Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Социальная реальность



2 уровня социальной реальности: уровня индивидуальностей и уровня общностей. Первый представляют отдельные люди или члены конкретных коллективов (групп, ассоциаций, общностей, движений и т.д.)) второй - абстрактные социальные целостности надындивидуального типа, представляющие своеобразную, специфическую социальную реальность (общества, культуры, цивилизации, общественно-экономические формации, социальные системы и т.д.)- Социальные целостности интерпретируются не как простые совокупности или метафизические сущности, а как структуры; социальные индивиды также рассматриваются не как пассивные объекты или полностью автономные субъекты, а как деятели, ограниченные в своей деятельности. Это - первое различие.

Второе различие связанно с двумя способами существования социальной реальности - в качестве потенциальной возможности и в действительности. Под первым мы имеем в виду внутренние тенденции, семена или зародыши будущего, способности, возможности, "силы" и т.д.; под вторым - процессы, трансформации, развитие, поведение, деятельность и т.д.

Каждый из названных способов может быть обнаружен в основных компонентах социального мира. Структуры могут рассматриваться как потенциальные возможности, раскрывающиеся в деятельности; деятели (агенты, субъекты) - как потенциальные возможности, реализующиеся в действии. Таким образом, соединяя ("скрещивая") обе дихотомии (уровней и способов), мы получаем четыре категории, составляющие четыре краеугольных камня в нашей модели: структуры, деятели (агенты), деятельность, действия.

Социальная реальность есть конечный конструкт социальной жизни. Реальной социальностью, по П. Штомпке, является ее «индивидуально—структурное социальное поле».

Интегральная социология П.Сорокина.

Биографическая справка. Питири́м Алекса́ндрович Соро́кин (23 января 1889, село Турья, Яренский уезд, Вологодская губерния, Российская империя — 10 февраля 1968, Винчестер, Массачусетс, США) — российско-американский социолог и культуролог. Один из основоположников теорий социальной стратификации и социальной мобильности.

Труды:

Сорокин П. Преступление и кара, подвиг и награда. Социологический этюд об основных формах общественного поведения и морали. - СПб., 1914.

Сорокин П. Система социологии. Т.1-2. - Пг., 1920.

Сорокин П. А. Социальная и культурная динамика. Главный труд Сорокина в четырех томах в 1937—1941 гг. Приобрел славу классического труда в области социологии и культурологии.

Сорокин П. А. Социология революции. — М.: Территория будущего, РОССПЭН, 2005.

Сорокин П. А. Социальная мобильность / Пер. с англ. М. В. Соколовой. — Москва: Academia, LVS, 2005.

Сорокин П. А. Элементарный учебник общей теории права в связи с теорией государства. - СПб.: Изд-во С.-Петерб.ун-та, 2009.

Сорокин П. А. Социологические теории современности. – М., 1992.

Интегральная философия рассматривает всю действительность как бесконечное Х бесконечных качеств и количеств. П. Сорокин выделяет некую действительность, наивысшей точкой которой является Бесконечное (неопределенное) Творческое X, которое проходит через весь человеческий разум. В своей неистощимой полноте вся действительность не доступна для конечного человеческого ума.

Социолог выделяет три формы дифференциации и затем дает им краткую характеристику.

1) эмпирически-чувственная;

2) рационально-умственная;

3) сверхчувственно - сверхрациональная.

Эмпирический аспект всеобщей реальности постигается нами с помощью наших органов чувств и инструментов их дополняющих: микроскопа, телескопа и т.д. Наука занимается главным образом (хотя и не исключительно) познанием этого чувственного аспекта.

Рациональный аспект действительности постигается главным образом нашим разумом.

Сверхрациональный и сверхчувственный аспект дан лишь посредством поистине творческой сверхчувственной и сверхрациональной интуиции.

Истина, полученная с помощью интегрального использования всех трех каналов познания чувств, разума и интуиции это более полная и более ценная истина, нежели та, которая получена через один из этих каналов.

Человек также постигается как удивительное интегральное существо. Он представляет собой не только эмпирический организм вида homo sapiens, и не только рационального мыслителя и деятеля, кроме того он является также сверхчувственным и сверхрациональным существом, активным участником высшего творческого Х всей вселенной. Человек стал одним из творческих центров всей действительности.

В настоящий исторический момент первостепенной потребностью человечества является увеличение неэгоистической творческой любви (добра) в суперорганическом мире. Человечество может выжить, если на протяжении следующих нескольких десятилетий не будут созданы новые шедевры красоты и не будет сделано новых важных открытий. Деморализация и ее губительные последствия могут быть остановлены лишь посредством увеличения производства и аккумуляции неэгоистической любви к человеку и человечеству.

Первостепенная задача человечества- увеличение неэгоистической творческой любви. Если эта задача будет успешно решена, тогда станет возможным преодоление чрезвычайно опасного кризиса нашего века[33].

Социальная мобильность - явление перемещения индивида внутри социального пространства. В связи с этим представляется необходимым очень точно обрисовать суть того, что я подразумеваю под социальным пространством и его производными. Во-первых, социальное пространство в корне отличается от пространства геометрического. Люди, находящиеся вблизи друг от друга в геометрическом пространстве (например, король и его слуга, хозяин и раб), в социальном пространстве отделены громадной дистанцией. И наоборот, люди, находящиеся очень далеко друг от друга в геометрическом пространстве (например, два брата или епископы, исповедующие одну религию, или же два генерала одного звания и из одной армии, один из которых в Америке, а другой — в Китае), могут быть очень близки социально[34]. Социальное пространство есть некая вселенная, состоящая из народонаселения земли. Она может находиться только в геометрическом, но не в социальном пространстве. Соответственно, определить положение человека или какого-либо социального явления в социальном пространстве означает определить его (их) отношение к другим людям и другим социальным явлениям, взятым за такие "точки отсчета". Социальная практика уже выработала другой, более надежный и простой метод, сходный с системой координат, используемый для определения геометрического положения объекта в геометрическом пространстве. Составные части данного метода таковы: 1) указание отношений человека к определенным группам; 2) отношение этих групп друг к другу внутри популяции; 3) отношение данной популяции к другим популяциям, входящим в человечество.

Дабы определить социальное положение человека, необходимо знать его семейное положение, гражданство, национальность, отношение к религии, профессию, принадлежность к политическим партиям, экономический статус, его происхождение и т. д. Только так можно точно определить его социальное положение.

1) социальное пространство — это народонаселение Земли; 2) социальное положение — это совокупность его связей со всеми группами населения, внутри каждой из этих групп, то есть с ее членами; 3) положение человека в социальной вселенной определяется путем установления этих связей; 4) совокупность таких групп, а также совокупность положений внутри каждой их них составляют систему социальных координат, позволяющую определить социальное положение любого индивида.

Социальная стратификация - это дифференциация некой данной совокупности людей (населения) на классы в иерархическом ранге. Она находит выражение в существовании высших и низших слоев. Ее основа и сущность — в неравномерном распределении прав и привилегий, ответственности и обязанности, наличии или отсутствии социальных ценностей, власти и влияния среди членов того или иного сообщества.

Говоря об экономическом статусе некой группы, следует выделить два основных типа флуктуации. Первый относится к экономическому падению или подъему группы; второй — к росту или сокращению экономической стратификации внутри самой группы. Первое явление- выражается в экономическом обогащении или обеднении социальных групп в целом; второе выражено в изменении экономического профиля группы или в увеличении — уменьшении высоты, так сказать, крутизны, экономической пирамиды. Соответственно существуют следующие два типа флуктуации экономического статуса общества:

I. Флуктуация экономического статуса группы как единого целого:

а) возрастание экономического благосостояния;

б) уменьшение последнего.

II. Флуктуации высоты и профиля экономической стратификации

внутри общества:

а) возвышение экономической пирамиды;

б) уплощение экономической пирамиды.

Для обоснования теорем флуктуаций культур и природы кризиса Сорокин использовал весьма сложный теоретико-методологический инструментарий, предполагавший интегральное применение ряда принципов, среди которых следующие: учет как больших, так и малых флуктуаций идеациональной и чувственной культуры; долговременных и краткосрочных волн; разнообразия моделей флуктуации: «В некоторых случаях флуктуация происходит резко; в других – и это более распространенная модель – волны подъема и упадка носят относительно спокойный характер, но даже в этих случаях наблюдается значительное разнообразие»; признание отсутствия устойчивой линейной тенденции и механистической периодичности; разнообразия ритмов и «тактов»: множество разнообразных фаз, ритмов и тактов в каждой волне «подтверждает тезис о “творчески беспорядочном» характере исторического процесса. Необходимо также учитывать чередования периодов усложнения – дифференциации и упрощения – унификации, имманентную саморегуляцию. Особо Сорокин подчеркивает значимость детерминистской и неодетерминистской причинности, обосновывая ряд принципов. Среди них: 1. Принцип имманентного порождения последствий. «Любая социокультурная система, – пишет П. Сорокин, пока она существует и функционирует, беспрерывно порождает последствия, которые являются результатами не внешних факторов, а существования и жизнедеятельности самой системы… Одной из специфических форм этого имманентного порождения последствий является непрерывное изменение самой системы, происходящее благодаря ее существованию и активности»[35]. 2. Принцип имманентного самоопределения системой своей собственной судьбы: «Как только социокультурная система появляется на свет, ее неотъемлемый и «привычный» способ существования, формы, стадии, жизненная активность или судьба обусловлены главным образом самой системой, присущим ей характером и совокупностью ее свойств»[36]. 3. Имманентная самодетерминация как синтез детерминизма и индетерминизма: «Детерминизм системы превращается в ее самодетерминацию. Самодетерминация – это синоним свободы»[37].

С точки зрения Сорокина, предметом социологии выступает межчеловеческое взаимодействие, отличное от взаимодействия в неорганической и органической природе.

Вся социология делится автором на теоретическую и практическую. Теоретическая социология распадается на 3 основных отдела:

1) «… на социальную аналитику (или социальную анатомию и морфологию), изучающую строение населения». Она делится на 2 подотдела: социальную аналитику, изучающую строение простейшего социального явления и социальную аналитику, изучающую строение сложных социальных единств, образованных путем той или иной комбинации простейших социальных явлений. «Таким образом, социальная аналитика есть учение о социальных явлениях, рассматриваемых, во-первых, статистически,… во-вторых, изучаемых … с точки зрения их строения»[38].

2) «…на социальную механику, изучающую социальные силы и социальные процессы». Она делится на 3 части:

«…1 часть: учение о раздражителях человеческого поведения и факторах социальных процессов…

2 часть… ставит задачей изучение не сил, а процессов, совершающихся в среде данного населения… здесь изучаются все важнейшие «физиологические процессы, данные в среде любой социальной группы…

3 часть…изучает механику социальных процессов на анализе судеб личности с момента ее появления и до момента ее смерти…

2) … на социальную генетику, или теорию эволюции общественной жизни и отдельных ее сторон, исследующую законы развития последних явлений «… ее можно иначе назвать теорией социальной эволюции (в отличие от оценочной теории прогресса)

Человек, по Сорокину также постигается как «чудесное интегральное существо»: «Он является не только животным организмом, но также и рационально мыслящим и деятельным…»[39], «…он также является сверхсознательным творцом, который в состоянии контролировать и переступать пределы своих бессознательных и сознательных сил и который фактически делает это в моменты «божественного вдохновения» в наилучшие периоды своего интенсивного творчества»[40].

Социокультурная динамика. Социокультурное изменение представляет собой сложный многоплановый процесс. Оно имеет множество различных аспектов, каждый из которых может стать самостоятельным предметом исследования социальной динамики, и внимание исследователей может быть сосредоточено то на одном, то на другом его аспекте. Общественнонаучная мысль XVIII и XIХ веков была занята большей частью изучением разнообразия линейных тенденций развития, разворачивающихся во времени и в пространстве. Она оперировала главным образом понятием человечества вообще и стремилась отыскать “динамические законы эволюции и прогресса”, определяющие магистральное направление человеческой истории. Сравнительно мало внимания уделялось социокультурным процессам, повторяющимся в пространстве (в разных обществах), во времени или в пространстве и во времени. В противоположность интересу, доминировавшему в XVIII и XIX веках, главный интерес философии общественных и гуманитарных дисциплин в XX веке сместился в сторону изучения социокультурных процессов и связей, остающихся неизменными везде и всегда или повторяющихся во времени и пространстве или во времени и в пространстве ритмов флуктаций, осцилляций, “циклов” и их периодичности[41].

Задача социологии - анализ социальной реальности на основе социокультурного анализа.


Сравнительная характеристика взглядов ученых в рамках объединительной парадигмы

Социолог/ Критерий для сравнения   Э.Гидденс     П.Бурдье     П.Штомпка   П. Сорокин    
объект Изменяющийся мир. «Созданный в процессе индустриализации мир является основным проблемным объектом социологического анализа». Изучение не социальных институтов, а социальных связей, которые складываются между собой социальными агентами по поводу завоевания определенной жизненной позиции Социальная реальность (структура+агенты= единая агентно-структурная реальность): существующая возможность; действительность, которая проявляется в социальных трансформациях и процессах, события – индивидуальные действия, социальные факты и их взаимодействие Область повторяющихся во времени и пространстве социальных явлений
предмет   Рефлективность действия, социальные практики   Структуралистский конструктивизм – объединение общества и действия   Социальные изменения Изучение свойств явлений человеческого взаимодействия
Задачи социологии/социолога     Социология призвана объяснить производство и воспроизводство общества как результат социальных действий. Задача социологии — исследовать полученный в результате баланс между социальным воспроизводством и трансформацией Изучать социальные условия, в котором происходит действие, через функциональные связи в глобальном контексте. Изучая действие агента - изучать исторические условия. Изучать специфику современного мира в сравнении с настоящим.   главная задача социологии состоит, с одной стороны, в том, чтобы выявлять латентные структуры различных социальных миров, оказывающих влияние на индивидов, а с другой - исследовать в рамках герменевтической традиции избирательную способность людей, их предрасположенность к тем или иным действиям в конкретных социальных полях. Изучить габитус агента. Изучить социальный капитал агента и то, как капитал смог способствовать реализации установок личности. Изучить социальное поле, в котором действует агент. Определить характер социальных практик агента, его способность создавать, конструрировать социальные практики или социальные структуры.         анализ социальной реальности на основе социокультурного анализа  
Тип человека Человек – создатель общества Социальные агент – человек, конструирующий социальную реальность под влиянием габитуса Агент – действующий субъект Ведущая роль человека с интегральной сущностью в развитии и воспроизводстве социальной реальности
Ключевые категории Современность, теория структурации, глобальность пространства, абстрактная система, механизмы символических знаков, экспортные системы, <чистая связь>, институциональная рефлексивность, риск, <конец природы>, <свобода от>, <свобода для>, актор, структура и ее дуальность, правила, ресурсы, рутина, агент, рефлексивный мониторинг, рационализация действия, мотивация действия, рутинизация социальных практик.   Габитус, общество, социальные поля, социальный капитал, теорема структуралистского конструктивизма, агент социальных практик, социальные практики Социальные изменения и их причины, принципы поведения индивида Интегральная социология, стратификация, социальная мобильность, флуктуация социокультурных систем
Методы, методология Структуралистский: изучение активно действующего индивида; изучение социальных условий, в которых происходят действия в комплексе, глобально функционально; изучение исторических условий, в которых совершается социальное действие. Антропологический, сравнительно-исторический. Структуралистский конструктивизм. Сравнительно-истрорический.   Сравнительно-исторический, количественные и качественные методы, которые позволяют изучать иррациональные действия людей. Сравнительно-исторический

Список источников и используемой литературы.

1. Бурдье П. Начала

2. Бурдье. П. Практический смысл.

3. Бурдье. П.Социология политики

4. Бурдье. П.Формы капитала. URL http://bourdieu.name/bourdieu-forms-of-capital

5. Гидденс Э. Новые правила социологического метода, 1999.URL http://www.i-u.ru/biblio/archive/giddens_novie/ (дата обращения 13.02.2011)

(дата обращения 17.02.2011)

6. Гидденс Э. социология. 2004г. URL: http://www.i-u.ru/biblio/archive/giddens_sociologija/00.aspx

7. Гидденс Э..Элементы теории структурации. URL http://society.polbu.ru/sociology_hrestomatia/ch03_i.html (обращения 13.02.2011)

8. ГИДДЕНС Э.: СИНТЕЗ ДЕЯТЕЛЬНЫХ АГЕНТОВ И САМООРГАНИЗУЮЩИХСЯ СТРУКТУР // Социология: парадигмы через призму социологического воображения. Кравченко С.А

9. Добреньков В.И., Кравченко А.И. История зарубежной социологии, 2005

10. Зборовский Г.Е, История социологии:учебник/Г.Е,Зборовский.-М.:Гардарики,2007.-С522

11. Зборовский Г.Е, История социологии:учебник/Г.Е,Зборовский.-М.:Гардарики,2007.-С522

12. ИМЕЛЕВ Ю.А., ПОЛЯКОВА. Н.Д. ТЕОРИЯ ОБЩЕСТВА ЭНТОНИ ГИДЕНСА. URL http://club.fom.ru/books/polyakova2.pdf (дата обращения 13.02.2011)

13. Климов И.А. Социологическая концепция Э.Гидденса. URL: http://www.nir.ru/sj/sj/sj1-2-00klim.html (дата обращения 8.03.2011)

14. Сорокин П. Система социологии.

15. Сорокин П. Человек. Цивилизация. Общество. URL http://www.i- u.ru/biblio/archive/sorokin_chelovek/13.aspx

16. Сорокин П..Социокультурная динамика и эволюционизм.

17. Сорокин. П.Главные тенденции нашего времени.

18. Сорокин. П.Моя философия – интегрализм

19. Штомпка П.Социология социальных изменений

20. Э.Гидденс. социология. 2004г. URL http://www.i-u.ru/biblio/archive/giddens_sociologija/00.aspx (дата обращения 17.02.2011)

21. Эл.библиотека РГИУ/URL http://www.i-u.ru/biblio/persons.aspx?id=406 (дата обращения 12.01.2011)


[1] Эл.библиотека РГИУ/URL http://www.i-u.ru/biblio/persons.aspx?id=406 (дата обращения 12.01.2011)

[2]Эл.библиотека РГИУ/URL http://www.i-u.ru/biblio/persons.aspx?id=406 (дата обращения 12.01.2011)

[3] Зборовский Г.Е, История социологии:учебник/Г.Е,Зборовский.-М.:Гардарики,2007.-С522

[4] Э.Гидденс. Элементы теории структурации. URL http://society.polbu.ru/sociology_hrestomatia/ch03_i.html (обращения 13.02.2011)

[5] Л.М. КЕРИМОВА, Т.Х. КЕРИМОВ. ТЕОРИЯ СТРУКТУРАЦИИ Э. ГИДДЕНСА:МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ http://ecsocman.edu.ru/data/882/870/1231/004.KERIMOV.pdf

[6] Э. ГИДДЕНС: СИНТЕЗ ДЕЯТЕЛЬНЫХ АГЕНТОВ И САМООРГАНИЗУЮЩИХСЯ СТРУКТУР// Социология: парадигмы через призму социологического воображения. Кравченко С.А. С257

[7] Э. ГИДДЕНС: СИНТЕЗ ДЕЯТЕЛЬНЫХ АГЕНТОВ И САМООРГАНИЗУЮЩИХСЯ СТРУКТУР// Социология: парадигмы через призму социологического воображения. Кравченко С.А. С258

[8] Гидденс Э. Новые правила социологического метода, 1999.URL http://www.i-u.ru/biblio/archive/giddens_novie/ (дата обращения 13.02.2011)

[9] Зборовский Г.Е, История социологии:учебник/Г.Е,Зборовский.-М.:Гардарики,2007.-С522

[10] Э.Гидденс. социология. 2004г. URL http://www.i-u.ru/biblio/archive/giddens_sociologija/00.aspx (дата обращения 17.02.2011)

[11] Э.Гидденс. Элементы теории структурации. URL http://society.polbu.ru/sociology_hrestomatia/ch03_i.html (обращения 13.02.2011)

[12] КИМЕЛЕВ Ю.А., ПОЛЯКОВА. Н.Д. ТЕОРИЯ ОБЩЕСТВА ЭНТОНИ ГИДЕНСА. URL http://club.fom.ru/books/polyakova2.pdf (дата обращения 13.02.2011)

[13] Э.Гидденс. Элементы теории структурации. URL http://society.polbu.ru/sociology_hrestomatia/ch03_i.html (обращения 13.02.2011)

[14] URL: http://www.nir.ru/sj/sj/sj1-2-00klim.html (дата обращения 8.03.2011)

[15] Э.Гидденс. социология. 2004г. URL http://www.i-u.ru/biblio/archive/giddens_sociologija/00.aspx (дата обращения 17.02.2011)

[16] Э. ГИДДЕНС: СИНТЕЗ ДЕЯТЕЛЬНЫХ АГЕНТОВ И САМООРГАНИЗУЮЩИХСЯ СТРУКТУР// Социология: парадигмы через призму социологического воображения. Кравченко С.А

[17] П.Бурдье. Начала

[18] Кравченко С.А. Социология: парадигмы через призму социологического воображения.

[19] П.Бурдье. Практический смысл

[20] П.Бурдье.Начала

[21] П.Бурдье. Социология политики.

[22] П.Бурдье. Практический смысл

[23] П.Бурдье. Начала

[24] Добреньков В.И., Кравченко А.И. История зарубежной социологии, 2005

[25] П.Бурдье. Формы капитала. URL http://bourdieu.name/bourdieu-forms-of-capital

[26] П.Бурдье. Социология политики.

[27] Кравченко С.А.Социология: парадигмы через призму социологического воображения.

[28] Кравченко С.А. Социология: парадигмы через призму социологического воображения.

[29] П.Штомпка. Социология социальных изменений.

[30] П.Штомпка. Социологи социальных изменений.

[31] П.Штомпка. Социология социальных изменений. С.185-187.

[32] П.Штомпка. Социология социальных изменений.

[33] П.Сорокин. Моя философия-интегрализм.

[34] П.Сорокин. Человек. Цивилизация. Общество. URL http://www.i-u.ru/biblio/archive/sorokin_chelovek/13.aspx

[35] Сорокин П.А. Социальная и культурная динамика

[36] Сорокин П.А. Социальная и культурная динамика

[37] Сорокин П.А. Социальная и культурная динамика

[38] П.Сорокин. Система социологии.

[39] П.Сорокин. Главные тенденции нашего времени.

[40] П.Сорокин. Моя философия-интегрализм.

[41] П.Сорокин. Социокультурная динамика и эволюционизм.





Дата публикования: 2015-11-01; Прочитано: 622 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.025 с)...