Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

В. Легизм (Шан Ян, Хань фэй)



Шан Ян

(400-388гг.)

«Шан цзюнь шу» («Книга правителя области Шан») — философско-политический трактат школы фацзя — «законников». Памятник создан в IV—III вв. до н. э. последователями известного теоретика легизма и государственного деятеля Гунсунь Яна, известного в истории под именем Шан Яна — правителя области Шан, пожалованной ему циньским правителем Сяо-гуном (361—338 гг. до н. э.).

Доктрина легизма в варианте, предложенная Шан Яном, стала одним из крупных направлений в политической мысли Китая. По существу она явилась в свет в качестве обоснования тоталитарной концепции государства как гигантской всеохватывающей машины принуждения.

По мнению ее автора, государство есть высший смысл деятельности общества, мера всех вещей, самоценный и абсолютный в своем совершенстве институт, ради которого должен обуздывать себя и сам правитель, отбросив все личное. Государство возникает поэтапно, по мере того как люди стали разделяться на своих и чужих (любить только своих и ненавидеть чужих), различаться по социальному положению (между мужчинами и женщинами, знатными и простолюдинами), по именам и рангам, регламентам

Преследуя цель насильственного объединения Китая и создания сильного централизованного государства, Шан Ян вел активную борьбу с конфуцианством, приведшим, по его мнению. страну к беспорядкам и ослаблению государственной власти.

Основные причины ослабления власти, ведущей к гибели государства, Шан Ян видел: - в распущенности нравов народа (стремление беспечно жить на склоне лет, безумная трата зерна, пристрастие к красивой одежде и вкусной еде, стремление к роскоши, к удовольствию); - в упадке основного занятия – земледелия и господстве второстепенных занятий (ремесло, торговля, политическое интриганство); - в подражании древности, особенно связанного с соблюдением ритуалов, не приносящих пользу.

Шан Ян считал, недостаточным накопление сил, чтобы сделать лю­дей сильными и богатыми, необходимо уметь «использовать их», т. е. направить усилия людей на обработку земли и участия в войне, дабы таким путем они могли осуществить свои желания - получить ранги знатности по должности. В противном случае люди вновь начнут изыскивать обходные пути для осуществления своих желаний — вернутся к торговле, ремеслу, ораторскому искусству, и тогда вновь наступит слабость государства.

Большое внимание в его теории уделено искусству управления. Чтобы достичь хорошего управления, чтобы принести пользу государству, Шан Ян считал «не обязательно подражать древности, ведь мудрый творит закон, а глупый ограничен им, одаренный изменяет ритуал, а никчемный связан ритуалом».

Он указывает на обязательное выполнение основных принципов государственного управления и наведения порядка: - управление страной посредством законов (фа), а не ритуалов (ли); - осуществление реформ, на основе концепции «равных возможностей» направленной на подрыв патриархально-общинных отношений власти; - переход от методов убеждения и нравственного побуждения (опоры на совесть) к правовому принуждению и наказанию (внушение страха перед законом); - замена понимания государства как большая семья на государство бездушно охраняющего закон.

Чтобы навести порядок до того как вспыхнет беспорядок, Шан Ян считает необходимым: вместо добродетельных мудрецов введение института бюрократии, чиновников, несущих личную ответственность; вместо старой системы наследования административных должностей и рангов знатности – учреждение нового принципа назначений за личные заслуги; вместо правителя («отца своего народа») – гегемон, жестоко карающий и внушающий страх и трепет даже за малые преступления; высшая цель - внешняя цель – покорение других народов. Только так, по мнению Шан Яна, может сложиться страна, где земледелие и война - главные опоры государства. Ради этого она существует, где народ боится государственных законов, послушан в войне и пойдет на смерть за правителя.

Цель системы законодательства Шан Яна - введение жестких стандартов, унификации (всеобщее упрощение, устранение излишества). «Государство, в котором осуществлялась унификация год, будет сильным 10 лет; если унификация осуществлялась 10 лет, будет сильным столетие».

Для достижения унификации следует применить следующие методы:

- устранение второстепенных занятий, позволяющих извлекать частную выгоду и ослаблять казну;

- пресечение разномыслия, уничтожение философии и искусства;

- осуществление цензорского надзора и введение системы всеобщего шпионажа;

- обеспечение материального стимулирования, с точным расчетом снижения налогов и повышения льгот, с целью сделать выгодным основное занятие – земледелие;

- введение системы круговой поруки;

- использование системы пожалования рангов, титулов, должностей, наград с целью уравнения имуществ.

Государственный аппарат, то есть чиновники, комплектуются за счет выдвиженцев, при условии их достаточной подготовки. Но надо создать условия, которые бы препятствовали усилению самодовлеющей силы аппарата, развитию в нем коррупции и злоупотреблений. Никакие прежние заслуги не должны освобождать чиновников от суровых наказаний за провинности. Родственные связи также не должны иметь значения. Во времена Шан Яна для контроля за деятельностью аппарата администрации были введены штатные контролеры-инспектора.

Таки образом, в трактате Шан Яна впервые в истории Китая сформулирован целый ряд концепций и институтов, вошедших в императорско-бюрократическую систему. К их числу можно отнести следующие: государственное регулирование экономических процессов в стране; институт бюрократии; систему круговой поруки; институт рангов знатности; законодательную систему; равные возможности при выдвижении на административные посты; личную ответственность чиновника; унификацию мышления чиновничества; институт цензорского надзора.





Дата публикования: 2014-11-02; Прочитано: 2535 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...