Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
Тогда старый Вяйня мейнен говорит:
Нет средь нашей молодежи,
среди юного народа,
нет и в поколенье старшем,
кто на кантеле сыграл бы.
То есть не только молодёжь, но и старики – носители народной традиции – понятия не имеют об этом инструменте. Тогда Вяйнямёйнен предлагает отправить кантеле в Похьелу и Сариолу, в другие финские племена, но и там никто не умеет обращаться с гуслями:
В Похьелу отправил короб,
в сумрачную Сариолу.
Парни в Похьеле играли,
парни юные и девы,
все женатые играли,
все замужние старались.
Пробовала и хозяйка,
кантеле в руках вертела,
пальцами вовсю водила,
десятью скребла ногтями.
Парни в Похьеле играли,
пробовал народ различный,
все веселье не в веселье,
все игра не в радость людям,
струны скручивались в узел,
пел визгливо конский волос,
звуки грубые рождались,
инструмент гремел ужасно.
И в Похьеле и в Сариоле, так же как в роде Калевалы, никто и понятия не имеет об этом инструменте. В результате кантеле возвращают Вяйня мёйнену:
Инструмент несли достойно,
с уваженьем подавали
в руки сделавшему короб,
рунопевцу – на колени.
Перед нами очень яркий рассказ, описывающий первое знакомство финнов и карел с инструментом – кантеле, иначе говоря, с гуслями. Вяйня мейнен, явно не финн по происхождению, приносит народам Суоми гусли и показывает, как на них играть. Итак, Вяйня мейнен – славянин, имя его Ваня. Мы имеем все основания полагать, что Вяйнямёйнен – это наш сказочный Ваня‑Иван, самый известный герой славянских сказок и преданий, легендарный Иван‑царевич, сохранившийся в памяти карело‑финских сказителей подобно тому, как много позже в их эпических песнях появился русский царь Пётр Первый.
Как о гусляре в русском фольклоре о нём или о чудесных гуслях множество воспоминаний, например, в таких русских сказках, как «О чудесных гуслях», «Гусли‑самогуды», «Троеструнные гусельцы», «Волшебные гусли».
Вероятно, этот миф восходит к патронимическим легендам о предке вендов – венедов. Это предание о прародителе, давшем своё имя народу‑потомку, подобное сказаниям о Словене и Русе, Кие, Щеке, Хориве, Чехе и Ляхе. Ведь одинаково чуть меняющимся в разных языках словом: венды, венеды, вены называли славян, обитавших на южном берегу Балтийского моря, не только финны (Venäjä), но и германцы[28](саксы, датчане, шведы, немцы), и римляне (лат. Venedi, Venethae, Venethi), и кельты. Иными словами, древние славянское предание, сохранившиеся в карело‑финском эпосе Калевала повествуют о мифическом предке – гусляре, древнем князе‑прародителе славянского союза племён венедов – Вене, Ване, Вяйне. Предание это, как мы видим, очень многим связано с территорией новгородских словен и венедов – славян с южного побережья Балтийского моря.
Дата публикования: 2014-11-04; Прочитано: 287 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!