Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
При литературной обработке этих весьма специфических форм общения выделяются вопросы жесткие, завершающие тему. Это не просто вопросы «с закрытым концом», нацеливающие на точный ответ, но особый тип вопросов, характерных для формы «блиц». Они одновременно и открывают тему, и направлены на ее «немедленное закрытие». Особо ценится умение журналиста предельно лаконично ввести в тему не столько собеседника, сколько читателя, причем обозначить ее как «тему-проблему».
Блиц-интервью важно, когда опрашивается вовсе не эксперт, а «один из нас», «человек из толпы», выбранный на эту роль. (Так строятся рекламные опросы, играющие на невинном тщеславии «маленьких людей», их желании попасть на страницы прессы).
Хотя «интервью пишется во время интервью», умелая литературная подача материала необходима. Правда, в отличие от других форм выступления, «материалом» тут выступают, помимо добытых высказываний собеседника, собственные слова и собственное поведение, и именно эту «фактуру» очень трудно беспристрастно откинуть за ненадобностью. Ошибочно недооценивать речь журналиста, сокращать количество реплик, передающих реакции несогласия (подсказки и уточнения).
Во время литературного оформления интервью необходимо проявить дар драматурга. В подготовленном материале подчеркиваются вопросы, возникшие из ответов, особо звучат (не так, как вопросы для собеседника) вопросы для аудитории — с вводками, с интонационными уточнениями реакций собеседника и, по возможности, «вопросы для себя», вопросы в досыл.
В результате становится ясно, как справился журналист со своей задачей: найти и выгодно подать «новое» и сделать профессиональное общение интересным для аудитории.
Контрольные вопросы
1. Перечислите известные вам модели интервью.
2. Как соотносятся требование предварительной подготовки журналиста к интервью и проблема импровизации?
3. В каких случаях и как используется вопрос-«подсказка»? Какими могут быть «подсказки»?
4. Как бороться с уклонением от ответа?
5. Как происходит работа с ответами в процессе интервью?
6. Как можно уточнить неудачный или непонятый собеседником вопрос, скорректировать его по ходу беседы?
7. Как работать над концовкой в процессе интервью?
8. Расскажите об особенностях и разновидностях проблемных интервью.
9. Уточните специфику работы над психологическим портретом и над портретом «звезды».
Упражнения
1. Измените неудачные вопросы в выбранном вами газетном интервью. Придумайте другие, близкие по теме, но резко отличающиеся по форме и тону.
2. Измените течение беседы. (Выбрав газетный или журнальный текст, в котором есть «уводящий» ответ либо слишком пространный, расплывчатый, найдите место для перебивки, подсказки, «личного» вопроса. Сформулируйте эти вопросы).
3. Смените начало материала. (В опубликованном тексте с долгим и вялым заходом предположите возможность более энергичного или более оригинального зачина, не разрушающего, однако, концепцию материала. Сформулируйте его).
4. Поменяйте задачу интервью. (Выбрав текст интервью со «звездой», предположите, что собеседник может быть интересен аудитории как «эксперт» или «неординарная личность». Соответственно, измените содержание, форму, тон вопросов).
5. Подберите для «досье» фрагмент азартного диалога — остроумного обмена репликами («фехтование»).
6. Найдите удачный фрагмент интервью, построенного по принципу «свободного плавания». Прокомментируйте его.
7. Подберите интервью, где есть удачные перебивки, подсказки, демонстрация реакции, уточнение мысли собеседника и пр.
8. Найдите в текущей прессе интервью с элементами «картинки». Обоснуйте необходимость фрагментов наблюдения за поведением собеседника и демонстрации впечатлений журналиста.
9. Самостоятельно подготовьте интервью. (Тип, модель интервью, выбор темы и собеседника — произвольны).
Дата публикования: 2015-11-01; Прочитано: 414 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!