходило на всех частях вооружения, слабые части которого были защищены снизу кольчугой и гамбизоном.
Первое время вместе с максимилианским доспехом существовал и иной (рис. 237), явившийся несколько ранее. Он составляет прекрасный образец переходной эпохи от доспеха XV века к доспехам императора Максимилиана, от которого, главным образом, отличается отсутствием желобков.
Кроме доспехов, служивших на войне, существовало особое вооружение для турниров. Выше мы видели, что турниры появились в конце Х века и первоначально имели серьезное значение как показной бой, развивая соперничество в умении владеть оружием. Поэтому первое время на турнире должно было употребляться боевое оружие и вооружение, и только тогда, когда турнир стал лишь пустой забавой и игрой, то, естественно, явилась необходимость изменить для него как то, так и другое.
Рис. 237. Доспех Фридриха Победоносного пфальцграфа Рейнского (1425-1476) (работа миланского платтнера Томасо да Миссаджиа).
И первой заботой рыцаря явилось желание возможно лучше предохранить себя от ударов противника.
Поэтому доспехи эти делались из очень толстого железа. При бое на копьях (joutes) противники, разделенные барьером, неслись навстречу друг другу и с помощью большого тяжелого копья должны были выбить один другого из седла. Лучшим ударом считался удар в середину шлема. Так как большинство ударов поражало левую сторону, то последняя защищалась сильнее правой. К нагруднику для этой цели привинчивался щиток. Копье направлялось правой рукой и поддерживалось двумя крюками. Шлем прикреплялся к нагруднику, а также и к спине. Наляд-венники, равно как и набедренники, сделаны из цельной пластины. Для левой руки была рукавица; правая рука защищена была копьевым щитком (rondelle de lance). Подмышковые прикрытия защищают пространство между плечом и грудью, так как наручи нс имеют оплечий. Правый диск вырезан снизу для прохождения копья (рис. 238).
Рис. 238. Турнирный доспех XV века (Императорский Эрмитаж).
Для пешего боя употреблялся иной турнирный доспех (рис. 239). В доспехе этом имеется род железной короткой юбки, придающей ему вид колокола. Ни щитка, ни крюков для копья нет. Все части доспеха очень тщательно соединяются одна с другой. При этом доспехе, обыкновенно, служил сомкнутый тяжелый шлем бургиньот, появляющийся почти одновременно с самим доспехом.
Рис. 239. Турнирный доспех для пешего боя.
Рис. 240. Форма железного башмака с XIII по XVI столетия.
Интересно проследить, как менялась форма железного сапога или башмака (soleret, aisencut). Он появляется в конце XIII века и до конца XIV, и подошва его имела совершенно современную форму (рис. 240а). Она прикреплялась к кожаной обуви. С 1390 года обувь начинает покрываться железными пластинками наподобие чешуи. Сапогв это время или оканчивается довольно тупым концом, или последний имеет далеко выдающееся вперед острие (рис.240 б), и такая форма получает название а lа poulaine, scarpe a punta. Острия эти, хотя и обязаны своим происхождением моде, но они имели и довольно серьезное значение, так как почти не давали возможности потерять стремя, что было очень важно для всадника. Около 1430 года появляются в Италии железные сапоги, острия которых деревянные, длиною до 36 см. Подобная обувь носилась до 1490 года. В последних годах XV столетия обуви придается более удобная форма, и подошва ее имеет теперь вид медвежьей лапы (barenfusse, pieds d'ourus) (рис. 240в). В 30-х годах XVI века передняя часть несколько суживается (рис. 240г и 240д), а в 1550 году получает форму утиного носа (entenschnabel) (рис. 240е). Во второй половине того же столетия башмак становится довольно острым (рис. 240ж).
К башмаку привязывались шпоры, которые у рыцарей были часто золоченые.
Рис. 241. Решетчатый шлем (Парижский артиллерийский музей).
Наголовья XVI столетия очень разнообразны. Наибольшим употреблением пользуется армэ, личник которого иногда делается решетчатым, образуя решетчатый шлем (рис. 241). В таком шлеме нет зрения, наносника и дыхала; козырек сильно выдается вперед. Личник состоит из шести решетин, скрепленных одной поперечной. Горловое прикрытие образовано тремя плинками.
Рис. 242. Бургундский шлем. Доспех Фридриха I. (музей в Вене).
Рис. 243. Польский бургиньот с личиной.
На тулье против ушей сделаны отверстия для слуха; гребень шлема невысок и в конце имеет трубку для султана. Главный недостаток такого доспеха заключался в плохой защите головы от ударов меча или копья. Лучшее, хотя и несравненно более тяжелое закрытие доставляет бургундский шлем. или бургиньот (bourguignot).
Шлем этого типа не имеет горлового прикрытия, личник его очень сильно выдается вперед более или менее тупым острием. Иногда он заменяется железной маской или личиной (рис. 242-243).
Рис. 244. Немецкий морион (Парижский артиллерийский музей).
Головным доспехом аркебузников был морион (рис. 244), он отли чался высоким и довольно плоским навершьем с очень высоким гребнем. Спереди и сзади поля подымаются кверху, образуя таким образом полукруглую форму. Такоеустройство этого наголовья дает возможность хорошо прицеливаться и смотреть вверх, если это нужно, а края, обрамляя лицо, предохраняют его от поперечных ударов, так как морион надвигался на лицо до переносицы. Эта форма наголовья появляется в середине XVI столетия в Италии, хотя и несколько позднее, однако, несмотря на это, итальянцы умели дать ему такое совершенство, которого не могли добиться ни германцы, ни тем более французы, делавшие его очень тяжелым. В Италии морион ковался из одного куска. Во Франции морион носился до конца Х V I века, а в Германии и Швейцарии еще долго и в следующем столетии, не сумев, однако, сохранить ни изящности, ни легкости итальянских форм.
Очень часто морион покрывался гравировкой и позолотой, чем морион парижского музея (рис. 244) может служить прекрасным образцом. На его гребне помещены гербы Саксонии и курфюрста; трубка для султана представляет собою маленькую фигурку из позолоченной меди. Львиные головки, держащие в пасти маленькое кольцо, служат шляпками заклепок, которые укрепляют внутреннюю оправу. Многие немецкие морионы имеют на каждой стороне навершья выпуклый цветок лилии. Это украшение составляет характерную черту наголовных доспехов, чаще рапир, городской гвардии города Мюнхена, которая в конце XVI столетия приняла этот символ непорочности.
Другой морион Парижского артиллерийского музея (рис. 245) может служить образцом формы, известной под названием а ergot, вследствие маленького острия, которым оканчивается очень коническое и без гребней навершье. (Некоторые называют такие каски легкими армэ, pettis armets.) Превосходная работа данного наголовья дает повод думать, что она принадлежит итальянской работе второй половины XVI столетия.
Он украшен продольными полосами, покрытыми гравировкой и позолотой; кроме того, на нем имеются и другие украшения: трофеи, воины, медальоны, изображающие человеческие фигуры во весь рост.
Рис. 245. Морион a ergot (Парижский артиллерийский музей).
Рис. 246. Кабассет (Парижский артиллерийский музеи).
Рис. 247, Железная шапка (калотта) (Парижский артиллерийский музей).
Рис. 248-250. Турецкий шишак (Великого Везиря Мехмета Соколовича, убитого в 1579 г). Польский шишак (Императорский Эрмитаж). Шишак герцога Лотарин-гского КарлаIII (1540-1608). (Импераюрский Эрмитаж).
Рис. 251. Турнирный салад итальянской работы (Парижский артиллерийский музей).
Рис. 252. Турнирный салад немецкой работы (Парижский артиллерийский музей).
Рис. 253. Турнирный шлем типа 1е1е йе сгараиа (Парижский артиллерийский музей).
Кабассет (cabasset) отличается от мориона своим навершьем, имеющим форму яйцевидного купола и плоскими и горизонтальными полями; гребня нет, и своей формой доспех буквально воспроизводит форму шляп, бывших в моде в царствование Карла IX. Гребень представляет часто усеченные грани и имеет иногда на вершине острие (ergot); прекрасные итальянские кабассеты (рис. 246) часто украшены нежными перевивающимися арабесками и медальонами, которые тонко выгравированы резцом и, будучи позолочены, резко выступают на фоне вычерненной стали. Хотя наголовья эти и принадлежат XVI столетию, но они долго еще держались в употреблении, так как были легки и удобны. У некоторых поля очень опущены, другие снабжены нащечниками, наконец, у многих есть даже основные части забрала и назатыльника. Этот тип принадлежит каскам превосходнейшей работы;чеканка,гравировка, позолочение, работа выпуклых украшений, все соединилось вместе, чтобы сделать яз них chefs d'oeuvre'', преимущественно итальянского искусства. Германские и швейцарские пехотинцы носили металлические шапки (са1оttе), обтянутые материей, и надевали их под широкие береты и шляпы из сукна иди войлока, украшенные большими перьями; перья наклонялись в сторону солнца, предохраняя во время ходьбы от лучей, иногда же их вешали на шею, спуская на спину, и на голове оставалась одна металлическая шапка, которую часто, особенно в конце столетия, стали прикреплять к шляпе.
Рис. 254. Тяжелая конская броня герцога Фердинанда Альбы. Работа Дезиндерия Кольмана в Аугсбурге (1551 г.).
Эта шапка (рис. 247) представляет собою род открытого шишака из покрытого чернью железа; прямоугольные отверстия, которыми усеяна его поверхность, уменьшает его вес; через круглые отверстия проходили проволоки, на которых утверждалась внутренняя оправа и верхняя шляпа. Такие подбитые железом головные уборы употребляются до XVIII столетия.
В начале XVI столетия проникает из Турции новая форма наголовья, которая по своему удобству вскоре получает широкое распространение. Наголовье это было шишак. Шишак (рис. 248-250) состоит из тульи, имеющей конусообразную форму, к которой с боков прикреплялись на шарнирах уши или наушки; спереди шишак имел козырек, сквозь который проходил железный нос, удерживающийся винтом или шурупцем. Шея защищалась затылком, составлявшимся из одной или нескольких находящих одна на другую пластин. На верху тульи имелось небольшое металлическое украшение - репье или шиш. Польские шишаки часто нс имели у шей и репья, а с боков к тулье прикреплялось по металлическому большому крылу, несколько ослаблявшему удары по голове; главное назначение этих крыльев состояло в шуме, который они производили при езде, пугая таким образом лошадей неприятельской конницы. Подобные крылья имели и другие польские наголовья. Шишаки были в употреблении до конца XVII века.
Рис. 255. Конская броня императора Максимилиана I, покрытая.изображениями подвигов Самсона и Геркулеса.
На турнирах XVI столетия главным головным доспехом служит са-лад, личник которого снабжен особым винтом, служившим для привин-чивания предличного закрытия (рис. 251 и 252). Они часто покрывались гравюрой и чеканкой.
В начале того же столетия, особенно при бое на копьях, употреблялось и другое наголовье - тяжелый шлем, прозванный из-за своего вида жабьей головой (tete de crapaud), которую он на самом деле несколько и напоминает (рис. 253). Шлемы эти делались из толстого железа и имели спереди и сзади по железной петле, которой прикреплялись к нагруднику и спине лат.
Конская броня к середине столетия также получает законченный вид (рис. 254), но она очень тяжела. Часто она покрывается роскошными гравюрой и чеканкой (рис. 255).
МЕЧ, ШПАГА И КИНЖАЛ (ДАГА)
В XVI столетии меч достигает высшей ступени совершенства. Он становится неразлучным спутником каждого, особенно по мере приближения к тем тревожным временам, когда всякий признавал за собой право быть вооруженным.
Рис. 256. Седельный меч (венецианской работы).
Простая рукоять в форме креста клонится к уничтожению; едва находим мы в длинных седельных20 мечах (ех10с) конницы. Венецианский меч в Клюни (рис. 256) может служить образцом таких мечей. Рукоять его стальная, украшенная чеканкой и позолотой. Две, расширенные и изогнутые к лезвиям клинка, дужки имеют спиралевидные украшения, образуя на каждой оконечности треугольную выемку. Боковое кольцо, дополняя защиту руки, утолщается по середине и образует два треугольных отверстия, разделенных двойным завитком, который находится также и на головке рукоятки. Смелые изгибы дужки, чеканка прекрасного стиля, исполненная уверенной и смелой рукой, все обнаруживает в этом оружии прекрасную работу. Клинок его, утолщенный и затупленный на сторонах при соединении с рукоятью, указывает, что этот меч управлялся одной рукой. Трубка охватывалась четырьмя пальцами, между тем как указательный захватывал дужки; таким образом, было необходимо, чтобы клинок был тупым в том месте, где палец приходил с ним в соприкосновение. Впрочем, короткая рукоятка неизбежна, когда оружие держится вышеупомянутым способом, и все мечи эпохи основаны на этом принципе. Клинок меча, длиной около метра, усиливается посередине отлогим ребром, откосы которого образуют лезвия, так что в разрезе получается очень сплюснутый косоугольник.
Рис. 257. Рукоять ручного меча.
Ручной меч конных воинов такого же типа, но с более сложной рукоятью, еще однако настолько простои, чтобы не стеснять руку, одетую рукавицей, если бы пришлось действовать оружием при быстрой езде. Рукоять его имеет следующее устройство (рис. 257). Головка ее А всегда достаточно тяжелая, чтобы уравновешивать клинок, удлиняется обыкновенно в виде груши, сосновой шишки, оливы и пр.; она имеет шейку А1' опирающуюся на трубку В, а наверху снабжена пуговкой А, которая иногда называется каплей (goutte) и служит для за-клепывания стержня, не трогая таким способом поверхности головки. Трубка В делается обыкновенно короткой, в форме круглой, витой или желобчатой колонны, иногда суживающейся на оконечностях; выпуклости, которые на ней делаются, имеют целью дать пальцам более удобную рукоятку. Иногда сторона, обращенная к ладони, более выпукла, чем противоположная. Из различных материалов, употреблявшихся на ее изготовление, чаще встречается дерево, потому что его обработка легче; для прочности оно покрывается железной или медной сетью филигранной работы. Эта оправа на оконечности трубки укрепляется плетеными или цельными металлическими кольцами. Гард состоит из двух дужек К, выходящих из щитка Т; с дужками соприкасается боковое кольцо 5. Второе боковое кольцо образовано двумя сходящими двойными дужками (pas d'ane).
Часть клинка, заключенная между боковыми кольцами, сужена и притуплена на лезвиях; ее называют ricasso М (как говорят испанцы) и на этой части, часто выпуклой, оружейные мастера клали свое клеймо. Боковые выемки облегчали проход пальцев в pas d'ane.
Клинок меча (рис. 258) имеет стержень 5, верхний конец которого заклепывается в головке А11, а нижний переходит в ricasso, где образуется первый заплечик, служащий опорой щитку. Ricasso R образует выемку, в которую кладется клеймо; затем идет клинок F с двумя долами, придающими легкость и гибкость; долы эти идут от середины клинка Т.
Клинки бывают иногда чрезвычайно длинны; нередко встречаются до четырех футов от ricasso до острия.
В венецианских мечах (рис. 259) рукоять, кроме бокового кольца, усложняется железной чашкой в форме раковины, в которую вкладывался большой палец, если держать оружие правильно (рис. 260).
В продолжение всей первой половины XVI столетия немецкие пехотинцы употребляли менее длинные, но зато еще более тонкие мечи. Их можно держать двумя руками, что видно по длине и форме рукоятки, образующей две выемки: одну к стороне головки рукоятки, другую – к клинку (рис. 261), так что трубка образует посередине утолщение. Деревянная трубка обтягивалась совершенно темной кожей и плотно обвивалась тонкой проволокой. Клинок с треугольным сечением образует на каждой из своих трех сторон вогнутую грань, что уменьшает его вес, не нарушая сурового характера, каким отличается это оружие; длина его 1 метр 15 см, а всего оружия - 1 метр 41 см.
Рис. 258-261. Клинок меча. Венецианский ручной меч. Немецкий меч пехотинца (Луврский музей).
Такие мечи были пригодны только для укола, почему их правильнее называть шпагами; шпаги употреблялись чаще воинами, чем пехотинцами. К этому же типу принадлежит и первобытный шотландский палаш (с1аушоге), основанный на том же принципе, но у которого дужки загибаются к лезвиям, образуя с клинком угол в 45 градусов. Палаш был в употреблении в XV столетии. Позднее, в царствование Елизаветы, в Англии стал распространяться итальянский палаш (schiavone), у которого гард в виде корзины или колыбели.
французских
Рис. 262-263. Саксонский меч (Луврский музей).
Самым употребительным оружием среди немецких и конных воинов был боевой меч без соединительной дуги, которого многие несправедливо называют побочным мечом (batarde). В мечах этих головка рукояти очень массивна для того, чтобы уравновешивать клинок; как она, так и гард сделаны из вычерненной стали. Гард состоит из двух дужек, расширенных наподобие железка топора, со скошенными лезвиями и имеет pas d'ane и два боковых кольца, которые утолщаются посередине в виде косоугольника. Контр-гард, начинаясь от основания одного из разветвлений, образующих pas d'ane, идет к вершине другого. Короткая трубка указывает способ, как держалось оружие (рис. 262); она покрыта шагреневой кожей, укрепляющейся четырьмя стальными прутьями, концы которых входят в широкие и зубчатые с наружной стороны кольца. Род футляра из вычеканенной листовой стали покрывает основание клинка, образуя нижний очень выпуклый отворот, от щитка до начала гарда. Не говоря уже о том, что подобный чехол предохраняет пальцы от опасного для них соприкосновения с лезвиями, он, кроме того, предохраняет и внутренность ножен от дождя, покрывая воронку ножен своим отворотом.
Клинок треугольный с выемчатыми гранями; длина его 1 м 15 см. Прямой и крепкий, он должен был наносить страшные уколы.
Рис. 264-265. Схема гарда и контр-гарда.
Но далеко не все мечи отличаются такой простотой гарда, и рисунки 264 и 265 дают начертание его самого обыкновенного типа. Все основные части неизбежно встречаются во всех рапирах, estocad-ax, мечах и шпагах этой эпохи. Число разветвлений может изменяться, они могут искривляться, прерываться, пересекаться, но главный остов остается тот же самый.
Будут ли дужки А прямыми или изогнутыми, щиток В более или менее удлиненным, pas d'ane Н, более или менее открытым, будут ли боковые кольца Н' мало - или многочисленны, пусть они даже перемешиваются с разветвлениями Н - основное строение остается то же самое.
Восходящая ветвь С, или соединительная дуга, идет от дужки гарда к головке рукояти, всегда достигая до ее середины; в XVIII столетии эту дугу будут припаивать к головке. Она образует более или менее многочисленные разветвления, совокупность которых вместе с боковыми кольцами и pas d'ane окружает руку подобно колыбели. Оттененные на рисунке части обозначают контр-гарды V, которые состоят из разветвлений, идущих по другую сторону гарда и защищающих пальцы, пригнутые к ладони, к которой всегда обращен гард. Гарды защищают верх руки, контр-гарды - низ. У шпаги, привешенной сбоку в горизонтальном положении, соединительная дуга обращена к земле, гарды и кольца смотрят наружу, а контр-гарды выходят внутрь, касаясь бедра; но, так как, вследствии этого шпага очень отставляется от тела, то во многих городских шпагах контр-гарды, как мы увидим, совершенно уничтожаются. Дужкой гарда называется джка, находящаяся на одной стороне с соединительной дугой А (рис. 25); она называется так потому что у некоторых шпаг она заменяет соединительную дугу и поднимается до головки. Другая дужка называется "дужкой отражения", потому что часто она опускается к клинку и может отражать удар, скользящий по клинку к пальцам, и даже зацепить неприятельскую шпагу. Если обе дужки имеют одинаковое расположение, то их называют chevauches (бродячими).
Рис. 266-268. Немецкая, испанская и итальянская рапиры (музей Клюни).
Лезвие, обращенное к соединительной дуге, есть настоящее лезвие, между тем, как то, к которому склоняется дужка, представляет собой только ложное; оно у некоторых сабель затуплено, а у других даже утолщается в широкий обух, как, например, у современной кривой сабли.
Музей Клюни обладает великолепными образцами оружия этого времени. На рисунке 266 изображена испанская шпага, так называемого валансиенского типа, неизвестного мастера, но превосходной работы. Оружие это одинаково пригодно рубить и колоть.
Трудно найти оружие более чистого стиля и воинственного характера, чем прекрасная рапира (рис. 267), клинок которой помечен знаменитым толедским мастером Севастьяном Хернандецем (Hernandez); оправа же оружия принадлежит немецким мастерам, но имена их неизвестны. Гард из вычерненной стали состоит из разветвлений и дужек, разрез которых представляет шестиугольник. Все оружие кажется больше вследствие длинных дужек, оканчивающихся рубчатыми оливками смаленькою пуговицей. Впрочем, головка, середина разветвлений кольца и соединительная дуга представляют совершенно однородное украшение. Головка имеет форму шара, а утолщения гарда представляют оливки с вычерненными сегментами на матовой позолоте. Длина клинка не превышает 95 см, но очень возможно, что первоначально он был длиннее, а впоследствии был укорочен по желанию одного из своих владельцев.
Итальянская рапира (рис. 268), принадлежащая тому же музею, легче и длиннее предыдущей. Очень простой гард, состоящий из двух дужек, одного pas d'ane и кривого бокового кольца, сделан из позолоченной стали и украшен, подобно удлиненной головке, спиральными желобками. Так как клинок не образует псахходля предохранения пальцев от пореза, то пожеланию владельца часть наконечника, заключенная в нижнем гарде, покрыта бархатом, который 300 лет тому назад был красного цвета, а теперь принял бледно-розовый оттенок. Длинный клинок (1 м 10 см) с косоугольным сечением отличается большой простотой; острие образуется косвенным уклонением лезвий, которые, вступая в последнюю треть длины, перестают быть параллельными.
Такие шпаги и рапиры были неоценимым оружием по своей легкости, и носились, преимущественно, в городе, так как отличались изяществом и красотой форм. Зато, такая шпага не давала достаточной защиты для руки, хотя и служила столько же рубящим, как и колющим оружием.
Ножны обыкновенно делались из дерева, тщательно оклеенного пергаментом или бумагой, на которую сверху клали материю; для последней цели употреблялись полотно, шелк, сукно, камлот и другие более дорогие ткани. Медные ножны делались только для широких и коротких шпаг оружия левой руки.
На конце ножен прилаживался железный наконечник. Входное отверстие ножен редко снабжалось коронкой, которую приходилось рас-щеливать на обеих сторонах, чтобы дать ей возможность покрыть ricasso и подниматься, несмотря на концы pas d'ane, часто очень близкого к клинку.
Обыкновенно, в верхней части внешней стороны приделывался род клещей, благодаря которым ножны не могли ни соскользнуть, ни выпасть из ремней при вынимании шпаги. Но на дуэлях было принято далеко отбрасывать ножны размахом еще вложенной в них шпаги, так что они описывали своим полетом параболу.
Рис. 269. Французская перевязь для шпаги (музей Клюни).
Портупея и подвязки делались обыкновенно из кожи, покрывавшейся материей, богатство и шитье которой менялось согласно лично фантазии каждого. Образцом подобной полной перевязи может служить имеющаяся в музее Клюни и составляющая часть завещанного Бомоном имущества (рис. 269); кожа в этой перевязи совершенно исчезает под покрышкой черного сукна, ткань которого напоминает шевиот. Витые застежки и пряжки (Ьоис1епе) сделаны из стали, покрытой чернью; подвески того же металла вычеканены в форме овальных пальмовых листьев. Этот тип портупеи был самый употребительный. Впоследствии подвязки в большинстве случаев пристегиваются к перевязи, проходящей в широкий ремень, стягивавшийся над выступом бедер, потому что шпага была так длинна, что гард должен был приходиться на высоте локтя, так как клинок носился в горизонтальном положении.
Число подвязок все увеличивается, представляя широкую плоскость привешивания, пока, наконец, в царствование Людовика XIV они образуют широкие четырехугольные щитки, которыми оканчивается перевязь.
Рис. 270. Испанская перевязь для шпаги (музей Клюни)
Итальянцы предпочитали более тонкую перевязь с узкими подвязками. У одной перевязи (patelette) той же коллекции, с шестью подвязками, кожа обтянута черной шелковой парчой с нашивкой из золотого галуна. Отверстия, через которые проходят шпильки пряжек, окружены позолоченной петелькой. Привески, кольца, крючок перевязи, имеющий форму сумки, сделаны из позолоченного железа.
До XVIII столетия испанцы носили свои рапиры со сквозным гардом на высоте бедер, в горизонтальном положении, Пристегивая ИХ не на подвязках, а посредством пояса, как, например, у этого образчика коллекции Бомона, принадлежащего музею Клюни (рис. 270).
Излюбленное обыкновение XV столетия приделывать на верху шпажных ножен маленькие лагалища для ножей и шил не прекращается и теперь.
Двойные шпаги (epees jumelles) вкладывались в одни ножны. Два клинка соединяются своими внутренними поверхностями, а их внешние стороны образуют грань. Две половины шпажных головок, двух трубок, двух гардов составляют каждая прибор двух шпаг, которые, будучи соединены в одном общем лагалище, образуют одно целое. Такое оружие много употреблялось дуэлистами в конце XVI столетия, особенно в Англии. Но это делалось не для того, чтобы дуэлисты сражались на совершенно одинаковых условиях, получая каждый совершенно подобное оружие, но тогда фехтовались двумя руками: одной рапирой отражали, а другой наносили удары, хотя такой способ фехтования совсем не был таким общераспространенным, как фехтование при помощи шпаги и кинжала, а также шпаги и щита.
Последний все уменьшает и уменьшает свои размеры и отличается большим разнообразием форм. Сильное распространение получает боче или кулачный щит (также брокель - broquels).
Меньшего размера, чем тарчи, употреблявшиеся на войне и особенно в траншеях, они отличаются своим довольно большим навершьем, в углубление которого входит кулак, держа щит за рукоятку, заменяющую ремни и энармы. Главное достоинство этих щитов состоит в легкости, потому что они делались иногда из дерева или вощеной кожи со стальным навершьем; вся же внешняя поверхность обтягивалась бархатом, на который накладывался стальной диск, украшенный сквозными рисунками, гравировкой и чеканкой.
Рис. 271. Итальянский брокель (Луврский музей).
Брокель Луврского музея (рис.271) имеет широкое и очень выпуклое навершье, которое имеет вначале цилиндрическую форму, а затем переходит в несколько выпуклый колпак; длина диаметра равняется 35 см. Внутри (рис. 272) через вогнутость навершья, куда помещается левая рука, переброшена рукоятка. Итальянский художник, работе которого принадлежит этот щит, высек из цельного железа фигуры воинов в героическом вкусе.
В этом прекрасном оборонительном оружии по стилю, по смелости и уверенности фигур, выступающих полурельефом на матовом, некогда позолоченном поле, виден отпечаток школы Юлия Романа. Подобные щиты, конечно, не были в обыденном употреблении, но более простые их образцы встречаются на каждом шагу. Средний диаметр равнялся одному, редко двум футам. При ходьбе их привешивали сбоку подвязок портупеи посредством крючка, и дуэлисты никогда не разлучаются с ними, равно как и со своей шпагой.
Рис. 272- Итальянский брокель (внутренняя сторона) (Луврский музей).
Но не все брокели имеют круглую форму. В Германии и Италии они часто принимают форму древнего тарча и образуют искривления: для того, чтобы щит лучше облегал выпуклости руки; такое направление заметно на рисунках, иллюстрирующих сочинение Viggiane. Дуэльный тарч коллекции Бомона (музея Клюни) основан на том же принципе (рис. 273). Поле щита представляет трапецию, на каждой стороне которой проходит рубчик, прикрепленный заклепками; посередине помещается овальный круг из шнурка, тоже прибитый заклепками; цветок лилии в рамке из шнурка выступает в центре и обнаруживает немецкое происхождение щита. Весь доспех сделан из листовой стали аис1а1г, толщина которой повсюду одинакова. Металл кован на огне (горячим способом). Через отверстия вдоль выпуклого бортика края проходит проволока внутренней оправы. Крючок, выступающий посередине, служит как для привешивания, так и для захватывания клинка неприятельской шпаги при отражении поперечных ударов; некоторые предполагают, что на этот крючок привешивался еще фонарь.
Рис. 273. Немецкий брокель
Рис. 274. Итальянский дуэльный щит.
В Италии употреблялся дуэльный, но очень узкий щит, длиною в 60 см. Щит этот (рис. 274) деревянный с железным острием. Изображенный на рисунке - деревянный, крытый раскрашенным пергаментом 1542 года.
Очень возможно, что употребление этих маленьких щитов, именно этих broquels, не превышающих в диаметре 20 см, навело сначала итальянцев, а затем испанцев на изобретение тех совершенных шпаг, употребление которых начинается впервые в конце XVI и продолжается до XVIII столетия.
Рис.275.Бретта(испанской работы).
У этих рапир или бретт (brettes), как называют их некоторые, гард совершенно покрывает руку (рис. 275); он состоит из двух длинных прямых дужек, соединительной дуги и одного pas d'ane, концы которого привинчиваются на дне полукруглой чашки; вследствие малой длины трубки, рука должна опуститься в чашку, пропуская два пальца, или один указательный в pas d'ane. Головка сплюснута в виде луковицы, а весь гард стремится опуститься в чашечку, на края которой опираются дужки, если нет для них глубоких зарубок. Первые итальянские рапиры этого типа отличаются очень глубокой чашечкой, имеющей форму почти половины яйца; верхний край окаймляется простым выпуклым шнурком, между тем как у испанских шпаг края отгибаются, опускаясь более или менее книзу (рис.275). Преимущество такого устройства, кроме того, что увеличивает круг защиты, получающейся от чашечки, состоит в том, что отогнутый край может задержать острие неприятельского удара.
Эти чашечки очень скоро стали прокалываться множеством отверстий, образовавших ажурные части выгравированного и вычеканенного рисунка, так что некоторые гарды кажутся просто стальным кружевом. Италия оставила немало этих прекрасных шпаг, представляющих собою истинное чудо искусства, и так как это оружие находилось в повседневном употреблении в городе и на войне, то в музеях и частных коллекциях нет недостатка в его образцах. Длинные такие клинки предназначаются обыкновенно для укола, т.е. они имеют прямоугольное или косоугольное и редко треугольное сечение; часто снабжаются двумя лезвиями с острым концом, но никогда не достигают длины длинных шпаг (ехтосайех).
Подобные рапиры или бретты всегда употреблялись вместе с оружием для левой руки, гард которого копирует формы гарда шпаги правой руки. Это обыкновенно дага23, чашечка которой представляет часто треугольную, полусферическую бляху (рис. 276); основание треугольника лежит на дужках, а вершина упирается в головку, имеющую вид луковицы и оканчивающуюся пуговицей. На ажурной стали чашечки, между витым шнурком края и небольшим средним полем, выступают арабески, окаймляя его своими завитками. Крепкий и плоский клинок с одним лезвием образует очень широкое основание с поперечными желобками и круглым отверстием; одна сторона его прямая и, подобно обуху клинка, усеяна множеством отверстий; другая сторона образует выпуклую линию. Большой палец опирается в основание клинка на противоположной стороне чашечки, потому что кинжал всегда держался так же, как и шпага,т.е. головка никогда не упиралась в большой палец, но всегда в мизинец, обхватывавший верх рукоятки. Очень длинные дужки могли отражать удары противника.
Рис. 276-277. Дага для левой руки XVII столетия.. Вердюн или фламберж (Парижский артиллерийский музей).
Это прекрасное оружие принадлежит испанской работе и имеет во всю длину 52 см. Надо заметить, что вообще шпаги левой руки редко достигают двух футов длины.
Рис. 278. Двойной pas d'ane.
Рапиры для правой руки очень длинны. Они достигают почти 1.5 м длины, как, например, изображенная на рис. 277 - тип знаменитых вердюн (verdum), пользовавшихся громкою славою среди дуэлистов XVIII столетия, иногда называемых также флам-бержами (flamberges). Они появляются в конце XVI столетия.
Рис. 279-280, Немецкие шпаги (музей Клюни).
Некоторые из этих шпаг имеют чрезмерно длинные волнистые клинки (подобно малайским кинжалам "крисам"); другие же вырезаны правильными выемками, идущими вдоль их толстого обуха, и такое устройство обязано своим происхождением желанию лишить противника возможности схватить клинок левой рукой, как это часто практиковалось. У многих из этих verduns или flamberges гард образует pas d'ane; иногда встречается с двойным pas d'ane. В этом случае четыре разветвления поднимаются в горизонтальном направлении и припаиваются на окраине чашечки в четырех точках, отстоящих друг от друга на равном расстоянии; концы развет-влений украшены иногда вычеканенными головками (рис. 278). Есть даже шпаги, снабженные соединительной дугой.
Образчики оружия, употреблявшегося на войне, обыкновенно менее роскошны. Во Франции пехота совсем не носила рапир; испанские же пехотинцы долго оставались верными ее употреблению; французские пехотинцы держались употребления шпаги типа е81осаДе, с упрощенным гардом, состоящим иногда только из двух дужек, из которых одна поднимается к головке, а другая к острию, и из одного бокового кольца, обращенного к внешней стороне. Германцы тоже носили оружие такого же типа, и некоторые образчики имеют обильные украшения.
В немецкой шпаге музея Клюни, принадлежащей первоначально коллекции Бомона, особенно бросается в глаза ее чрезвычайная простота. Устройство гарда упрощается до того, что он состоит только из двух дужек, из которых та, которая называется дужкой гарда, поднимается к головке, заменяя соединительную дугу, а другая - дужка отражения -спускается к обуху клинка. Боковое кольцо дополняет этот несложный гард (рис. 279). Эти простые шпаги составляют обыкновенно оружие мушкетеров. Вероятно, что более сложное устройство гарда (например, на рис. 280) не было во всеобщем употреблении. Здесь на гарде шпаги имеется вилка для мушкета.
От головки идут две дужки, на ко-торых утверждается ложе огнестрельного оружия. Очень возможно, что оружейный мастер, работе которого принадлежит это своеобразное оружие, подражал какому-нибудь бронзовому скандинавскому мечу или индийской сабле. Гард состоит из двух дужек, загнутых в противоположные стороны и pas d'ane, нижние оконечности которого образуют два боковые кольца.
Рис. 281. Валлонская шпага (Парижский артиллерийский музей).
Французская конница Людовика XIII носила преимущественно валлонскую шпагу (рис. 281).
Это оружие представляет особенный интерес, потому что от него, надо полагать, произошли современные кавалерийские сабли, являющиеся его грубым и неумелым видоизменением. Часть длинного и плоского клинка нередко образует толстый обух; уклонение двух лезвий дает острый конец. Гард состоит из плоской чашечки с неправильно закругленными контурами и образует разветвления, составляющие соединительную дугу, скрепленную с круглой головкой посредством винта с плоской верхушкой. Трубка средней величины; чашечка гарда часто просверлена отверстиями. Следует заметить отсутствие дужек и в особенности pas d'ane.
Таким образом, эта шпага держалась всей рукой за рукоять, причем пальцы не проходили в pas d'ane; немцы всегда делали на верхней части чашечки кольцо для большого пальца; этому правилу, впрочем, они верны во всех своих шпагах.
Итальянцы и испанцы неизменно делают гарды с pas d'ane и продолжают носить чиавоны (schiavones и lattes) с корзиновидными рукоятками, представляющими не что иное, как видоизменение рапир.
Различие, замечаемое в приемах фехтования у отдельных народов, все более и более отражается с этого времени на различии форм гардов. Тогда как французы, доходя до преувеличения в своем стремлении иметь свободные пальцы, действуя шпагой или саблей, начинают открывать трубку и удлиняют ее в ущерб гарда и головки - немцы стремятся найти опору для большого пальца и распределить с большою точностью вес, перенося центр тяжести на основание оружия. Итальянский способ фехтования требует, чтобы пальцы проходили под поперечины и работала преимущественно локтевая часть руки. Испанцы должны пропускать пальцы в pas d'ane и действовать плечом. И эти характерные отличия живут очень долго.
Рис. 282. Чиавона (Парижский артиллерийский музей).
рис. 283. Албанский ба-делер (Парижский артиллерийский музеи).
В испанской рапире типа а coquille или panier, отверстие чашечки лежит на горизонтальной плоскости, к которой перпендикулярны линии трубки и клинка; в чиа-воне (chiovone), напротив, отверстие гарда расположено вкось, почти вертикально и находится сбоку, как у сабель; в этом-то и состоит отличительная черта гардов типа "колыбель" (en berceau).
Чиавона (корень- esclavona, шпага жителей Славонии) по своему происхождению оружие итальянское; такой шпагой были вооружены славонцы, составлявшие Стражу венецианских дожей. Ее сложные более или менее сжатые гарды опускаются косыми, параллельными полосами от головки под дужки, покрывая основание клинка(рис. 282). Первоначально у гарда делали pas d'ane и длинные дужки, но вскоре pas d'ane был совершенно уничтожен, а дужки укорочены до того, что они совсем не выходили наружу чашечки (berceau).
Английская, итальянская и немецкая конницы были вооружены в XVII столетии саблями такого же типа, и ушки, выступающие под гардом, представляют собою последние следы pas d'ane, совершенно бесполезного для оружия, предназначавшегося исключительно для укола. Но в Испании кавалерийские шпаги происходят скорее от рапиры типа с раковиной (a coquille) и отличаются широким клинком с острым концом; последний образуется незаметным уклонением лезвий. Двойная чашечка высоко поднимается по обеим сторонам, чтобы лучше покрыть руку и далеко переходит линию дужек, имеющих соединительную дугу и pas d'ane. В Англии эти эспадоны употреблялись "круглоголовыми", хотя им и предпочитали чиавону нового типа с более открытым гардом и без pas d'ane, которую называли неправильно клеймором (claymore).
Рис. 284-285. Дюсак и ланск-нетта (парижский артиллерийский музей).
Клинки редко делались кривыми; такая форма клинков, зародившаяся на Востоке, мало распространялась на Западе. Одни только наемные воины из Албании или Далмации, называвшиеся страдиота-ми, носили различные широкие кривые сабли, отлично гармонировавшие с их остальным костюмом, напоминавшим костюм турецких наездников. Такое оружие называлось баделером (badelaire) (рис. 283); клинок его с одним лезвием несколько изогнут и со стороны обуха вырезан выемчатыми отделениями; основание и нижняя часть клинка украшены по вычерненному фону арабесками. Гард, имеющий маленькое боковое кольцо, состоит из pas d'ane и кольца, поднимающегося настолько, чтобы быть параллельным первому.
К саблям или оружию с кривым клинком следует отнести dusak, употреблявшийся в XVI веке в Богемии и Германии. Начало его возникновения следует искать в Венгрии. Это оружие представляет довольно широкий и короткий, несколько изогнутый клинок, с лезвием на выгнутой стороне, постепенно уклоняющимся к обуху, при соединении с которым оно образует острый конец. Стержень, отгибаясь по плоскости клинка, образует длинное, овальное кольцо, в которое пропускаются пальцы, и эта простая рукоятка не имеет ни гарда, ни какой-либо другой защиты (рис. 284). Двойной изгиб, вытекающий из такого устройства, был удобен для рубки.
Это оружие, которым сражались в длинных рукавицах из толстой кожи, употреблялось преимущественно людьми низшего сословия, ремесленниками, крестьянами и т.п.
Изменение того же основного начала дало новое оружие малкус (malchus), которое совсем не отличается от большого кортика, употреблявшегося во Франции жандармами, для того чтобы перерубать кольчужные рукава пехотинцев и воинов легкой конницы, конных аркебузников, аргулетов и пищальников. (Аргулеты были такое же войско, как и страдиоты, имели для той же цели тупое, довольно опасное оружие, которое называлось ronge-maile и представлявшее собою род палицы из ирги или чашкового дерева.)
Характерным оружием немецкой пехоты была короткая шпага-лан- скнетта24 (рис. 285) с широким клинком, по середине которого проходит выпуклое ребро с двумя лезвиями и острием со скошенными краями, образующими малоотлогие откосы. Короткая трубка, расширяясь от гарда в виде конуса, отсечена горизонтально в основании головки, которая часто состоит из железной пуговицы или яблочка. Гард образован двумя дужками, которые изогнуты в форме двух боковых колец, напоминая своим расположением гард современной фехтовальной рапиры. Во всю свою длину оружие не превышало 70 см; широкие ножны, с наконечником, разделенным на доли, делались из кожи или цветной материи.
Ланскнетту носили на поясе горизонтально, направляя рукоять вправо, так что все оружие лежало поперек живота.
Швейцарцы носили шпагу большого размера, полуэспадон или ерее batarde. Широкий, длинный и плоский клинок с двумя лезвиями образует круглое или стрельчатое острие; гард состоит из широкой и плоской чашки или раковины в форме закругленного косоугольника, окаймлен выпуклым шнурком и прорезан отверстиями для придания ему легкости. Дужки образуются концами шнурков и составляют продолжение чашки. Вследствие длинной трубки, оканчивающейся тяжелой головкой, оружие может быть управляемо двумя руками. Средняя величина этих шпаг (schwerdt, montante, epee batarde, demi-espadon, sword) составляет 1,25м.
Рис. 286. Швейцарский двуручный меч или спадон.
Это оружие не следует смешивать с большой шпагой или двуручным мечом (zweihander, spadon), которую держали двумя руками и которая была в употреблении в Германии и в особенности в Швейцарии от XV до XVII столетия. Спадон (рис. 286) достигал иногда огромных размеров, даже до человеческого роста; клинок его, всегда с круглым концом и двумя лезвиями, бывает иногда волнистым, или пламенеющим; при основании клинка имеются две выпуклости, два ушка или выступа, которые помещаются приблизительно на расстоянии фута от гарда; последний состоит из двух длинных и очень массивных дужек, усложненных иногда боковыми кольцами и в большинстве случаев спускающихся к лезвиям. Очень длинная трубка покрывается материей или кожей и оканчивается головкой; впрочем, последней может и не быть.
Дата публикования: 2014-11-04; Прочитано: 1455 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!