Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Образование государства



Первым правителем Руси «Повесть временных лет» называет варяжского (скандинавского) конунга (князя) Рюрика, приглашенного вместе с братьями на новгородское княжение. Норманы или викинги уже имели репутацию неустрашимых моряков, пиратов и торговцев. Молодые конунги рвали традицию, искали опоры не только среди сородичей, сколько среди воинов-дружинников. Энергия пассионариев (людей огромной энергии, воли) выплескивалась в завоевательные походы. Викинги часто вторгались в европейские города и грабили их.

Славянские купцы нередко нанимали варягов для охраны своих торговых караванов, продвигавшихся по знаменитому в средние века торговому пути «из варяг в греки», маршрут которого начинался в Скандинавии, пересекал Финский залив, реки Неву, Волхов, озеро Ильмень, Днепр и завершался в Византии.

К концу 1 тыс. н. э. у восточных славян накопилось немало проблем, решение которых было не под силу отдельным племенам. Это, например, потребности в обороне и ликвидация даннических отношений, установление торговых контактов с развитыми государствами, преодоление братоубийственного соперничества, развитие межплеменных обменов. Однако, племенной сепаратизм, подогреваемый язычеством, оказался настолько велик, что не позволил создать единые, надобщинные властные структуры.

Норманы часто выступали посредниками в межплеменных усобицах славян и облагали последних данью. В середине IX века, например, они брали «по белке и по серебряной монете с дыма (т.е. дома) с чуди, и «со словен, и с мери, и со всех кривичей». Летопись зафиксировала событие 862 г., когда славяне прогнали варягов за море и «начали сами собой владеть». Однако вскоре с новой силой разыгрались страсти и «пошел род на род...». Так летопись объясняет причину «призвания» славянским старейшиной Гостомыслом[1] варяжского конунга Рюрика на княжение в Новгород в 862 году. «Вся земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет. Да поидите княжить и володеть нами». Биография Рюрика непроста. По «профессии» он был варяг, то есть наемный воин. По своему происхождению – рус. Русью тогда называли скандинавскую дружину гребцов-воинов. Термин означал прежде всего социальную группу. Тау название дружины стало позднее обозначением государства. Вскоре в Новгороде вспыхнуло восстание против Рюрика, которое возглавил Вадим Храбрый. Но Рюрик убил Вадима и вновь подчинил себе Новгород и прилегающие области: Ладогу, Белоозеро и Изборск[2]. Летописный рассказ о призвании Рюрика дал повод к возникновению двух научных школ, дискуссия между которыми длится уже без малого три столетия. В начале XVIII в. возникает так называемая норманская теория, основоположником которой был немецкий историк, член Петербургской Академии наук Г. Байер и др. Немецкие историки стали основателями «норманской» концепции происхождения русского государства, которую в той или иной степени разделяли все выдающиеся российские историки XIX – начала XX веков. (Н. Карамзин, В. Соловьев, В. Ключевский и др.). Разногласия среди них по этому вопросу касались лишь деталей, например, этнической принадлежности варягов, степени готовности славян к государственной жизни и тому подобное. Байер писал: «Исстари руссами владели варяги: потом их прогнали, Гостомысл начал править государством. Но вследствие неурядиц он дал совет призвать тех же варягов, и был призван Рюрик с братьями». Миллер подготовил на латыни рукопись «О происхождении народа и имени российского». Он доказывал, что славяне пришли на Днепр с Дуная. Переселение совершилось уже в христианские времена. Славяне поселились в стране, занятой финами. Варяги — это скандинавы, которые дали Руси государей.

Выводы Миллера задели национальные чувства русских. Появилась альтернативная «норманской» — «славянская» концепция происхождения русской государственности. Ее выдвинул выдающийся русский ученый М. Ломоносов. Он доказывал, что переселение славян на Дон произошло намного раньше, в дохристианские времена. Ведь не зря православная церковь чтит апостола Андрея Первозванного, ходившего на Дон и в Новгород задолго до принятия христианства. Если согласиться с Миллером, то нужно упразднить орден Андрея Первозванного. М. Ломоносов не соглашался с тем, что шведы дали нам князей, а чухна (финны) – имя. В своем учебнике «Краткий российский летописец» М. Ломоносов писал, что славяне принимали участие в защите Трои. Вольтер и Миллер выступили против подобных утверждений М. Ломоносова.

Следует заметить, что спор между «норманистами» и «антинорманистами», даже если отбросить его идеологическую мотивацию, базируется на наивной исходной посылке, будто государство может быть «учреждено» по воле отдельной творческой личности или некоторой совокупности таковых. В действительности же оно возникает в результате закономерного, внутренне обусловленного процесса усложнения функций публичной власти и ее постепенного отделения от общества. Поэтому вопрос о том, кто первый был официально провозглашен правителем государства, с научной точки зрения, имеет второстепенное значение. Сравнительный историко-лингвистический анализ, археологические находки специфических норманских захоронений (в ладье) на территории России, предметов варяжского быта и тому подобное не позволяют игнорировать норманскую концепцию. Видимо варяги были тем катализатором, который ускорил процесс создания русского государства.

После смерти Рюрика правил Олег, оставленный регентом при его малолетнем сыне Игоре. Летописная биография этого героя несравненно богаче «деяниями», чем жизнеописание его предшественника. В 882 г. во главе многоплеменного войска подчиняет Смоленск – стратегически важный пункт на пересечении главных речных путей Восточной Европы. Следом его рать спускается в ладьях вниз по Днепру и захватывает Любеч. И, наконец, в том же году он утверждается в последнем и самом важном пункте пути «из варяг в греки» – Киеве, коварно выманив и убив княживших там Аскольда и Дира. Но при этом Олег предстает в летописном рассказе не завоевателем, а объединителем двух крупнейших восточнославянских княжений в одно политическое целое. И более того – основателем новой державы. Это подчеркивается таким символическим актом, как провозглашение Киева «матерью городов русских», и указанием на то, что именно с данного момента «варязи и словени и прочи прозвашася русью». Таким образом, если Рюрик выступает в летописи как основатель династии, то реальным творцом того государства, которое по традиции принято называть Киевской Русью, предстает в летописи именно Олег.

Впечатляет и внешнеполитическая деятельность киевского правителя. Он подчиняет древлян, присоединяет к своей державе земли северян и радимичей, освободив их от хазарской дани, воюет с уличами и дулебами, совершает победоносный поход на Царьград, повесив в знак своего триумфа щит на вратах византийской столицы. Если имя Рюрика может быть этимологически истолковано как «великий правитель», то Олег (Helgi) означает «святой», «священный». Соответственно этимологическое прозвище этого правителя «Вещий» – не что иное, как славянский дубликат его скандинавского имени. Летописное известие о гибели Олега от укуса змеи, таившейся в черепе коня, всем известно благодаря пушкинскому стихотворению. Олег умер в 912 г. после 30-ти лет правления в Киеве.

Со смертью Олега власть переходит к сыну и законному наследнику Рюрика Игорю (912-945). В 941 г., собрав огромный флот, Игорь двинулся на Константинополь. Однако поход завершился бесславно. Византийцы сожгли большинство судов «греческим огнем». Через три года Игорь повторил свою попытку. На сей раз в походе участвовала не только княжеская дружина, но и ополчение подвластных племен, но и конница его союзников печенегов. Дойдя до Дуная, русское войско встретило греческих послов, которые предложили ему щедрые дары. Игорь согласился и возвратился на Русь.

Итоги похода были закреплены в договоре 945 г. По этому договору русский князь должен был всех посланных от себя в Царьград снабжать специальными грамотами. Русским послам и купцам запрещалось творить какие-либо бесчинства по пути в столицу Византии. По прибытии в Царьград они обязаны были зарегистрироваться и жить на подворье монастыря Святого Мамы, в предместье города. В город русских людей пропускали с предосторожностями: они входили в одни ворота группами по 50 человек, без оружия, в сопровождении императорского чиновника. Покупки приезжающих подвергались контролю: каждый из них мог приобрести и вывезти за пределы страны ценных парчовых материй не более чем на 50 золотых. Прибывшим из Руси запрещалось задерживаться в столице Византии на зиму, т.е. и переговоры и торговые сделки они должны были завершать в течение одной навигации. Процедуре разрешения взаимных обид и исков между русскими и греками посвящалась большая часть статей в договорах 911 и 945 гг.

Игорь погиб в земле древлян. Вспомним, что повествуя о подчинении разных племен Олегом, летописец лишь однажды – в отношении древлян – употребил глагол «примучил», говорящий о прямом насилии. Если другие племена соглашались на выплату дани в обмен на защиту от внешней опасности, то древляне, имевшие собственных князей и надежно укрытые от врагов непроходимыми лесами, не испытывали нужды в таком размене. Они уступили силе оружия, и пока был жив Олег, магия этого грозного имени удерживала древлян в покорности. Но его смерть всколыхнула в них надежды на освобождение. Поэтому уже в первый год своего правления Игорь должен был предпринять карательный поход в землю древлян. Подавив сопротивление, он возложил на них, дань еще большую, чем та, что взималась Олегом. И в этом опрометчивом поступке, характеризующем прямолинейность политического мышления Игоря, – предзнаменование трагического финала его правления. Поддавшись домогательствам дружины, Игорь отправился в полюдье в Древлянскую землю. Собрав дань, он отсылает большую часть дружины, сам же возвращается и требует новой дани. Закономерным итогом этих действий стало восстание древлян и убийство Игоря. Древляне нагнули две березы, привязали князя за ноги и разорвали. При этом летописец дает понять, что вина за смерть князя лежит на самой жертве: Игорь преступил неписаные законы, регулировавшие отношения между князем и подвластными ему племенами. Летописец никоим образом не выказывает осуждения восставшим. Наоборот, это укор Игорю, и звучит он как предостережение его потомкам. История под пером летописца обретает статус наставницы жизни.

Правление княгини Ольги (945-957).

После гибели Игоря государство оказалось на грани развала. Древляне отложились от Киева и перестали выплачивать дань. Ольга проявила себя как решительная правительница. Ольга (Helga)жестоко отомстила древлянам. В ходе организованного ею карательного похода была истреблена родовая знать древлян и уничтожен их племенной центр город Искоростень. Ольга осталась с малолетним сыном Святославом взяла на себя управление княжеством. Она объезжала владения, и повсюду устанавливала новые нормы дани – их называли уроками. Были установлены также места (погосты), куда население обязывалось свозить дань. Это означало конец полюдья и начало системы организованного налогообложения на Руси. Ольга остается одним из ключевых персонажей древнерусской истории, символизирующим завершение эпохи язычества и провозвестие эры христианства. Ольга совершила путешествие в Царьград (Константинополь) и приняла христианство.

Сын Ольги Святослав (957-972) – варяг по отцу, воспитанник варягов Асмуда и Свенельда, но он же первый из русских князей – славянин и по матери. Святослав не только носил славянское имя, но и был по своему физическому облику и одежде типичным южным славянином, прототипом запорожских казаков. Едва успел он возмужать, как составил себе большую и храбрую дружину и с ней стал искать себе славы и добычи. Он рано вышел из-под влияния матери и «гневался на мать», когда она убеждала его креститься: «Как мне одному переменить веру? Дружина начнет смеяться надо мною», – говорил он. С дружиною он сжился крепко, вел с нею суровую походную жизнь. Еще при жизни матери Святослав совершил свои первые блестящие походы. Он пошел на Оку и подчинил вятичей, которые тогда платили дань хазарам; затем обратился на хазар и разгромил Хазарское царство, взяв главные города хазар (Саркел и Итиль).

Этот князь вошел в русскую историю как олицетворение воинского духа – отчаянной храбрости, суровой простоты и неукоснительного следования кодексу чести. «Иду на вы» и «Мертвые сраму не имут» – вот девизы, неразрывно слитые с образом Святослава и вошедшие в плоть и кровь русской воинской традиции.

Тем временем военные успехи молодого русского князя привлекли внимание византийских политиков. Посланник византийского императора ценою богатых даров склонил Святослава к войне против Болгарии. Святослав собрал войско 60 тыс. и обрушился на Болгарию. Он одержал ряд побед. Но такое усиление Святослава не входило в планы византийцев. Тем временем с юга появилась новая угроза в виде кочевников печенегов. Засуха X в. вынудила их откочевать из Средней Азии в низовья Днепра. Печенеги стали союзниками Византии. Они напали на Киев и осадили его. Святослав возвратился и нанес поражение печенегам. Лишь требование смертельно больной матери не покидать ее вынуждает Святослава задержаться в Киеве. Однако после ее кончины он возвращается в Болгарию с твердым намерением закрепиться там окончательно. В короткий срок он захватил Преслав и Филиппополь. К весне 970 г. он был на подступах к Константинополю. Святославу противостоял талантливый полководец Иоанн Цимихский. Святослав потерпел поражение и вынужден был покинуть Болгарию. Однако мало кому удалось вернуться на родину. На днепровских порогах их поджидали печенеги. Кочевники разбили дружину Святослава. Князь погиб. Из его черепа печенеги изготовили чашу для вина. В результате болгарского похода погибло около 50 тыс. славянских воинов.

В XI в. на историческую арену Восточной Европы вышли куманы. К середине века они захватили почти всю территорию современного Казахстана, пересекли нижнее течение Волги и появились в южно-русских степях. Голубоглазых, светловолосых куманов на Руси стали называть половцами. Половцы враждовали с печенегами. Кочевники препятствовали торговым караванам сплавлявшимся по Днепру из Киева в Царьград.

2.3. Принятие христианства

Святослав заблаговременно принял решение о разделе владений между сыновьями: на киевское княжение был посажен старший, Ярополк; среднему, Олегу, досталась древлянская земля; младший, Владимир был отправлен в Новгород. Вскоре Ярополк убил своего брата Олега. Владимир, опасавшийся, что он может стать следующим, бежал в Скандинавию. Через три года он вернулся. Явно ища ссоры со старшим братом, Владимир захватил его невесту Рогнеду, убил ее отца и братьев. Однако главной целью Владимира оставался Киев. Он подкупил киевского воеводу и взял город без боя и во время переговоров убил своего брата Ярополка.

Владимир правил с 980 по 1015 г., т.е. около 35 лет. Свой первый крупный поход Владимир предпринял в 981 г. против поляков, крестившихся за 15 лет до этого. На следующий год он дважды совершал рейды в землю вятичей. В 985 г. Владимир покорил волжских булгар. Через два года Владимир со своей дружиной появляется на Балканах в качестве союзника византийского императора Василия II. Эти события способствовали расширению его политического кругозора и резкому изменению его отношения к христианству. Киевские князья восхищались процветанием Византии, которое они связывали, прежде всего, с религией греков. Славянское же многобожие ослабляло и без того зыбкое единство государства Рюриковичей, не позволяло Киевской Руси стать частью цивилизованного мира, объединенного монотеистическими религиями — христианством, исламом, иудаизмом и др. Славянское язычество было так бедно, так бесцветно, что не могло успешно вести спора ни с одною из религий.

Придя к власти Владимир, первое время пытался укрепить языческую веру. По его приказу на холме у княжеского дворца в Киеве были поставлены идолы Перуна – покровителя князя и дружины, а также идолы Дажьбога, Стрибога, Хороса и Макоши. Соседние с Киевской Русью государства исповедывали религии, основу которых составлял монотеизм. В Византии господствовало христианство, в Хазарии – иудаизм, в Волжской Булгарии – ислам. Однако более тесные связи существовали у Руси с христианской Византией. Геополитическое положение Руси, ее культурные контакты определили выбор религии. «Повесть временных лет» рассказывает, что в 986 г. в Киеве появились представители всех трех перечисленных стран, предлагая Владимиру принять их веру. Ислам был отвергнут сразу, поскольку ему показалось чересчур обременительным воздержание от вина. Князь говорил: «На Руси есть веселье пить и не можем быть без того». Иудаизм был отвергнут из-за того, что исповедовавшие его евреи лишились своего государства и были рассеяны по всей земле. Отверг князь и предложение перейти в веру, сделанное посланцами Папы римского. Проповедь же представителя византийской церкви произвела на него самое приятное впечатление.

Утверждение новой веры сопровождалось разрушением символов старой. Повергнутые идолы были сожжены или изрублены. Князь стремился продемонстрировать подданным бессилие языческих богов. После этого князь Владимир приступил к обращению киевлян в христианство. Пришедшие из Царьграда и Корсуня священники крестили жителей Киева в Днепре в 988 г.

Православие привлекало правителей Руси тем, что несло понятие о верховной власти, поставленной от Бога. Византийские патриархи, в отличие от католических Пап, никогда не оспаривали пальму первенства у светских государей. Укрепление власти было особенно актуально для Владимира, который будучи сыном Великого князя Святослава от ключницы-рабыни Малуши, по представлениям того времени не мог быть законным наследником престола.

Крещение Руси было трудным и длительным процессом. В Новгороде, например, людей насильно вталкивали в реку Волхов. Из Византии на Русь прибыли священники, миссионеры, просветители. Получила распространение славянская письменность. Появилась русская литература. Продолжалось строительство православных храмов. Владимир вызвал из Византии мастеров, которые построили в Киеве Церковь Пресвятой Богородицы. Церковь назвали Десятинной, так как князь отдал ей десятую часть своих доходов. Владимир причислен православной церковью к лику святых, а в народных былинах он назван «красным солнышком».

Обращение в христианство – одна из наиболее важных вех в истории русского народа. Это не было чисто религиозным событием: христианство для Руси в то время означало более высокую цивилизацию. В глазах самих русских обращение делало их частью цивилизованного мира.

Православие принесло глубокий нравственный переворот в русскую жизнь. Началась общая гуманизация общественных отношений. Владимир Мономах, например, не осаждал городов по воскресеньям, не воевал в великий пост, что напоминало дни «Божьего мира» в Европе. Люди отказывались от мучительных наказаний (садить на кол и тому подобное). Укреплялись семейно-брачные отношения. Христианство рассматривало семью как священный союз мужчины и женщины. Многожёнство категорически запрещалось. Княжеские уставы, вслед за церковными, закрепляли положение, по которому законным считался только первый брак, второй разрешался лишь при немощи природной, а третий приравнивался к блуду и строго наказывался. Церковь опекала слабых: нищих, калек, убогих. Утверждалась традиция милосердия.

Церковь старалась поднять значение княжеской власти. Князей она учила, как они должны управлять. «Ты поставлен от Бога на казнь злым, а добрым на милование»,– говорило духовенство князю Владимиру, указывая ему, что князь не может оставаться безучастным к насилию и злу в своей земле, что он должен блюсти в ней порядок. Такой взгляд духовенство основывало на убеждении, что княжеская власть, как и всякая земная власть, учинена от Бога и должна творить Божью волю. Поэтому князь «есть Божий слуга», ему надлежит повиноваться. Церковь влияла на улучшение семейных отношений и вообще нравственности в обществе. Все проступки и преступления против веры и нравственности подлежали суду не княжескому, а церковному. Церковные суды карали за святотатство, еретичество, волшебство, языческие моления. Церковные суды разбирали все семейные дела. Церковь старалась искоренить умыкание и покупку жен, многоженство, изгнание жены мужем, скотоложество и другие пороки. В особенности восставало духовенство против рабства.

Церковь ввела в русское общество обычай благотворительного освобождения рабов по завещанию. Этот обычай был принесен из византийского общества. Закон императора К. Багрянородного (X в.) постановил посвящать богу треть имущества, оставшегося без прямых наследников. В состав этой трети включались все рабы. В X-XI веках русская церковь добилась, что раба, родившая детей от своего господина, по смерти его получала свободу. Мужчина, изнасиловавший рабыню, должен был –выкупить ее у господина.

В XI веке на Руси появились монастыри. Одним из первых возник Киево-Печерский монастырь. Известно, что его основателем был Святой Антоний, принявший монашество на Афонской горе в Византии. Сначала Святой Антоний и его сподвижники оборудовали пещеры на одном из киевских холмов, затем построили деревянные кельи. Так возник монастырь (1062 г.). Правилом для иноков было ношение чёрной одежды, аскеза, обеды за общим столом, воздержание от собственности, трудовое подвижничество. На особом дворе был приют для нищих и калек. Иноками этого монастыря были первые русские летописцы, врачи и так далее. В монастырях писались летописные своды: XI век. – Повесть временных лет, Киевская летопись; XIII век – Волынская, Новгородская, Свод из летописей Владимирской, Ростовской и Переяславский. В домонгольский период возникло 58 монастырей.

Христианство создавало условия для формирования единой русской народности, её общих духовных и нравственных принципов. Однако православие не вытеснило язычества до конца. Сохранилось немало языческих праздников, ритуалов. Характерной чертой русского православного общества являлось так называемое «двоеверие», то есть сохранение в мировоззрении наряду с христианством элементов язычества. Некоторые историки церкви называют русское православие «обрядовым», имея в виду его поверхностное знакомство с догматикой вероучения, его крен в сторону внешней ритуальности: иконопочитания, молитв, соблюдения постов и так далее. Нельзя не отметить и негативных последствий вызванных принятием религии из клонившейся к упадку и порвавшей связи с Европой Византии, что привело Русь к длительной культурной и экономической изоляции от Запада.

Крещение Руси не следует представлять себе как одну простую перемену верований. Христианство, став господствующей религией на Руси, выразилось не только в проповеди и богослужении, но и в целом ряде новых установлений и учреждений. Из Греции пришла на Русь иерархия: в Киеве стал жить русский митрополит, поставляемый константинопольским патриархом; в других городах были поставлены подчиненные митрополиту епископы (на первых порах их было пять, потом число их дошло до 15-ти). В Киеве и во всех епархиях строились церкви и устраивались монастыри; причты церквей и братия монастырей подчинялись своему епископу, а через него митрополиту. Таким образом власть митрополита простиралась на всю Русь и объединяла все духовенство страны. Вместе с христианством на Русь пришла письменность, а с нею книжное просвещение. Как ни слабо оно было на первых порах, оно все же оказало могучее влияние на познавших его людей. В 1054 г. последовала схизма – то есть официальный разрыв церквей. Западная церковь стала называться римско-католической, а восточная – греко-кафолической, православной.





Дата публикования: 2014-11-02; Прочитано: 497 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.009 с)...