Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
Является ли капиталистический дух создателем капиталистической организации..., или капиталистический дух вытекает из капиталистической организации?
В. Зомбарт
В решении проблемы взаимовлияния капиталистического духа и капитализма, Зомбарт опирается на элемент диалектики (Гегеля — Маркса) -причину и следствие. Генетически капиталистический дух есть источник (причина) капитализма, который является его следствием, а не наоборот. «Капитализма нет, если нет капиталистического духа» (12, 261). Являясь продуктом последнего, капитализм как творение не может прсдшество-
1 Зомбарт подверг современную рекламу и ее приемы специальному анализу,
выявив ее положительные и отрицательные ценности (10, гл. 20). Однако, в конеч
ном счете, он считает, что в эстетическом отношении реклама отвратительна, в:
нравственном — бесстыдна, как сам собою разумеющийся факт.
2 Зомбарт один из первых даст детальный анализ конкуренции как характерной
черты в обшей картине ведения современного капиталистического хозяйства (10,
кн.З).
вать своему творцу. Поэтому капиталистический дух питался из иных источников, чем собственно капитализм.
В дальнейшем развитии капитализм — капиталистическая система хозяйствования — начинает жить собственной жизнью и оказывать обратное влияние (причина) на капиталистический дух, становящийся в этом отношении следствием. При этом Зомбарт переводит механизм взаимодействия в новую плоскость. Теперь капитализм выступает как целое (гсштальт) и живет собственной жизнью, а его элементами (частями) выступают капиталистический «дух» и капиталистическое «тело» (12, 261). Последнее является чем-то находящимся вне души капиталистического предприятия, но несущим «дух»: организаторская часть — учреждения-институты (оборудование, бухгалтерия, биржа, отношения заработной платы и т. д.), объективный порядок, отношения между чужими людьми и др. Чем дальше идет развитие капиталистической деятельности, тем большее значение она имеет для темпов развития духовных структур и их содержания (12, 268).
Исходя из различия составных частей и форм их возникновения, Зомбарт различает разные виды капиталистического духа, смотря по личностям, профессиям, странам, эпохам. В соответствии с этим, он характеризует влияние одних и тех же причин то как задерживающих и связывающих, то как развивающих капиталистический дух. Вместе с тем, он указывает как бы иерархию комплекса причин, приведших к наступлению общего результата — капиталистического духа: биологические, нравственные и общественные.
Биологические основы
Существует двойной антагонизм, вокруг которого вращается вся истори: антагонизм социальный и антагонизм национальный.
В. Зомбарт
В качестве движущей силы (мотивации) социальных процессов Зомбарт рассматривает только людей, вернее — их цели и желания (10, 4). Все остальное — технику, движение населения и т. п. он рассматривает как объективное уловие их деятельности или как продукт этой движущей силы. Зомбарт особо выделяет биологические основы, вызвавшие к жизни появление капиталистического духа и на которых строится вся его история. Он разделяет их на: а) психические состояния, происходят вне всякого сознания -«естественные (инстинкты, таланты) побуждения» (12, 147); они даны заранее, то есть они в крови человека; б) склад характера, которому соответствуют определенные добродетели, приобретенные через обучение и воспитание (12, 148). Биологические основы имеют как личностное, так и национальное проявление.
Личностные предрасположения
1. Буржуазные натуры. Обращаясь к личностному началу капитализма, Зомбарт решает проблему буржуазности: заложено ли ее существо в собственной «крови» или в равной мере свойственно всем людям. В ее решении он исходит из установочного положения, «что формы проявления
капиталистического духа, то есть душевного строя буржуа, покоятся на унаследованных предрасположениях» (12, 151)
Психические предрасположения — это первоначальные унаследованные свойства организма, проявляемые в наклонностях психического поведения (представления, мышления, чувства, воли, характеры, фантазии и т. п.). Душевная «склонность» является внутренним основанием и естественных побуждений, и инстинктивных дарований, и склада характера, и навыков. В исторический момент зарождения капиталистического духа наклонности к нему были в «крови» человека, в подсознательной сфере как наследственные предрасположения. Однако наклонности не носят общечеловеческого характера, ибо люди не являются равно предрасположенными в духовной области: по форме, по степени капиталистические наклонности различны от человека к человеку. Лишь незначительное число людей обладает многими (всеми) предрасположениями, душевными наклонностями, из которых зарождаются составные части капиталистического духа, буржуазные натуры различного типа.
Предпринимательские (сеньориальные) натуры — «это люди с ярко выраженной интеллектуально-волюнтаристической одаренностью, которою они должны обладать сверх обычной степени, чтобы совершить великое, и с зачахнувшей чувственной и душевной жизнью (совсем тривиально)» (12, 154). Богатой одаренности дарами «интеллекта» (толковый, умный, одаренный человек) должна соответствовать полнота «жизненной силы», «жизненной энергии», стоящей выше среднего уровня жизненности (витальности), как необходимой предпосылки всякого «предпринимательского» поведения. При этом сильное развитие наклонностей к чувству, порождающее обычно сильное предпочтение чувственных ценностей, скорее является препятствием для предпринимательской деятельности.
Мещанские натуры — это люди долга вещей, с ярко выраженной экономностью (берущие и считающие) во всем своем поведении, объявляющие все занятия равноценными, поскольку они служат общему благу (полезны), и с коммерциализированной жизнью (12, 155).
2. Половая конституция. По Зомбарту, способность к капитализму коренится в половой конституции, обусловливая проблему «любовь и капитализм». Она выражается в различной оценке отдельных занятий, жизненных ситуаций общей жизнедеятельности в зависимости от сексуальной предрасположенности (Фрейд), данной природой. При этом сексуальное поведение основных типов буржуа покоится на противоположности их любовной жизни (12, 156).
Предпринимательская натура, по Зомбарту, соответствует стереотипу «сильного мужчины», то есть имеет превышающую обычную величину сексуальную активность и является эротической натурой. Эротическая предрасположенность противится всякому мещанскому порядку, а ценность любовной жизни влечет за собой различные формы расточительства.
Мещанская натура — это аскетическая натура, подчиняющая сексуальность потребностям мещанского жизненного порядка. В центре ее ценностей стоит хозяйственный интерес, означающий сберегание в различных оттенках. У аскетических натур сексуальная активность соответствует средним, будничным натурам и может быть сведена к техническому вопросу проявления физиологических потребностей человека.
В буржуазных натурах происходит скрещивание предпринимательских и мещанских натур; отбор и смешение крови делает этих людей способными усваивать стремление капиталистического предпринимателя и принимать мещанские добродетели. В результате капиталистический дух развивается как массовое явление быстрее, когда на буржуазные натуры действует внешнее возбуждение. В конечном счете данное скрещение крови дает преобладание крови торгашеской, под влиянием которой растет капитализм.
Расово-национальные предрасположения
Зомбарт обращается к расово-национальной проблематике возникновения капиталистического духа, актуальной для социологии XIX века, когда центр тяжести приходится на вопросы неравенства между расово-этпичес-кими группами — белыми и черными людьми. Под влиянием эволюционистских теорий и достижений биологии, некоторые мыслители того времени проводили классификацию населения мира как иерархию расовых типов в соответствии с их физическими характеристиками, психологическими способностями, различиями в интеллекте, темпераменте и культуре. Свойственные этому времени предубеждения и дискриминации Зомбарт перенес на свою концепцию капиталистического духа. Во-первых, он ограничил его простор только европейской эпохой истории в рамках дихотомии «Запад — Восток», отнеся к последнему «генетически неполноценные», в том числе и славянские, народы. Во-вторых, идея генетического различия отдельных рас проявилась в трактовке неравнозначной предрасположенности к капиталистическому духу различных европейских народов и, соответственно, возвеличиванию достижений одних (германских) и унижению остальных. Расизм подобного толка вел к разжиганию национальной розни, к культурным размежеваниям и «этническим чисткам»1 с их опустошающими последствиями.
Зомбарт рассматривает фактор национальности (национальных особенностей) как обязательную предпосылку всякого культурного развития: все моральные и художественные ценности могут развиваться только в рамках крепкого национального организма. Он исходит из тезиса, что проявлению капиталистического духа у разных народов соотвествует различное (сильное или слабое) «естественное, в крови заложенное предрасположение» (12, 159). Каждый народ имеет то государство, ту религию, те войны, которых «он заслуживает», то есть которое соответствует его особенностям2.
1 Под расизмом понимается убеждение и утверждение, что одна раса (нация)
превосходит другую. Он используется для объяснения и оправдания неравнопра
вия народов, процессов колонизации, этнических чисток. В частности, проводя
подобную чистку в 1915 голу, турецкий лидер Абдула Гамид заявил: «Мы покон
чим с армянским вопросом, только покончив с армянами». Таким же путем фа
шизм (Гитлер) проводил окончательное решение еврейского вопроса — холокост
(всесожжение): уничтожение 6 мл. евреев в годы второй мировой войны; в СССР
(Сталин) — чеченский, калмыцкий и др. вопросы.
2 Зомбарт считает, что его концепция первенствующего значения «крови» в про
явлении капиталистического духа направлена против фанатиков «срелы», рассмат
ривающих ее в качестве первоосновы общественного развития и осуществления в
будущем идеалов равенства.
Специфика зомбартовского расово-национального подхода заключается в ограничении границ возникновения и развития капиталистического духа группой европейских народов — южно и западноевропейских, которые со времени великого переселения выступают в качестве носителей истории. Таким образом, сильное капиталистическое предрасположение является только делом «белой расы* и только европейская семья народов имеет многочисленные, различные варианты (выше или ниже среднего уровня) развития в отношении капиталистического духа.
Нации с сильными капиталистическими предпосылками Зомбарт разделяет на две группы: народы герои и народы торговцы1.
1) Народы-герои: с особыми зачатками воинственного корня капитали
стического (насильственного) предпринимательства — римляне, герман
ские племена (норманы, лангобарды, саксы, франки). Поскольку их мир
хозяйства представлял вполне или наполовину военные предприятия, то
эти народы проявляли черты героизма и успех дела завоевывался, главным
образом, мечом. Романо-германский дух породил также и науку о приро
де, сделавшую возможным современное развитие техники.
2) Народы—торговцы: с особыми зачатками коммерческого корня ка
питалистического (торгашеского) предпринимательства — этруски, фри
зы, евреи, флорентийцы, шотландцы, голландцы, в сильной степени цер-
ковно-религиозные народы2. Они проявляли способность вести принося
щие выгоду дела путем мирного заключения договоров, при помощи лов
кого воздействия на противную сторону, а также и при помощи передавав
шегося из рода в род счетного искусства. Среди них Зомбарт особо выделя
ет евреев, оказавших, по его мнению, решающее влияние на развитие ка
питалистического духа в западноевропйской истории XVII—XVIII веков,
порождение такого элемента капиталистического хозяйства, как денеж
ная ссуда и биржа.
По Зомбарту, «быть предпринимателем-завоевателем — это еще куда ни шло, но быть предпринимателем-торговцем — недопустимо для человека, который сколько-нибудь себя уважает» (12, 163). Вместе с тем, первичное предрасположение он рассматривает только как исходную точку биологического процесса развития капиталистического духа. С каждым поколением задатки народа изменяются, так как постоянно совершают свою преобразовательную работу две силы: отбор и смешение крови.
При этом протекает следующий процесс. В докапиталистическую эпоху капиталистические предприятия создаются некапиталистическими людьми, которым противостоят духовные и социальные силы. Поэтому первоначально вытравляются некапиталистические разновидности, и затем из
1 Наряду с ними Зомбарт выделяет нации со слабым капиталистическим пред
расположением — кельты, готы, иберы, составляющие сильную примесь фран
цузскому, испанскому, португальскому народам, верхний слой которых склонен
к рантьерству, какой-нибудь службе.
2 Над этим слоем народов в римскую эпоху располагался слои азиатов, к кото
рым Зомбарт как уроженцев Переднем Азии относит и греков, обладавших духом
торговцев.
дворянской (сеньориальная кровь) и ремесленной (мещанская кровь) среды отбираются наиболее жизнеспособные варианты. Они обладают способностями к насильственному предпринимательству и торговле. Усиливающаяся демократизация общественной жизни способствовала тому, что в XVII веке торгашество берет реванш над героизмом. Теперь люди с кровью торговцев перегоняют других в достижении положения капиталистических предпринимателей. Зомбарт предполагает существование закона скрещивания крови, по которому при скрещивании сеньориальной и мещанской крови, последняя оказывается более сильной.
Все это, считает Зомбарт, является общим для всех европейских и американских народов, составляющих историю капитализма. Однако в конце расцвета современного капитализма имели место национальные различия в отдельных странах. Они делали бесчисленные комбинации момента начала и продолжительности времени, интенсивности и экстенсивности отношения и силы развития капиталистического духа и его частей — предпринимательского и мещанского духа (12, 104). В подтверждение своей теории Зомбарт приводит эмпирический материал, раскрывающий особенности развития капиталистического духа в отдельных странах.
1. Италия: капиталистический дух расцветает раньше всего, и в особен
ности мещанский дух с полусеньориальным, полураптьерским образом
жизни, с презрением к деловому трудолюбию (105).
2. Испания и Португалия: завоеваетельнос предпринимательство и коло
низация способствуют раннему расцвету капитализма. Но в XVII веке на
циональный дух ослабевает, деловые интересы угасают: дух нации отчуж
дается от всего хозяйственного и обращается к церковным (католичество)
и природным или рыцарским делам с известным отвращением к ремеслу,
торговым занятиям и трудолюбию (107).
3. Франция: предпринимательство преимущественно спекулятивного
(авантюрного) характера, основываемое на добровольных взносах бога
тых людей и имеющее сильно выраженные сеньориальные склонности (109).
Сдерживающим фактором развития капитализма выступают предпочтения
обеспеченного (и уважаемого) положения чиновников: французское чи
новничье безумие, сопряженное с презрением к промышленным и ком
мерческим профессиям. «Все погибнет, если выгодная профессия финан
систа обещает стать еще и уважаемой профессией» (Монтескье).
4. Голландия: образцовая страна капитализма. Мореходный воинствен
ный народ и высшая школа торгашества, рассадник мещанских доброде
телей. Преобладание мещанского духа подвергает капиталистический дух
«ожирению», делая страну денежным заимодавцем (государственный и
вексельный кредит) всей Европы (113).
5. Великобритания: сильный предпринимательский дух (XVII в.), свя
занный с религиозным подъемом (протестантизм) в процессе реформации.
Затем период спекулятивного грюндерства и высший расцвет капитализма
и мещанских добродетелей (XVIII в.), сделавших страну колыбелью инду
стриализма и образцом для остальных стран Европы (12, 115). В последую
щем ход развития капиталистического духа вступил в состояние «капита
листического расслабления». Это выражается в ослаблении рационального
ведения хозяйства: традиционализм в области торговли; отставание в технической области; пренебрежение к нужде в кредитах своих заморских клиентов. Предпринимательский дух уменьшается, а жизненная ориентация на удовольствие от роскоши, от сеньориального образа жизни распространяется и парализует хозяйственную энергию.
6. Соединенные Штаты Америки: вес последствия, заключенные в капи
талистическом духе, достигли в них своего высшего развития (117). Высо-
кокапиталистичсский дух, который впервые расцветает в Америке, стал
всеобщим духом эпохи. Ее великие предприниматели — это люди, соединя
ющие в себе различные, обычно раздельные предпринимательские типы.
Для них не существует никаких «обязанностей» (нравственных, эстетичес
ких, сердечных)' они действуют «беззастенчиво» в выборе средств (14!).
7. Герамания: капиталистический дух заключает здесь, главным образом,
отважное предпринимательство. Имеющая место осторожная купеческая
торговля и закладничсство ценятся низко. «Пышный расцвет» капиталис
тического духа в XVI веке был кратковременным и сменился процессом
феодализации, всасывающим в себя предпринимателей (112). Только в XVIII
веке оживает промышленность и коммерческая деятельность: расцвет ка
питалистического духа начинается во второй половине XIX века. Германия
вступила в борьбу с США за венец его высшего совершенства. Немецкий
предприниматель стал ныне (вслед за американским) самым чистым ти
пом человеческой разновидности. Его отличие от других современных ти
пов: а) приспосабливаемость на мировом рынке, основанная на способ
ности удовлетворять особенности спроса покупателей; б) крупнейший орга
низаторский талант в создании крупных предприятий; в) забота о протека
нии своего производства научным духом.
Решение Зомбартом проблемы возникновения капиталистического духа на основе расово-национального подхода, приобрело националистическую окраску и было подвергнуто остракизму и забвению Однако сама проблема на рубеже XX—XXI веков не потеряла своей актуальности. Переход в новое тысячелетие сопровождается многочисленными национальными конфликтами. На этом фоне к системе капиталистического хозяйства приходят афро-азиатские народы (Восток), в том числе и народы бывшего социалистического лагеря и СССР. Согласно марксизму, расово-нацио-нальный вопрос является частью классового, и классовые интересы должны были объединить различные расово-этнические группы. Однако этого не произошло. Современный национализм имеет те же последствия, что и в начале XX века. Предубеждения на основе принадлежности к расе или национальности порождают этнические чистки. На территории Югославии и бывшего СССР они пришли па смену политике ассимиляции и интеграции этнических меньшинств в «принимающем обществе» под флагом «русофобии», «славянофобии», обретая подчас кровавый характер. В целом, анализ погружения развития капиталистического духа и капитализма в круг российских национальных проблем и неизбежен, и необходим.
Сложность позиции Зомбарта заключается в том, что будучи апологетом национализма, осуждая космополитизм и интернационализм, он признает наличие облагораживающей силы гуманистической идеи под влия-
нием которой мы во всех народах видим единое человечество. «Есть области, в которых мы хотим слышать только о людях, а не о народах», «только о человечестве, но отнюдь не о нациях» (!2, 340), В частности, личные отношения: через вертикальные линии, разъединяющие нации и расы, проходит поперечная линия, которая отделяет народные массы (национальная самобытность) от человека и над которой больше не существуют национальные противоречия. Отдельные личности всегда будут вступать между собой в тесную дружбу, преодолевая групповые инстинкты и национальные особенности. Поэтому почти все человеческие коллективы объединяются своими вершинами в духовно-родственную общину, сплоченную чуством чистой человечности, взращенной христианством и апостолами просвещения. В силу этого между «национальным» и «общечеловеческим» Зомбарт не видит противоречия — и то, и другое (каждое в высших формах своего развития) служит обогащению нашей культуры.
Рассматривая первенствующее значение крови для возникновения и развития капиталистического духа, Зомбарт учитывает также усиливающееся влияние двух групп капиталистических задатков: внешних и внутренних. Последние (изнутри вовне) предстают как влияние душевного процесса — нравственные силы.
Внешние (извне во внутрь) влияния предстают как воздействия социального процесса — общественные силы.
Дата публикования: 2014-11-04; Прочитано: 1375 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!