Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Автор в репортаже



Репортерские картинки называют «одушевленной информаци­ей», в которой отношение к происходящему очень ощутимо. Они основываются на особом отборе примечательных и выразитель­ных подробностей. Происходит «личный отбор благодаря лично­му участию» (как писал в 30-е годы С. Третьяков).

В репортаже, отмечающем моменты воздействия события на очевидцев, одним из очевидцев выступает сам журналист.

Это, во-первых, подчеркивает достоверность описываемых со­бытий — очень ценно любое упоминание, что автор сам был там, сам участвовал (Я увидал... Пламя полыхнуло под колесами моей машины... и т. п.).

Во-вторых, в готовый материал попадают результаты «наблю­дения за наблюдателем» — за собственными эмоциями и реак­циями, за движениями своей души вслед за событием и в унисон ему. Отсюда многочисленные мне показалось... я отвернулся... я постарался сдержаться... и т.п.

В-третьих, в результате «наблюдения за наблюдателем» уточняется канва развития действия. Трудно охватить все событие целиком. Желательно не упустить, однако, моменты этапные, пе­реходные или похожие на «скачок», определить свое отношение к ним. Журналист следит за изменчивостью события, меняя ра­курс наблюдения, действуя сам. Репортеры в «горячих точках» прячутся в окопах, пригибаясь от пуль, идут вместе с толпой беженцев... Репортеры «мирных тем» на время меняют профессию, действуют вместе со своими героями. Все это привносит движение в сюжет и хорошо разнообразит его.

Бывает и так, что все основные сюжетные ходы связаны с поведением репортера: он постоянно что-то предпринимает. Дру­гой вариант — автор выступает в роли «подопытного кролика», пробуя на себе сложности, тяготы и привычные заботы людей определенного круга. (Обычно это связано с приемом «маски»). Научно-популярный репортаж часто всецело зависит от «сюжет­ной активности» автора (Мне показали... Я спросил... Вслед за провожатым я прошел...), чьи действия — главный событийный повод; изображенная ситуация почти полностью зависит от соб­ственной «режиссуры» журналиста.

Организовать репортажное действие может история знакомст­ва с работой исследовательской лаборатории, новой станцией метро, когда автору что-то показывают, объясняют, а он описы­вает процесс показа. Широко известны «репортажи двумя перь­ями» (например, «корабль» — «водолаз» или «корабль» — «подводная лодка», перекличка «земля» — «воздух» и т. п.), ко­гда при разных точках наблюдения этапы события дополнительно членятся, представая в разных ракурсах.

Участие автора в событии очень желательно. Именно тогда перед читателем предстает полноценный репортаж — единство наблюдений, впечатлений и действий журналиста.

Авторское «я» репортажа нельзя сочинить потом, во время создания текста. Поэтому так важен профессионализм репортера во время сбора материала. Если этот профессионализм доста­точно высок, необходимую динамику событий в уже написанном репортаже дополнит активное поведение автора.

Авторское «я» репортажа — это «я действующее».

Лиды, употребляемые в репортажах:

• Возможен «суммирующий» лид, который выделяется как «врез».

• Часто репортаж начинается с цитаты или реплики.

• Хороший лид — эмоциональное описание ситуации.

• Популярны лиды с вопросительной интонацией.

• Желательна демонстрация поступка или неожиданного факта.

• Часто в таких материалах используют шокирующие ли­ды.

Репортажная динамичная картина события — как бы сиюми­нутный отклик, сохраняющий взволнованность очевидца. Факт, увиденный как происшествие — в движении, красках, звуках, очень привлекателен для аудитории. Во-первых, потому, что он по-особому достоверен, поскольку уточняет этапы действия, ею ритм. А во-вторых, потому, что этот способ отклика на событие дня вовлекает читателя в сопереживание и соучастие.

Литературная форма репортажа «размывает стену» между прес­сой дела и прессой развлечений. В современной прессе репортаж встречается часто. Перед читателем наглядно предстают экстре­мальные ситуации, бедствия, катастрофы, пик спортивных состяза­ний; свидетельства мужественных поступков и свидетельства обвинения, добытые во время «командировок на войну», потому что репортаж заостряет и наглядно укрупняет события; хроника происшествий (Дом переехал...), потому что репортаж разворачи­вает события во времени; любопытные очерки будней, потому что репортер «работает через деталь»; рассказы об открытиях и подво­дящие к проблеме наблюдения, потому что тут уместна репортажная поэтапность, постепенность знакомства с новым, и еще многое другое — просто потому, что так интереснее...

При помощи репортажа можно:

• усилить конфликтность действия, привнести конфликт в изображение какой-то ситуации. (Например, показать во­робья, влетевшего в окно во время скучного собрания);

• «инсценировать» любое противостояние;

• воссоздать ритм и «дыхание» любого происшествия (и соответственно, вызвать у читателя определенную гамму чувств: в «мажоре» или в «миноре»);

• наглядно объяснить («показать на пальцах», обучая или утоляя любопытство)..

Репортажи используют журналисты разных тем и направле­ний, поскольку возможности такой литературной работы, ее во? действия на читателей разнообразны: позабавить, развлечь. воодушевить, стимулировать интерес, взволновать...

Средствами репортажа проясняют непонятное в научно-попу­лярном тексте, передают радость преодоления препятствий, подчеркивают драматизм событий. (Так, читая репортаж, мы уви­дели на месте преступления, где был застрелен в упор премьер-ми­нистр Израиля, окровавленные листочки, выпавшие из его кармана, с текстом песни о мире, которую минуту назад пела вся площадь...).

Репортаж может многое. Но при условии, что в нем будут спле­тены впечатления, наблюдения и воссозданные эпизоды так, чтобы ощущался неповторимый ритм, неповторимая атмосфера не оста­новленного «кусочка жизни», а фрагмента живого движения.

Работая над репортажем, важно:

• показывать людей, их поступки и позволять им гово­рить;

• позаботиться о «подтексте» (эмоциональных оценках);

• инсценировать событие, подобно пьесе, насыщая диало­гами;

• поддерживать движение, не прерывая его;

• нарисовать картинку в воображении читателя. Современные репортеры все шире и профессиональнее исполь­зуют зарисовки и репортажи для колоритной, детализированной и впечатляющей подачи важных новостей. Сообщения репортеров помогают ориентироваться в сегодняшнем дне: новости радуют, настораживают, предостерегают. И кроме того, дают остроту со­переживания современности, создавая ее эмоциональный фон.

Контрольные вопросы

1. Что такое тема репортажа?

2. Чем отличается репортажный стиль от иных способов из­ложения?

3. Как можно «организовать ритм» в репортерском сообще­нии?

4. Расскажите о назначении реплик в структуре репортажа. Приведите примеры их удачного использования.

5. Какие «роли» могут быть у людей в репортажном действии?

6. Расскажите об «эмоциональных оценках» и метафорах ре­портажа.

7. Что такое «наблюдение за наблюдателем»?

8. Как в репортаже проявляется авторское «я»?

9. Что может репортаж?

Упражнения

1. Предложите несколько способов, как можно передать в ре­портаже замедленный ритм и бодрый ритм марша.

2. В репортаже «командировка на войну», взятом из текущей прессы, подчеркните детали, создающие «эффект соучастия», и сюжетные эпизоды, в которых принимает участие автор.

3. Напишите фрагмент предполагаемого репортерского сооб­щения «Машина несется в пруд» — о самоотверженном поступке водителя, резко свернувшего с трассы, чтобы не задавить ребенка.

4. Подготовьте два фрагмента репортажного наблюдения: «за­медление движения» и «убыстрение ритма». (Например, прибытие и отправление поезда метро).

5. Напишите репортаж, зафиксировав и обработав реплики. (Например: «митинг», «нервная очередь»).

6. Подготовьте фрагмент репортажа, используя метод «маски».

IV. ИНТЕРВЬЮ

Ключевые понятия:

• источник,

• блиц-интервью,

• вопрос с «закрытым концом»,

• «воронка»,

• «опрокинутая воронка»,

• «накат» вопросов,

• личный вопрос,

• вопрос «в досыл»

Цели и формы работы интервьюера многообразны: блиц-интервью, беседа, полемика, портрет и т. д., как многообразны и объекты его внимания («очевидец», «эксперт», «звезда», «ин­тересный собеседник»...). Во всех случаях успех или неуспех работы связаны с качеством подготовки (тематической и пси­хологической), с умением продумывать вопросы, профессио­нально точно вести интервью. Творческое состояние — состояние взаимодействия с другим человеком, который стано­вится «источником» (сведений или идей).

ВАРИАНТЫ ОБЩЕНИЯ И МОДЕЛИ ИНТЕРВЬЮ

Репортеры сетуют: мы плохо пользуемся возможностями ин­тервью, вопросы наши способны усыпить не только читателя, но и интервьюируемого... Подготовка системы вопросов позволяет журналисту видеть тему в разветвлениях, проблемных узлах, по­могая «понимать ответы», узнавать в словах собеседника намечен­ные точки разговора. Изучается предварительно (насколько возможно) и личность будущего собеседника — надо быть уве­ренным в правильности предполагаемого тона и манеры общения. Намечаются вопросы для создания определенной атмосферы бе­седы (например, эпатирующий вопрос, «примиряющий» вопрос, вопросы «поддержки и одобрения» и другие). Важно особо про­думать вопросы, заведомо «неудобные» будущему собеседнику. Вопросник — не жесткий план, от которого нельзя будет укло­ниться, он нужен для самоконтроля и проверки возможностей общения в прихотливом течении беседы.

Журналист, по необходимости, использует вопросы двух типов: вопросы с завершенным («закрытым») концом, с при­целом на быстрый и точный ответ, на «точку» в споре; и вопросы с незавершенным («открытым») концом, которые дают возможность собеседнику размышлять. Выбор зависит от пред­мета и обстановки беседы, реакции партнера. Соответственно, есть две модели интервью.

Первая — начинать с вопросов с открытым концом, что обеспечивает спокойное течение беседы вплоть до кульминации или заключительной части, когда их сменяют вопросы с за­крытым концом (интервью-«воронка»). Эту модель используют для «портретов», интервью, сосредоточенных на проблеме, ин­тервью с экспертами.

Вторая модель предлагает сразу ключевые вопросы в жест­ком варианте — вопросы с закрытым концом, преимуществен­но их и использует, лишь изредка перемежая мягкими вопро­сами с открытым концом («опрокинутая воронка»). Эта модель употребляется в общении с политиками и «звездами» и в форме «блиц».

Интервью — событие, которое журналист «сочинил» сам. (Со­ставил «сценарий», придумал канву основных «реплик» и ходы для самовыражения партнера и собственной импровизации). Глав­ная сложность — в хороших, точных переходах от одной темы к другой; непрерывном, без провалов, течении беседы. Интервью по телефону нежелательны (особенно, если источник — нервный человек), к ним прибегают лишь для оперативного отклика, когда эксперт вне досягаемости (за городом, за океаном...) или когда человек хорошо знаком, его характер, стиль общения достаточно изучены.

Главная задача интервьюера — предоставить возможность со­беседнику высказаться, что предполагает профессиональные усилия по стимулированию этого высказывания, изобретение все новых способов поддержки собеседника, направленной на рождение его «золотого слова». (На практике, однако, не редкость совершенно неадекватная такой цели манера поведения журналистов).





Дата публикования: 2015-11-01; Прочитано: 1540 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.01 с)...