![]() |
Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | |
|
Краткая новость — лаконичное, завершенное сообщение о событиях, интересных читателю и характерных для современного состояния общества, для текущей минуты. Оперативный и информационный поводы тут объединены с содержанием, органично входят в него.
История складывания этой литературной формы связана со становлением информационных агентств (середина —конец XIX века);
краткая новость была их основной продукцией, формировались требования к ней как к товару: оперативность, краткость и компактность.
Позднее краткая новость получила дополнительное качество:
стала подчеркиваться точность в передаче реальных событий. Репортерская работа приравнивалась к фотографированию действительности. к моментальным снимкам, ценность которых — в беспристрастном холодном отражении фактов.
Речь, однако, шла лишь о «приемлемой правдивости» — тишком много погрешностей, могущих исказить существо факта:
и фрагментарность, которая никогда не была спутницей объективности, и критерий отбора, по которому одни факты освещаются, а другие нет, тенденциозность при отборе, и, главное, факт изображенный — всегда творчески интерпретирован...
Стиль краткой новости варьируется. Он может быть деловым, сенсационным, «телеграфным», наглядным, популярным: разными способами выделяется и подчеркивается главное: новость — то, что реально и недавно произошло, и что интересно всем.
В журналистской практике различаются «жесткое», оперативное, и «мягкое» информирование. Краткая новость может подаваться в хроникальном, «крепко скрученном» варианте, оперативно излагая суть происшедшего, а может и в варианте «мягком», когда оперативность ослаблена', зато введен момент интриги, используется деталь.
Две эти основные формы краткого новостного сообщения по-разному используют факт-материал, у них разный стиль, разное соотношение основных и вспомогательных сведений о событии, для каждой из них рекомендуются определенные композиционные структуры.
Любое сообщение начинается с Захода, затем следует основная часть. Наиболее ответственным считается первый абзац или самое начало—«лид», «ведущая частью. Именно он вовлекает в чтение, создавая впечатление неотложности и возбуждая интерес. Он призван высветить наиболее важный элемент сообщения или установить тон повествования. Варианты лидов для Краткой новости различаются в зависимости оттого, «жесткая» или «мягкая» избрана форма.
В жестком варианте подчеркнуто оперативно подается важное событие, или сенсация; эта литературная форма, спрессовывая новость, делает ее предельно целеустремленной.
В мягком варианте краткого сообщения, оперативно ослабленном, важен момент интриги, «игры с новостью», особый тон повествования; часто переключение внимания с итога на деталь.
Краткое сообщение может быть четко монотемным, но может заострять внимание на нескольких (обычно двух сразу) моментах происшествия, одинаково важных. Поэтому различаются структуры «одноэлементные» и усложненные (они называются: «сообщение двух элементов», «составное сообщение») — из-за необходимости сплетать две или более новости.
Заметнее всего на первых полосах газет в экстренных выпусках новостей их сжатый, спрессованный вариант —так называемая «жесткая новость», оперативная хроника. Она концентрирует в себе суть масштабного события или происшествия повышенного интереса. Ударная фраза сообщения—лид—нередко выделяется шрифтом.
По преимуществу это сообщения по горячим следам происшествия, или хроника сигнального типа, за которой впоследствии идут развернутые репортерские и аналитические материалы (эффект «брошенного камня» и «кругов по воде»). Но есть и другой вариант — так называемые «новости на завтра», они предваряют событие, рассказывают об ожидаемом (например, о месте и времени проведения Олимпиады, о предстоящих гастролях и т. п.).
Из всех литературных форм, в какие облекается журналистское выступление, жесткая новость меньше всего похожа на «форму», на «произведение» — настолько она кажется идентичной реальному факту, слепком с действительности. Тут, казалось бы, нет никаких авторских ухищрений и просто излагается, что именно произошло. Однако это не так. Жесткая форма, «только фиксирующая» факт, как и всякая другая литературная форма, устоявшаяся со временем, чем-то удобна для определенных журналистских задач. Это материал, нацеленный на мгновенное проникновение, ему свойственна энергия напора.
Задача журналиста — представить новость «ударной» и понятной. Для этого он отсекает все лишнее. Очевидно, что определения «лишнее» — «не лишнее» целиком зависят от журналиста; эта форма, помимо прочего, дает возможность скрывать детали и значимые подробности. Например, сообщение о том, что страна отказалась участвовать в международной экологической конференции, может выглядеть «отрицательным» фактом. Но если прояснить подоплеку, выяснится, что это политический демарш (не было приглашено одно из государств, и отказ другой страны стал демонстрацией солидарности).
Жесткая новость не гарантирует полной объективности (более того, всегда можно ждать искажения факта при «отсечении лишнего», намеренного использования лаконизма для отсечения неугодного в факте). Есть, однако, допустимый уровень правдивости и объективности. И есть гаранты такой относительной объективности, того, что при «обстругивании» факта не будет убрано самое главное.
Эти гаранты связаны со структурой сообщения, с необходимостью дать ответ на главные вопросы. Успех или неуспех жесткой новости обычно связывают с эффектом зачина.
Дата публикования: 2015-11-01; Прочитано: 783 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!