Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

МНС УКРАЇНИ 5 страница



существуют сады, называемые Нандана-канана, где все благоприятствует общению с

ангелоподобными, прелестными женщинами, и где в изобилии льется вино

сома-раса. Такого рода телесное счастье безусловно имеет чувственную природу.

Эти люди, таким образом, хотят господствовать в материальном мире, и их

привлекает лишь материальное временное счастье.

бхогаишварйа-прасактанамтайапахрита-четасам

вйавасайатмика буддхих самадхау на видхийате

бхога - к материальному наслаждению; аишварйа - к

богатству; прасактанам - те, кто привязаны; тайа - к таким вещам;

апахрита-четасам - заблуждающийся; вйавасайа-атмика - с твердой

решимостью; буддхих - преданное служение Господу; самадхау - в

контролируемом уме; на - никогда; видхийате - происходит.

Те, чей ум слишком привязан к чувственным удовольствиям и

материальному богатству, те, кто обмануты всем этим, не могут решиться отдать

себя преданному служению Верховному Господу.

КОММЕНТАРИЙ: Самадхи означает “ум, поглощенный самопознанием”. В

ведическом словаре “Нирукти” говорится: самйаг адхийате 'сминн

атма-таттва-йатхатмйам - “Состояние, при котором ум сконцентрирован на

постижении собственной сущности, называется самадхи”. Самадхи недоступно

для тех, кто стремятся к материальному чувственному удовлетворению, а также для

тех, кто введены в заблуждение подобными преходящими вещами. Таким людям

материальная энергия выносит соответствующий их деятельности приговор.

траи-гунйа-вишайа веда нистраи-гунйо бхаварджуна

нирдвандво нитйа-саттва-стхо нирйога-кшема атмаван

траи-гунйа - имеющий отношение к трем гунам

материальной природы; вишайах - по существу; ведах - ведическая

литература; нистраи-гунйах - неподвластный влиянию трех гун материальной

природы; бхава - быть; арджуна - о Арджуна; нирдвандвах - свободный

от двойственности; нитйа-саттва-стхах - в состоянии чисто духовного

существования; нирйога-кшемах - свободный от мыслей о приобретении и

сохранении; атма-ван - утвердившийся в своем “я”.

В Ведах много говорится о трех гунах материальной природы. О

Арджуна, освободись от влияния этих трех гун, от всякой двойственности и от

стремления к приобретению и самосохранению, и утвердись в своем “я”.

КОММЕНТАРИЙ: Всякая материальная деятельность предполагает

действия и их последствия в трех гунах материальной природы. Эти действия

направлены на достижение материальных результатов и потому приковывают нас к

материальному миру. Если в Ведах описываются различные виды такой деятельности,

то это делается для того, чтобы помочь людям постепенно подняться с уровня

чувственного удовлетворения на трансцендентный уровень. Арджуна, как ученик и

друг Господа Кришны, получает от Него совет подняться на трансцендентный уровень

философии Веданты, начальной ступенью которой является брахма-джиджнаса, или

вопросы высшей трансцендентности. Все живые существа в материальном мире изо

всех сил борются за существование. Сотворив материальный мир, Господь дал им

ведическое знание, советуя, как жить и как высвободиться из материальных оков.

Когда человек прекращает деятельность, направленную на чувственное

удовлетворение, о которой говорится в главе карма-канда, Упанишады

предоставляют ему возможность духовного познания. Упанишады составляют часть

Вед, подобно тому, как “Бхагавад-гита” входит в состав пятой

Веды - “Махабхараты”. Упанишады отмечают начало трансцендентной жизни.

Пока существует материальное тело, существуют также действия и

их последствия в гунах материальной природы. Следует научиться выносить

двойственность явлений: радость и горе, холод и жару и, мирясь с этой

двойственностью, освободиться от всяких забот, связанных с приобретением и

потерей. Этот трансцендентный уровень достигается тем, кто в полной мере достиг

сознания Кришны и полностью вручил себя Ему.

йаван артха удапане сарватах самплутодаке

таван сарвешу ведешу брахманасйа виджанатах

йаван - все это; артхах - предназначено;

уда-пане - в источнике воды; сарватах - во всех отношениях;

самплута-удаке - в большом резервуаре воды; таван - подобным образом;

сарвешу - во всем; ведешу - ведическая литература;

брахманасйа - человека, который познал Верховный Брахман;

виджанатах - того, кто обладает полным знанием.

Все, чему служит маленький водоем, можно исполнить с помощью

большого резервуара воды. Подобно этому, все назначение Вед открывается тому,

кто знает их конечную цель.

КОММЕНТАРИЙ: Ритуалы и жертвоприношения, упомянутые в разделе

ведической литературы, называемой карма-канда, предназначены для облегчения

постепенного процесса самоосознания. Цель же самоосознания ясно определена в

пятнадцатой главе “Бхагавад-гиты” (15.15): цель изучения Вед состоит в познании

Господа Кришны, первопричины всего. Таким образом, самоосознание означает

осознание Кришны и своих вечных взаимоотношений с Ним. Об отношениях живых

существ и Кришны также упоминается в пятнадцатой главе “Бхагавад-гиты”. Живые

существа являются неотъемлемыми частичками Кришны поэтому восстановление

сознания Кришны у индивидуальных живых существ представляет высшую стадию

совершенства в ведическом знании. Это положение находит следующее подтверждение

в “Шримад-Бхагаватам” (3.33.7):

ахо бата шва-пачо 'то гарийан

йадж-джихвагре вартате нама тубхйам

тепус тапас те джухувух саснур арйа

брахманучур нама гринанти йе те

“О мой Господь, тот, кто повторяет святое имя Твое, даже будь он из

низкой семьи чандала (собакоеда), находится на высшем уровне самоосознания.

Должно быть, в прошлом такой человек подвергал себя всевозможным видам тапасьи,

приносил разнообразные жертвы, согласно ведическим обрядам, совершил омовения

во всех местах паломничества и досконально изучил ведическую литературу. Такой

человек считается лучшим среди ариев”.

Таким образом, следует быть достаточно разумным и понять

истинное назначение Вед, а не слепо следовать обрядам, желая вознестись на

райские планеты, дабы изведать высших чувственных наслаждений. Обыкновенный

человек в наше время не в состоянии следовать всем предписаниям и правилам

ведических обрядов, как не может он и досконально изучить всю “Веданту” и

Упанишады. Осуществление предписаний Вед требует много времени, энергии, знания

и средств. Это вряд ли возможно в наше время. Тем не менее высшей цели

ведической культуры можно достичь, просто повторяя святое имя Господа, как учил

Господь Чаитанйа, спаситель всех падших душ. Когда великий знаток ведической

литературы Пракашананда Сарасвати спросил Господа Чаитанйу, почему Он воспевает

святое имя Господа, как какой-то сентименталист, вместо того, чтобы изучать

философию “Веданты”, Господь ответил, что Его духовный учитель считал Его

великим глупцом и потому велел Ему просто воспевать святое имя Господа Кришны.

Он последовал этому указанию и впал в экстаз, подобно безумцу. В Кали-югу

большинство людей глупы и не имеют достаточного образования, чтобы понять

философию “Веданты”. Высшая цель философии “Веданты” может быть достигнута

смиренным повторением святого имени Господа. “Веданта” есть последнее слово

ведической мудрости, а автором и знатоком ее является Господь Кришна.

Совершенный ведантист - это великая душа, наслаждающаяся воспеванием

святого имени Господа. В этом состоит высшая цель всей философии Вед.

карманй эвадхикарас те ма пхалешу кадачана

ма карма-пхала-хетур бхур ма те санго 'ств акармани

кармани - в предписанном долге; эва - непременно;

адхикарах - правый; те - тебя; ма - никогда; пхалешу - в

плодах; кадачана - в любое время; ма - никогда; карма-пхала - в

результате работы; хетух - причина; бхух - становиться;

ма - никогда; те - тебя; сангах - привязанность; асту - должна

быть; акармани - в невыполнении долга.

Ты имеешь право только исполнять свой долг, но плоды твоих

действий не принадлежат тебе. Никогда не считай себя причиной результатов своей

деятельности и не пытайся уклоняться от исполнения долга.

КОММЕНТАРИЙ: Здесь обсуждаются три вопроса: предписанные

обязанности, деятельность по собственной прихоти и бездействие. Предписанные

обязанности есть деятельность, совершаемая в зависимости от гун материальной

природы, действующих на данного человека. Деятельность по собственной прихоти

подразумевает отсутствие санкции авторитета на ее совершение, а бездействие

означает невыполнение предписанных обязанностей. Господь советует Арджуне не

предаваться бездействию. Напротив, ему следует исполнять свой долг, не

беспокоясь о результатах своих действий. Если человек привязан к результатам

своего труда, он становится причиной действия. Поэтому он наслаждается или

страдает, в зависимости от результатов своей деятельности.

Предписанные обязанности можно подразделить на три категории:

повседневная деятельность, действия в чрезвычайных обстоятельствах и действия,

соответствующие собственным стремлениям. Повседневная работа, совершаемая в

соответствии с наставлениями писаний, и без стремления к ее плодам, есть

деятельность в гуне добродетели. Работа ради результатов сковывает, и потому

считается неблагоприятной. Каждый человек имеет право на исполнение

предписанных обязанностей, но ему следует действовать, не беспокоясь о

результатах. Такое бескорыстное исполнение своих обязанностей несомненно

выводит человека на путь освобождения.

Вследствие этого Господь советует Арджуне сражаться, просто

повинуясь долгу, и не беспокоиться о результатах. Отказ от участия в битве

также является своего рода беспокойством о результате. Такое отношение

препятствует освобождению. Любая привязанность, как положительная, так и

отрицательная, является причиной нашего рабства. Бездействие - греховно.

Поэтому единственным путем спасения для Арджуны было просто сражаться, как это

предписывает долг.

йога-стхах куру кармани сангам тйактва дхананджайа

сиддхй-асиддхйох само бхутва саматвам йога учйате

йога-стхах - уравновешенный; куру - исполняй;

кармани - свой долг; сангам - привязанность; тйактва - оставив;

дхананджайа - о Арджуна; сиддхи-асиддхйох - в успехе и поражении;

самах - уравновешенный; бхутва - становясь;

саматвам - самообладание; йогах - йога; учйате - называется.

Будь уравновешен, о Арджуна, исполняй свой долг, не

беспокоясь об успехе или неудаче. Такое самообладание называется йогой.

КОММЕНТАРИЙ: Кришна советует Арджуне действовать, пребывая в йоге.

Что же означает йога? Находиться в йоге значит - сосредоточить свой ум на

Высшем, на Господе, контролируя свои вечно беспокойные чувства. А раз Господь

велит Арджуне сражаться, то результаты этого сражения Арджуны не касаются.

Победа или поражение - забота Кришны; Арджуне лишь следует действовать

согласно указаниям Его. Следовать указаниям Кришны - вот истинная йога, и

обучаются ей в процессе, называемом сознанием Кришны. Только в сознании Кришны

возможно отказаться от чувства обладания. Нужно стать слугой Кришны, или же

слугой слуги Кришны. Вот верный путь для исполнения долга в сознании Кришны,

который сам по себе может помочь человеку овладеть йогой.

Арджуна - кшатрий, и как таковой он входит в систему

варнашрама-дхарма. В “Вишну-пуране” говорится, что в системе

варнашрама-дхарма все направлено на удовлетворение Вишну. Не следует

стремиться к собственному удовлетворению, как это обычно делается в

материальном мире, но лишь к удовлетворению Кришны. То-есть, если не

удовлетворять Кришну, принципы варнашрама-дхарма не будут соблюдены. Таким

косвеным образом Арджуне был дан совет действовать по указанию Кришны.

дурена хй аварам карма буддхи-йогад дхананджайа

буддхау шаранам анвиччха крипанах пхала-хетавах

дурена - отбрасывая всё это на большое расстояние;

хи - непременно; аварам - отвратительную; карма - деятельность;

буддхи-йогат - благодаря силе сознания Кришны; дхананджайа - о

завоеватель богатств; буддхау - в таком сознании; шаранам - полное

подчинение; анвиччха - желание; крипанах - скупые;

пхала-хетавах - те, кто стремятся к плодам своей деятельности.

О Дхананджайа, преданно служа Господу, отбрось все желания,

влекущие за собой отвратительные поступки, и в таком умонастроении вручи себя

Ему. Те же, кто желают наслаждаться плодами своих трудов, есть скупцы.

КОММЕНТАРИЙ: Тот, кто поистине достиг понимания своего

изначального положения как вечного слуги Кришны, отказывается от всех

обязанностей помимо деятельности в сознании Кришны. Как уже объяснялось,

буддхи-йога означает “трансцендентное любовное служение Господу”. Такое

преданное служение определяет правильую линию поведения для всякого живого

существа. Лишь скупцы стремятся пожинать плоды своих трудов, чтобы еще больше

погрязнуть в материальном мире. Все виды деятельности, за исключением

деятельности в сознании Кришны, не стоят трудов, поскольку они снова и снова

связывают исполняющего их с процессом рождения и смерти. Поэтому не следует

стремиться самому быть причиной деятельности. Все должно делаться в сознании

Кришны, для Его удовлетворения. Скупцы не умеют правильно использовать

богатства, приобретаемые волею судьбы или тяжким трудом. Нужно использовать всю

свою энергию, действуя в сознании Кришны, и тогда жизнь будет успешной. Но

подобно скупцам, несчастные люди не отдают свою энергию служению Господу.

буддхи-йукто джахатиха убхе сукрита-душкрите

тасмад йогайа йуджйасва йогах кармасу каушалам

буддхи-йуктах - тот, кто вовлечен в преданное служение;

джахати - может избавиться от; иха - в этой жизни; убхе - от обоих;

сукрита-душкрите - от плохих и хороших поступков; тасмат - поэтому;

йогайа - ради преданного служения; йуджйасва - пусть будет настолько

вовлечен; йогах - сознание Кришны; кармасу - во всей деятельности;

каушалам - искусство.

Человек, занятый преданным служением Господу, освобождается

даже в этой жизни от кармических последствий, как хороших, так и плохих.

Поэтому стремись к йоге, в которой заключено все искусство деятельности.

КОММЕНТАРИЙ: С незапамятных времен каждое живое существо накопило

многочисленные, как плохие, так и хорошие кармические реакции. Находясь в таком

положении, оно пребывает в неведении относительно своего истинного положения.

Это неведение может быть рассеяно, если последовать учению “Бхагавад-гиты”,

призывающему полностью вручить себя Господу Шри Кришне и таким образом

освободиться от цепи мучений, доставляемых действиями и их последствиями от

жизни к жизни. Поэтому Арджуна получает совет действовать в сознании Кришны,

чтобы освободиться от цепей кармы.

карма-джам буддхи-йукта хи пхалам тйактва манишинах

джанма-бандха-винирмуктах падам гаччхантй анамайам

карма-джам - из-за кармической деятельности;

буддхи-йуктах - занятый в преданном служении; хи - неприменной;

пхалам - от результатов; тйактва - отказываясь; манишинах - великие

мудрецы или преданные; джанма-бандха - от уз рождения и смерти;

винирмуктах - освобожденные; падам - положения; гаччханти - они

достигают; анамайам - без несчастий.

Мудрые, отдавая себя преданному служению Господу,

освобождаются из цепей кармы и круговорота рождения и смерти и обретают

состояние, неподвластное страданию.

КОММЕНТАРИЙ: Освобожденные живые существа стремятся туда, где нет

страданий материального мира. В “Шримад-Бхагаватам” (10.14.58) сказано:

самашрита йе пада-паллава-плавам

махат-падам пунйа-йашо мурарех

бхавамбудхир ватса-падам парам падам

падам падам йад випадам не тешам

“Для того, кто укрылся у лотосных стоп Господа, предоставляющего

кров всему космическому проявлению, и прославившегося под именем Мукунды, т.е.

дающего мукти, океан материального мире подобен лужице в ямке от телячьего

копытца. Парам падам, или место, где нет материального страдания,

Ваикунтха - вот его цель, а не такое место, где его на каждом шагу

подстерегают опасности”.

Вследствие невежества живое существо не понимает, что этот

материальный мир есть жалкое место, где на каждом шагу притаилась опасность.

Лишь по своему невежеству неразумные люди стараются приспособиться к

обстоятельствам, занимаясь кармической деятельностью и полагая при этом, что

плоды их трудов сделают их счастливыми. Они не знают, что во всей вселенной

никакое материальное тело не может обеспечить себе жизнь без страдания.

Страдания, присущие жизни, а именно - рождение, смерть, старость и

болезни - существуют повсюду в материальном мире. Но осознающий свое

истинное положение вечного слуги Господа, а значит и положение Верховной

Личности Бога, посвящает себя трансцендентному любовному служению Богу.

Вследствие этого он обретает право попасть на планеты Ваикунтхи, жизнь на

которых духовна и неподвластна ни страданию, ни времени, ни смерти. Понимание

своего истинного положения означает также понимание величия Господа. Тот, кто

ошибочно считает, что Господь и живое существо находятся на одном уровне,

пребывает во тьме и потому неспособен к преданному служению Господу. Такое

существо само называет себя богом и таким образом прокладывает себе путь к

многократному повторению цикла рождения и смерти. Но тот, кто, понимая свое

положение слуги, отдает себя служению Господу, сразу же становится достойным

Ваикунтхалоки. Служение во имя Господа называется карма-йогой или

буддхи-йогой, или просто преданным служением Господу.

йада те моха-калилам буддхир вйатитаришйати

тада гантаси нирведамшротавйасйа шрутасйа ча

йада - когда; те - твой; моха - иллюзорные;

калилам - дебри; буддхих - трансцендентное служение с помощью разума;

вйатитаришйати - превосходит; тада - в то время; ганта аси - ты

пойдешь; нирведам - бессердечность; шротавйасйа - к тому, что все

должно быть услышано; шрутасйа - всё это уже услышанно; ча - также.

Когда твой разум выберется из дебрей иллюзии, ты станешь

безразличным ко всему, что слышал, и ко всему, что услышишь.

КОММЕНТАРИЙ: В жизни великих преданных Господа имеется множество

примеров тому, как люди становились безразличными к совершению ведических

обрядов лишь вследствие своего преданного служения Господу. Человек, который

действительно приходит к пониманию Кришны и своих с Ним взаимоотношений, даже

будучи опытным брахманом, становится безразличным к обрядам, связанным с

кармической деятельностью. Шри Мадхавендра Пури, великий преданный и ачарья в

цепи вайшнавов, говорит:

сандхйа-вандана бхадрам асту бхавато бхох снана тубхйам намо

бхо девах питарашча тарпана-видхау нахам кшамах кшамйатам

йатра квапи нишадйа йадава-кулоттамасйа камса-двишах

смарам смарам агхам харами тад алам манйе ким анйена ме

“О мои молитвы три раза в день, хвала вам. О омовения, хвала вам. О

полубоги! О предки! Не вините меня за неспособность почитать вас. Где бы я

теперь ни находился, я вспоминаю великого потомка династии Йаду (Кришну), врага

Камсы, и таким образом освобождаюсь из оков греха. Я думаю, что мне этого

достаточно”.

Ведические обряды и церемонии обязательны для новообращенных.

Они включают произнесение всевозможных молитв трижды в день, полное омовение

рано утром, почитание предков и т.д. Но тот, кто полностью находится в сознании

Кришны и посвящает себя трансцендентному любовному служению Ему, уже достиг

совершенства, и потому теряет интерес ко всем упомянутым регулирующим

принципам. С человека, поднявшегося до уровня самоосознания путем служения

Верховному Господу Кришне, снимается обязанность подвергать себя тапасье и

совершать различные жертвоприношения, установленные в писаниях. В другой

стороны, тот, кто не понял, что Веды предназначены для постижения Кришны, и лишь

формально участвует в обрядах, попусту тратит время. Лица, пребывающие в

сознании Кришны, выходят за границы шабда-брахмы, границы Вед и Упанишад.

шрути-випратипанна те йада стхасйати нишчала

самадхав ачала буддхис тада йогам авапсйаси

шрути - ведическое откровение; випратипанна - не

находясь в зависимости от результатов деятельности; те - твой;

йада - когда; стхасйати - остается; нишчала - недвижимый;

самадхау - в трансцендентном сознании или сознании Кришны;

ачала - непоколебимый; буддхих - разум; тада - в то время;

йогам - самоосознание; авапсйаси - ты достигнешь.

Когда цветистый язык Вед больше не будет волновать твой ум,

когда он будет постоянно пребывать в трансе самоосознания, тогда ты достигнешь

божественного сознания.

КОММЕНТАРИЙ: Пребывать в самадхи означает - полностью

достигнуть сознания Кришны то есть находящийся в полном самадхи постиг

Брахмана, Параматму и Бхагавана. Высшее совершенство самоосознания заключается

в том, чтобы понять, что человек есть вечный слуга Кришны и его единственное

занятие - выполнять свои обязанности в сознании Кришны. Человек,

осознавший Кришну, т.е. стойкий преданный, не должен сбиваться с толку

витиеватым языком Вед и выполнять материальную деятельность ради достижения

царствия небесного. Находясь в сознании Кришны, он непосредственно общается с

Ним, и в этом трансцендентном состоянии может понять все Его указания. Такие

действия несомненно принесут успех и откроют доступ к высшему знанию. Следует

лишь выполнять наставления, исходящие от Кришны или от Его

представителя - духовного учителя.

арджуна увача

стхита-праджнасйа ка бхаша самадхи-стхасйа кешава

стхита-дхих ким прабхашета ким асита враджета ким

арджунах увача - Арджуна сказал;

стхита-праджнасйа - того, кто твердо пребывает в сознании Кришны;

ка - что; бхаша - язык; самадхи-стхасйа - того, кто пребывает в

трансе; кешава - о Кришна; стхита-дхих - тот, кто утвердился в сознании

Кришны; ким - что; прабхашета - говорит; ким - как;

асита - остается спокоен; враджета - ходит; ким - как.

Арджуна сказал: “О Кришна, как распознать того, чье сознание

погружено в трансцендентное? Что говорит он и как? Как сидит и как ходит?”

КОММЕНТАРИЙ: Точно так же, как в каждом человеке проявляются

определенные особенности в зависимости от его состояния, так и личность,

пребывающая в сознании Кришны, обладает определенными свойствами, проявляющимися

в речи, походке, образе мышления, выражении чувств и т.п. Существуют

определенные признаки, показывающие, что человек богат или - что он болен

или - что он очень учен. Подобным же образом, особые черты присущи

человеку, пребывающему в трансцендентном сознании Кришны, которые выражаются в

его действиях. Каковы эти признаки - можно узнать из “Бхагавад-гиты”.

Самой важной особенностью человека, пребывающего в сознании Кришны, является его

умение говорить, ибо речь есть самое важное человеческое качество. Говорят,

глупца не видно, пока он молчит, а уж распознать хорошо одетого глупца

невозможно, пока он не заговорит, но как только он раскрывает рот, все

становится очевидным. Самый несомненный признак человека, осознающего Кришну,

заключается в его свойстве говорить лишь о Кришне и о том, что с Ним связано.

Другие признаки следуют сами собой, о чем будет рассказано далее.

шри-бхагаван увача

праджахати йада каман сарван партха мано-гатан

атманй эватмана туштах стхита-праджнас тадочйате

шри-бхагаван увача - Верховная Личность Бога сказал;

праджахати - отказывается; йада - когда; каман - желает

удовлетворения чувств; сарван - всего разнообразия; партха - о сын

Притхи; манах-гатан - вымысла; атмани - в соостоянии души;

эва - непременно; атмана - очищенным умом; туштах - удовлетворен;

стхита-праджнах - пребывающий в трансцендентном; тада - в то время;

учйате - сказано.

Верховная Личность Бога сказал: “О Партха, когда человек

отказывается от всех чувственных желаний, порожденных его умом, когда он,

пройдя таким образом через очищение, находит удовлетворение только в своей

истинной сущности, это значит, что он пребывает в чистом трансцендентном

сознании.

КОММЕНТАРИЙ: В “Шримад-Бхагаватам” утверждается, что всякий

человек, полностью пребывающий в сознании Кришны, т.е. целиком поглощенный

преданным служением Господу, обладает всеми достоинствами великих мудрецов,

тогда как не находящийся в этом трансцендентном состоянии не имеет таких

достоинств, ибо он наверняка основывает свою жизнь на собственных измышлениях.

Поэтому здесь определенно сказано, что следует оказаться от всех чувственных

стремлений, порождаемых блужданием ума. Такие стремления нельзя искоренить

искусственным путем. Однако когда человек занят служением в сознании Кришны, эти

стремления отступают сами по себе, без каких-либо невероятных усилий. Поэтому

следует без колебаний включиться в деятельность в сознании Кришны, ибо преданное

служение Господу сразу же дает возможность подняться на уровень

трансцендентного сознания. Духовно развитый человек всегда находит

удовлетворение в себе самом, так как он осознал свое положение вечного слуги

Господа. Человек, пребывающий в таком трансцендентном состоянии, не имеет

чувственных стремлений, обусловленых узкими материалистическими взглядами.

Напротив, он всегда счастлив в своем естественном положении вечного слуги

Верховного Господа.

духкхешв анудвигна-манах сукхешу вигата-сприхах

вита-рага-бхайа-кродхах стхита-дхир мунир учйате

духкхешу - в трех видах страданий;

анудвигна-манах - со спокойным умом; сукхешу - в счастье;

вигата-сприхах - не будучи заинтересованным; вита - свободный от;

рага - привязанности; бхайа - страха; кродхах - гнева;

стхита-дхих - тот, кто тверд; муних - мудрец; учйате - называется.

Тот, кто сохраняет спокойствие даже среди страданий всех трех

видов и не ликует в счастье, и кто свободен от привязанностей, страха и гнева,

именуется мудрецом, ум которого уравновешен.

КОММЕНТАРИЙ: Муни значит тот, чей беспокойный ум предается

всяческим измышлениям, не приходя ни к каким истинным заключениям. Каждый муни

имеет свою точку зрения, и если один муни не отличается от других муни, то

его и нельзя именовать муни в строгом смысле этого слова. На часав ришир

йвсйа матам на бхиннам (Махабхарата, Вана-парва, 313.117). Но стхита-дхир

муни, как здесь отмечено Господом, отличается от обычного муни. Стхита-дхир

муни всегда пребывает в сознании Кришны, ибо он исчерпал все свои ресурсы

мыслительных спекуляций. Он называется прашанта-нихшеша-мано-ратхантара

(Стотра-ратна, 43), что значит, что он прошел стадию мыслительных спекуляций и

пришел к выводу, что Господь Шри Кришна, т.е. Васудева, есть все сущее

(васудевах сарвам ити са махатма су-дурлабхах). Такой человек называется





Дата публикования: 2014-11-04; Прочитано: 343 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.046 с)...