Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Глава VII. Иллюстрация в газете «трудовая новь» как способ информирования и привлечения внимания читателей



В «Трудовой нови», как и в других периодических изданиях, иллюстрации занимают прочное место. «Выразительный рисунок, интересная фотография не только оживляют и украшают страницы газеты, но и несут информацию, которую часто невозможно отобразить в тексте»[26].

Наиболее часто в «Трудовой нови» встречаются фотоснимки - от одного до нескольких в номере, рисунки же - гораздо реже, обычно на «Литературной странице» (Приложение 30), дополняя стихи и прозу. Этому нетрудно найти объяснение: наряду с такими качествами, как наглядность, конкретность, зрительная притягательность, фотопубликациям свойственна еще и документальность.

Изобразительный материал на газетной полосе представляется в двух качествах: он одновременно является элементом художественно - технического оформления номера и информационным материалом, средством сообщения новостей, т. е. «в равной мере участвует в формировании внешнего вида газеты и в содержательном наполнении ее страниц»[27]. Оформление выделяет публикуемый на полосе материал, привлекает к нему внимание, содержательное наполнение удовлетворяет потребность в информации. Здесь проявляется преимущество фотопубликаций перед текстом. «Если воздействие текстового материала задерживается временем его прочтения, то восприятие и осмысление фотоснимка или рисунка практически неразрывны»[28].

В практике оформления газеты фотоиллюстрации приобрели ряд значений.

Фотоснимки, как оформительское средство. Они могут использоваться как средство акцентирования внимания читателей. Благодаря притягательности фотографического изображения, оно способно выступать в роли зрительного центра полосы. В данном случае фотография как бы замыкает на себе остальные материалы и является исходной точкой знакомства с содержанием номера. Однако, на страницах «Трудовой нови» можно встретить невыразительные фотоснимки, которые способны лишь отчасти выполнять заданные функции.

Можно выделить два момента использования фотоснимков как средства художественного оформления газеты. Во-первых, они играют важную роль в конструировании номера, находясь в композиционной связке с другими оформительскими элементами - заголовками, рубриками и т. д. Часто именно благодаря фотографиям страницы «Трудовой нови» приобретают вид завершенного целого.

Во-вторых, «художественные достоинства периодического издания определяются также изобразительным совершенством помещенных на его страницах фотоснимков»[29]. Следует отметить, что в этом плане «Трудовая новь» уступает многим изданиям. Нередко публикуются фотографии невыразительные, статичные, повторяющие друг друга, словно выполненные по шаблону.

Фотоснимки выступают также как информационный материал. Можно выделить следующие типы фотоиллюстраций[30]:

Репортажный снимок. Документально отражает факт, явление действительности. Тематика таких снимков разнообразна: она охватывает различные области сельского хозяйства и промышленности, культуры, искусства, спорта и др. На страницах «Трудовой нови» Встречаются два вида репортажных снимков: событийные и обычные. Событийные - отражают какое-либо значительное событие, например, празднование трехсотлетия села Верхнеспасское Рассказовского района («Трудовая новь», 23 мая 2002г.) (Приложение 31). Снимки второго вида, как правило, запечатлевают обычные моменты жизни, повседневную деятельность людей (Приложение 32). Репортажные снимки, публикуемые в газете «Трудовая новь» играют очень важную роль - они делают читателя как бы участником события. Это специфическая черта именно городской и районной газеты, т. к. читатель часто знает место, где состоялось какое-либо событие, или знаком с его участниками.

Портретные снимки - одни из наиболее распространенных. Они дают возможность редакции представить читателю его земляков. Естественно, что это привлекает внимание. Существуют такие разновидности портрета, как индивидуальный, обобщенный, групповой и производственный.

Индивидуальный портрет - фотоснимок какого-либо определенного лица - обязательный элемент каждого номера «Трудовой нови». Подпись к нему сообщает не только имя, но и краткие сведения о профессии. Такой фотоснимок обычно не имеет прямого отношения к другим материалам номера (Приложение 2). Встречаются и портретные снимки, иллюстрирующие конкретный материал (Приложение 9).

Обобщенный фотоснимок представляет не конкретного человека, а образ, например, представителя какой-либо профессии, национальности. На страницах «Трудовой нови» они встречаются не часто, лишь при публикации материалов на темы, не связанные конкретно с городом или районом. Например, в газете от 11 марта 2003 года, посвященной празднику восьмое марта, на первой полосе помещен обобщенный портрет женщины. А в номере «Трудовой нови» от 31 января 2004г. - обобщенный портрет воина блокадного Ленинграда - публикация «Ленинград - 900 дней и ночей» (Приложение 33).

Групповые портреты представляют несколько человек, либо занятых общим делом, либо участвующих в каком-либо мероприятии, словом, каким-то образом связанных. Также портреты в «Трудовой нови» не редкость (Приложение 34). Нередко среди них встречаются статичные и безынтересные. Производственные портреты имеют целью показать человека в характерной для него рабочей обстановке.

Пейзаж. Время от времени в «Трудовой нови» появляются фотографии, воспроизводящие виды лесов, садов, распаханных полей - «сельскохозяйственный пейзаж» (Приложение 35). Индустриальный пейзаж представляет виды заводов, фабрик. Фотографии городских улиц и площади, зданий, памятников, относятся к городскому пейзажу. Пейзаж в «Трудовой нови» представлен не только фотографиями, но и рисунками, которые публикуются обычно рядом с художественными произведениями (Приложение 30).

Но наибольшее внимание читателей газеты привлекает, несомненно, фоторепортаж - группа снимков, объединенных текстом и связанных между собой определенной темой. Этот тип фотоиллюстраций нередкий гость на страницах «Трудовой нови». Он оживляет публикацию, позволяет разнообразить информацию, предоставленную в тексте (Приложение 36).

Итак, использование фотоматериала на страницах «Трудовой нови» имеет следующие характерные особенности:

- фотоснимки не только оживляют и украшают полосу, но и несут информацию, которую невозможно отобразить в тексте;

- преимущество фотографий перед текстом заключается в том, что процессы восприятия и осмысления иллюстраций практически неразрывны;

- специфическая черта городской и районной газеты в том, что читатель часто узнает те места и тех людей, которые представлены на фотоснимках «Трудовой нови».

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Итак, в ходе исследования мы рассмотрели:

· Историю становления и преобразований «Трудовой нови», что позволило нам проследить пройденные газетой этапы. Обращение к истории не случайно. Оно способствует воссозданию более полного представления об издании и дает возможность определить потенциал дальнейшего развития.

· Структуру редакции и основные формы организации журналистской деятельности. Изучение данной информации необходимо, так как конечный продукт – «Трудовая новь» - создается посредством усилий редакционного коллектива, и во многом именно от степени организованности и слаженности работы будет зависеть успех издания.

· Характер информации, представленной на страницах «Трудовой нови». Как выяснилось, он зависит от многих факторов и определяется:

· близостью редакции к своему читателю;

· особенностями аудитории, распадающейся на жителей города и района, т.е. людей с принципиально разными интересами;

· ориентацией на постоянных и наиболее активных читателей - людей пенсионного возраста.

· Отношение читателей к содержанию, оформлению и подаче материалов «Трудовой нови», что, во-первых, позволило взглянуть на газету глазами людей, для которых она создается, и, во-вторых, выделить аспекты, требующие пристального внимания и тщательной работы со стороны редакции.

· Специфику использования рубрик и организации тематических страниц как средств выделения и систематизации информации на страницах «Трудовой нови». Это дало нам возможность определить подход редакции к реализации задачи привлечения внимания аудитории. Выяснилось, что использование данных элементов основано на стремлении удовлетворить потребности читателей.

· Особенности работы с читательской корреспонденцией в «Трудовой нови». Оказалось, что для редакции это не только возможность поддерживать связь с аудиторией, но и эффективный метод выяснения ее потребностей и интересов, что, разумеется, крайне важно и необходимо при подборе информации для публикаций газеты.

· Классификации читательских писем по различным признакам и основные причины обращения людей в редакцию «Трудовой нови». Знание подобных данных может помочь журналистскому коллективу увеличить приток писем в газету и, следовательно, повысить авторитет издания.

· Функции газетных заголовков а также принципы их построения и оформления. Заголовок может привлечь или оттолкнуть читателя, а потому грамотный подход к его постановке содержит в себе широкие возможности для качественной организации газетного пространства и, как следствие, активизации интереса аудитории.

· Принципы эффективного оформления «Трудовой нови» и их зависимость от специфики издания и характера аудитории.

· Возможности использования иллюстраций и фотоснимков на страницах «Трудовой нови», которые открывают широкие перспективы для создания привлекательных и более информативных газетных полос.

Таким образом, разносторонне изучив «Трудовую новь» как городское и районное общественно-политическое издание, мы можем сделать следующие выводы:

· Характер информации материалов «Трудовой нови» определяется не только спецификой издания, но и, во многом, составом аудитории, на которую рассчитана газета, ее потребностями и интересами. Многие рубрики и тематические страницы были организованы редакцией именно с подачи читателей. Кроме того, при создании текстов журналисты ориентируются на возраст и уровень образованности среднестатистического читателя города и района.

· Несмотря на тяжелые экономические условия, в которых находится «Трудовая новь» и которые весьма негативно сказываются на ее качестве, такая газета все же востребована читателями и занимает прочное место в жизни города и района, что может быть выгодно использовано учредителями. Упразднять подобные издания нецелесообразно, так как на данный момент им нет более выгодной альтернативной замены.

· Дальнейшие перспективы развития «Трудовой нови» связаны, главным образом, с последовательной разработкой местной тематики (отступать от которой нельзя ни в коем случае, так как газета утратит свою индивидуальность и окажется не способной выдерживать конкуренцию) в совокупности с некоторыми изменениями в оформлении (имеется в виду придание газете более современного вида).

Примечания


[1] Воронова О. Портрет современной районной газеты // Вестник Московского университета. Сер. 10. Журналистика. 2003. №2. С. 76.

[2] Шкондин М.В. Газетно-журнальная типология в условиях становления коммуникативной системы информационного общества // Вестник Московского университета. Сер. 10. Журналистика. 2003. №2. С. 28.

[3] Лазарева Э.А. Заголовок в газете. Свердловск, 1989. С. 151.

[4] К нашим читателям // Вперед. 1963. 27 апреля. С. 4.

[5] Крупенин С. На пути к первому рубежу. Тамбов, 1963. С. 4.

[6] К нашим читателям // Трудовая новь. 1963. 1 мая. С. 1.

[7] Шкондин М.В. Газетно-журнальная типология в условиях становления коммуникативной системы информационного общества // Вестник Московского университета. Сер. 10. Журналистика. 2003. №2. С. 24.

[8] «О повышении роли районных газет в коммунистическом воспитании трудящихся» // Правда. 1968. 19 сентября. С. 1.

[9] Когда мы вместе – нам трудности нипочем! // Трудовая новь. 2000. 9 сентября. С. 2.

[10] Газетно-журнальная типология в условиях становления коммуникативной системы информационного общества // Вестник Московского университета. Сер. 10. Журналистика. 2003. №2. С. 26.

[11] Смирнова М. Провинциальный читатель в профиль и анфас. М., 1992. С. 20-22.

[12] Там же. С. 62.

[13] Житенев В. Дикие тусовки в кожевнике // Трудовая новь. 2003. 23 августа. С. 2.

[14] Планирование работы в редакции. М., 1979. С. 96-105.

[15] Баранова И., Орлов А. Невидимкам нужны наши дети? // Трудовая новь. 2005. 26 марта. С. 4.

[16] Классификация основана на работе «Мастер-класс в современном медапространстве» под редакцией Е.Дорощук.

[17] Мастер-класс в современном медапространстве. Учебное пособие для студентов-журналистов / Под редакцией Дорощук Е.С. Казань, 2002. С.167-168.

[18] Лазарева Э.А. Заголовок в газете. Свердловск, 1989. С. 3.

[19] Там же. С. 69-71.

[20] Классификация основана на работе Э.Лазаревой «Заголовок в газете»

[21] Мурзин Л. О деривационных механизмах текстообразования // Теоретические аспекты деривации. Пермь, 1982. С. 27.

[22] Лазарева Э.А. Заголовок в газете. Свердловск, 1989. С.20.

[23] Классификация принципов основана на работе В.Тулупова «Газета: маркетинг, дизайн, реклама»

[24] Тулупов В.В. Газета: маркетинг, дизайн, реклама. Воронеж, 2001. С. 237.

[25] Там же. С. 241.

[26] Волчек Г.Ф. Иллюстрация в газете и журнале. М., 1956. С. 247-248.

[27] Там же. С. 260.

[28] Там же. С. 213.

[29] Чичикина Н. Оформление газеты. М., 1966. С. 60.

[30] Богданов Н.Г. Справочник журналиста. М., 1971. С. 296.





Дата публикования: 2015-11-01; Прочитано: 495 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.01 с)...