Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Творчество Дж. Оруэлла. Антиутопия в творчестве Джорджа Оруэла



Настоящее имя Эрик Блейер. 1903-1950гг. Он предпочел взять псевдоним, больше соответствующий имени какого-нибудь рабочего.\

Оруэл стал одним из немногих писателей, кто в мировой литературе развивал жанр антиутопии. В его творческом наследии два произведения, которые могут претендовать на антиутопию: «Скотный двор» и р-н «1984». Роман, который являет собой антиутопию «в чистом виде».

Творчество Оруэла представляет английскую лит-ру. Он пришел в творчество через журналистику. Он работал не только в печатных СМИ, но и был одним из первых журналистов, которые решились вести радиоэфир. Это выработал у него особую технику письма, когда художественная речь тяготеет к документальности.

Оруэл рассматривает феномен тоталитарного гос-ва как некое социальное заболевание. Общество нездорово. Бацилла тоталитаризма прежде всего убивает клетку этого общества – личность, укрепляя идеологию и власть. Для Оруэла совершенно очевидно, что в любом своем проявлении тоталитарная власть – это пагубное для обещественного прогресса явление.

В р-не «1984» действие отнесено в соответствующий год. Место действия абсолютизировано. Это некая Океания. Там нет как такового одного гос-ва или национальности. Это мировое общество. Очень рационально устроено, общество тотального контроля под постоянным надзором «старшего брата» (большого брата). Сам Оруэл признавал, что он думал придать черты Сталина этому старшему брату. Власть основана на страхе, на тотальном контроле. Режим, который поддерживали соглядатаи. Это общество не неспособно к творчеству, считал Оруэл, оно не способно к созиданию, работает на самоуничтожение. Никаких ценностей кроме страха рабства нет.

Трагическая антиутопия восходит к произведению Замятина «Мы» и к антиутопии Олдеса Хаксли «О, прекрасный новый мир!».

Р-н Оруэла «1984» был написан в 1949году, после 2й Мировой войны. Это было время, когда мир разделился на две политические системы. Противостояние между этими системами к концу 40-х годов обострилось. В это время выходит роман «1984», который демонстрирует отношение Оруэла к тоталитаризму. В этом романе нет такого сарказма и иронии, как в «скотном дворе». Это роман был задуман как роман-трагедия.

Мир разделен на сектора. Океания – самый могуществ сектор. Город, похожий на Лондон. ГГ – Уинстон Смит, ч-к «средних лет», кот-й вступил в пору кризиса зрелого возраста. Очень цепким умом обладающий и довольно независимый, однако не отличается какими-либо внешними героическими портретными данными. Низок ростом, щупловат и немного болезнен.

Действие начинается с того, что он собирается вести дневник. Покупает в лавке солидную тетрадь. И понимает, что за это может поплатиться. Государство очень строго относится к проявлениям свободомыслия и выносят суровый приговор, вплоть до смертной казни. ГГ живет в маленькой каморке, больше напоминающей нежилое помещение. Это подчеркивает, что такое государство не для жизни.

В этом помещении в стену вмонтирован Экран. С одной стороны, через него власть может обратиться к своим согражданам, а с другой – контролирует. И получается, что каждую секунду ч-к находится под пристальным наблюдением. В стране очень своеобразная наглядная агитация. Символом власти становится огромные рекламные плакаты, на котором изображено волевое лицо ч-ка и подпись «Большой Брат видит все!». (Старший Брат смотрит на тебя). От этого назойливого ощущения постоянного наблюдения избавиться невозможно. Уинстон долго колебался, стоит ли ему придавать бумаге свои размышления. Он решается. Уинстон ч-к рефлексирующий и тяготится самой общественной ситуации, считая, что государство подавляет устремления личности, что решения, которые власть принимает сомнительные. Хоть и с осторожностью, но высказывает критические мысли. Власть вызывает у него совершенно неприязненные отношения. Сама противоречивость власти проявляется в абсурдных лозунгах, которые расклеены на всех архитектурных сооружениях. Лозунги типа «Мир – это война!», «Свобода – есть рабство!» и т.п. Таких вот мыслящих людей, подобных Уинстону, в государстве совсем немного потому, что государство изначально стремится подавить способность людей думать самостоятельно. Сама способность мыслить – преступна. Все общество основано на тотальной слежке, тем самым культивируется практика доносительства. Уинстон понимает, что он становится уязвим. Мыслями своими он поделиться не может. Служит он в заведении, которое выполняет функции близкие к цензурным. Его ведомство отслеживает печатную продукцию на предмет лояльности по отношению к власти и ее декларациям. Уинстон видит, как рьяно его сослуживцы производят такие «чистки» печатных изданий. Уинстон тем не менее придает бумаге свои размышления по поводу службы. Он понимает, что решается на государственную измену, совершая выбор, который восстановит против него и власть и общество в целом, если его дневник станет достоянием общественности или власти. Периодически в государстве устраиваются показательные расправы. Это обязательный инструмент устрашения. Когда публично подвергаются остракизму те, кто заподозрен в государственной измене. И однажды герой становится очевидцем такой акции, когда общественной анафеме придается некто Гольштейн. Это бывший партийный функционер, который некогда был у руля власти, но потом дискредитировал себя и при странных обстоятельствах канул в небытие. Смит пытается осознать, что произошло. Каждый из его коллег должен высказать свое отношение к личности Гольштейна, тем самым показать свою послушность власти. Гольштейна обвиняют и подозревают в заговоре против власти. Эьто очень выгодно для Большого Брата, т.к. под эту тему можно вводить все новые слежки и репрессии. Кто-то говорит, что Гольштейн уехал за границу, толи организовал подпольное «тайное братство». Смит вспоминает как на вот этом собрании присутствовал в качестве сог7лядатая некто О’Брайен. Ч-к, который явно д.б. отслеживать реакцию всех присутствовавших на собрании. У него брутальная внешность, но при э том вкрадчивая линия поведения. Особое внимание О’Брайен уделял Смиту. С одной стороны он кивает, когда выступают с обличительными речами, а с другой – он словно провоцирует Смита на откровенность. Вместе с тем, на Смита обращает внимание одна из выступавших. Она работиает в соседнем отделе, курирует литературу. Она тоже наблюдает за Смитом, который не может понять, кто из них более опасен. Отношение Уинстона к тому, что он увидел двойственное. Он отправляется бродить по городу. Ноги его приводят к той лавке, где он купил тетрадь. Хозяин приглашает его войти в комнату, в которой нет экрана. Это как окно в прошлое. Уинстон понимает, что это для него возможная лазейка, через которую можно «глотнуть свободы». Как только он покидает лавку, его арестовывают. Он получает он той барышни записки с признанием в любви. И его препровождают в место, которое называется Министерством Любви. Речь идет о любви к партии, к власти. Он попадает туда по доносу и арестовывает его Полиция Мыслей. Он практически постоянно нахордится на допросе. Он ни секунды не может остаться наедине с самим собой. Он в комнате, в которой не выключается свет. Допросы двух типов: на одних его просто бьют, заставляя признаться в том, чего не совершал; другие – это «промывание мозгов», идеологическая переделка. Они как раз доставляют ГГ наибольшую пытку. Появляется тот самый О’Брайен. Причем его появление удивило Смита. Он доверительно сообщает Уинстону, что он здесь находится, чтобы стать другим ч-ком. Их цель – научить его любить Большого Брата. Им нужно добиться того, чтобы он не делал над собой усилие, чтобы покориться власти, а чтобы он по сути своей стал мыслить так, как мыслит большинство. Последний этап его пыток – это когда его обездвиживают, поместив в специальное устройство, отчего он испытывает нестерпимую боль. Ему показывают клетку с голодными крысами. ГГ понимает, что если она не возлюбит Большого Брата, то его скормят этим тварям. Он понимает, что должен пожертвовать Джулией (той самой девушкой). Он в этот момент (когда показывают ему крыс) в исступлении кричит: «Джулию. Отдайте Джулию!» Тем самым предавая. Он становится ч-ком массы. Джулию крысам не отдали. Видимо с ней работали так же, как с ним. Он ее увидит через некоторое время. Ему самому будет отвратительно об этом вспоминать, т.к. ему было отвратительно думать о том, что он мог сомневаться в своих чувствах к Большому Брату. Он сломлен и превращается в другого ч-ка. Плакат с изображением Большого Брата. Уинстону кажется, что его глаза смотрят прямо в сердце.

Осн.тема: тема тоталитаризма.

Источник сюжета: События, происходившие в СССР и в Германии, в эпоху, когда к власти пришли фашисты. Личность диктатора – собирательный портрет авторитарных правителей. У Большого Брата усы (Сталин, Гитлер).

Осн. проблема: проблема несвободы.

Оруэл прибегает к приему фантастики. Оруэл предвосхитил многие явления нашей современной жизни.

Р-н построен как история уничтожения инакомыслия. Инакомыслие – проявление иных мыслей, противных государственной идеологии. В Океании индивида превращали частью массы. Перестать быть собой и частью массы, системы.

Смысловая концепция романа заключается в политическом прорицании, предвидении угрозы тоталитарного правления.

Оруэл здесь не показывает окончательного краха технократии, но это становится очевидным, поскольку власть в романе разрушает саму человеческую природу, покушаясь прежде всего на способность ч-ка мыслить, превращая его в «животное». Власть обречена, поскольку человечество рано или поздно придет к пониманию этого. И через ту самую комнату в лавке старьевщика прорвется воздух свободы.

4. Анализ повести Дж. Оруэлла «Скотный двор». Антиутопия – это жанровая форма произведений, появившаяся и сформировавшаяся в 20 веке, т.к. это время «социальных экспериментов». Время, когда произошли две Мировые войны, Революции, потрясшие мир и т.д. Антиутопия – это анти-жанр. По сути это реакция на те или иные события в общественной жизни. Причем реакция крайне негативная. Антиутопия показывает крах утопических иллюзий. Антиутопия – это мир зла. Джордж Оруэл (настоящее имя Эрик Блейер (1903-1950) предпочел взять псевдоним, больше соответствующий имени какого-нибудь рабочего) стал одним из немногих писателей, кто в мировой литературе развивал жанр антиутопии. В его творческом наследии два произведения, которые могут претендовать на антиутопию: «Скотный двор» и р-н «1984». «Скотный двор» (ноябрь 1943 — февраль 1944) считается единственным не автобиографическим произведением Оруэлла, т.к. его персонажи — животные. Но и эта книга выросла из воспоминаний, из наблюдений над жизнью и политической обстановкой в мире. 19 марта 1944 года Оруэлл сообщил Виктору Голланцу, владельцу его авторских прав, что закончил небольшую сказку с политическим содержанием, но тот ее не напечатает: «она антисталинистская». Он не ошибся в Голланце. Но отказывали и другие издатели. Наконец, рукопись была принята фирмой Секкер и Ярбург. Последовал ошеломительный успех, все рецензии были восторженны: «новый Свифт». Род л-ры: эпический. Жанр: повесть (сказка-притча). Особ-сти жанра: социально-политическая, нравственно-психологическая, сатирическая, аллегорическая. Осн тема: тема тоталитаризма. Мотивы соц неравенства, дискриминации, неразумного гос благоустройства, эксплуатации, культа личности, злоупотребление властью, развращение властью. Осн конфликт – между властью и ее жертвами.

«Скотный двор»– о революции, так как восстанию предшествовал довольно продолжительный этап подпольной агитации. Восстание английских скотов показано в развитии, вернее, в деградации: происходит постепенное перерождение демократической революции в диктатуру партийной верхушки. Эксплуатация животных ч-ком сменяется безжалостной эксплуатацией одних скотов другими. В «авангарде» революции выступали свиньи, они и стали избранной кастой. Читатель без труда узнавал в борове по кличке Старый Майор – Ленина, в Снежке – Троцкого, в Наполеоне – Сталина; вожди сменяли друг друга, режим ужесточался, пока не воцарилась полная диктатура свинства.В финале мятежная ферма примиряется с враждебным окружением, то есть с соседскими фермерами. Хозяева-люди и хозяева-свиньи договариваются о принципах мирного сосуществования. Рядовые животные заглядывают в окна дома, где происходит эта историческая встреча, и видят, что их вожди выучились ходить на задних лапах, они хлещут виски, курят сигары, играют в карты и при этом жульничают, как люди… «Животные снаружи переводили взгляд от свиньи к ч-ку, от ч-ка опять к свинье, но кто был кем, различить было уже невозможно» – так оканчивается сказка «Скотный двор».

Свиньи Наполеон. Агрессивный кабан, получивший власть на Скотном дворе после восстания. Он использует репрессии и репрессивный аппарат в лице девяти выращенных им собак для усиления личной власти и подавления инакомыслия, а также для изгнания главного соперника Наполеона, Снежка. После захвата единоличной власти начинает развиваться культ личности Наполеона. Его образ пародирует Иосифа Сталина. Снежок (в других переводах Обвал). Один из лидеров восстания. Описанный с иронией, но и с несомненной симпатией, в отличие от Наполеона, интеллектуал Снежок искренне верит в построение общества равных животных и благодаря своим ораторским и военным способностям пользуется широким доверием. На еженедельных собраниях неизменно спорит с Наполеоном по вопросам ведения хозяйства. Путём коварства Наполеон берёт верх в борьбе со своим противником, и Снежок изгоняется со двора. План Снежка относительно построения ветряной мельницы на ферме, первоначально высмеянный Наполеоном, осуществляется самим новым правителем фермы после изгнания соперника. Снежок является пародией на Льва Троцкого (он, например, был в 1929 году выслан из СССР). Старый Майор (в других переводах Старик Главарь). Пророк революции. Старый Майор является скорее положительным героем, стремящимся добиться устранения эксплуатации и всеобщего равенства. За три дня до смерти он произносит свою речь (а точнее, пересказывает увиденный им сон о справедливом обществе), которая и становится поводом к восстанию против мистера Джонса. Отношение к Старому Майору не лишено иронии: в частности, обыгрывается помещение тела Ленина в Мавзолей — в данном случае это череп Старого Майора, который животные водрузили на возвышение и каждое утро отдавали ему честь, а также пели сочинённый Старым Майором гимн. Визгун (в других переводах Стукач). Ответственная за официальные выступления свинья. Постоянно восхваляя Наполеона и его «мудрейшие» действия, Стукач в своих речах часто противоречит сам себе. Однажды ночью был застигнут животными во время исправления семи заповедей, записанных на стене.

Остальные животные Боксёр (в других переводах Боец,) — упряжная лошадь; самый трудолюбивый житель Скотного двора, упорно работающий и при мистере Джонсе, и после восстания, и при Наполеоне. Наивность Боксера мешает ему осознать свою эксплуатацию остальными существами. Во многом благодаря Боксеру животным удаётся довести строительство мельницы до завершающего этапа, однако стройка окончательно подрывает его силы. Наполеон обещает доверчивому работнику вылечить его в госпитале, однако на деле продаёт своего верного последователя на бойню-мыловарню, а на вырученные деньги покупает себе виски. В любой критической ситуации Боксёр говорит: «Я буду работать ещё больше!». А, после установления власти Наполеона, он выбрал себе второй девиз: «Наполеон всегда прав». Клевер (в других переводах Кашка) — другая упряжная лошадь, лучшая подруга Боксёра. Она медленнее других животных забывала изначальные цели восстания. В отличие от трудяги Боксера, сумевшего выучить только первые четыре буквы алфавита, она выучила весь алфавит. Молли — праздная лошадь, больше всего на свете любящая ленточки, символизирующие роскошь. Вскоре после восстания Молли убегает со Скотного двора и поступает в услужение владельцу соседней фермы. Моисей — говорящий ручной ворон, проповедующий о Леденцовой горе — Рае, в который попадают животные после смерти. Свиньи протестуют против этих верований, и Моисей покидает ферму, однако через некоторое время возвращается Вениамин — старый осёл, скептически относящийся ко всему происходящему, в том числе к революции, но не склонный прямо высказывать своё мнение. В отличие от других животных он хорошо умел читать, и должен был замечать переписывание семи заповедей на стене. Но при просьбе других животных их прочитать, старался отделаться от этой задачи. Вероятно, единственный из героев книги, кто трезво оценивает ситуацию. Овцы — часть населения со слабыми умственными способностями, не способная критически рассматривать события на ферме. Легко манипулируема Наполеоном и Стукачом, потому выполняет любой приказ и поддерживает любые провозглашённые идеи. При малейшем поводе твердили девиз «Четыре ноги — хорошо, две — плохо». Когда свиньи стали ходить на двух ногах, они переучили овец говорить «Четыре ноги — хорошо, две — лучше». Собаки — стражи революции. Пока Снежок рисовал планы построения мельницы, Наполеон воспитывал щенков — стражей революции, послушных только ему. Благодаря им Наполеон захватил и удерживал власть на ферме, проводя время от времени «чистки».

Основной конфликт – к-т между личностью и государством, как и в любой антиутопии. В числе достоинств «Скотного двора» оказываются не только информативность, необычная даже для «взрослых» сказок, но и великолепная манера изложения — отстраненно, но в то же время четко передавая свои эмоции, образно, но при этом с точностью хроникера, Оруэлл раскрывает сюжет перед читателем, близко знакомя его со своими политическими взглядами. Смысловая концепция произведения заключается в политическом прорицании, предвидении угрозы тоталитарного правления.

5.Жанр антиутопии в зарубежной литературе ХХ в. (на примере произведений по выбору студента). Антиутопия – это жанровая форма произведений, появившаяся и сформировавшаяся в 20 веке. Термин связан с «утопией».
Само слово «утопия» в переводе с латыни означает – «место, которого нет».

Утопия зародилась в Эпоху Возрождения. С ней были связаны мысли о гармонично устроенном обществе, справедливо устроенном государстве.

Томас Мор, Рабле и др.

Утопия изображала общество без социальных противоречий. Утопия – это всегда модель общ-ва, кот-я построена на соблюдении этических норм и общественных законов. Ведущими мотивами всегда были:

1. Мотив соц-го равенства.

2. Мотив разумного гос-ного устройства.

3. Мотив материального благополучия.

Отсюда антиутопия переворачивает все мотивы «с ног на голову», показывая крах и невозможность их реализации.

Антиутопия – это анти-жанр. По сути это реакция на те или иные события в общественной жизни. Причем реакция крайне негативная.

Антиутопия показывает крах утопических иллюзий. Антиутопия – это мир зла.

Родился в 20 веке, т.к. это время «социальных экспериментов». Время, когда произошли две Мировые войны, Революции, потрясшие мир и т.д.

Еще одна причина возникновения антиутопии в 20 веке связана с попыткой практической реализации утопии.

Антиутопию рассматривают как жанр, пародирующий утопию. Этот жанр родился из полемики с утопией. И первой такой попыткой стал роман Замятина «Мы». Считается, что с появления этого романа и началось развитие жанра антиутопии.

Хар-ные черты антиутопии:

1. Изображается социальный эксперимент.

2. Жанр тяготеет к аллегории, поэтому произведения напоминают притчу. Отсюда и общий смысл трактуется как предостережение, как пророчество о грозящем крахе социального эксперимента.

3. Время действия – всегда далекое будущее.

4. Псевдокарнавал. В основе лежит не смех, а трагедия. Карнавал – это «опрокинутый мир» (Бахтин). В нем низы становятся верхами. В псевдакарнавале жестко закрепленная социальная иерархия. Регламентированное время изображенное. Уничижение личности (вместо имен – номера или обезличенные прозвища – полное уничтожение индивидуальности). Основа псевдокарнавала – абсолютный страх. Страх лежит в основе поведения героев, главный мотив их поступков. Он может проявлять себя и в благоговении перед властью. Страх проявляется и в самоуничижении героев. Вместе с тем антиутопии присуща своя карнавализация (псевдокарнавализация). Она заключается в нарочитой театрализации действия, когда розыгрыш оборачивается правдой, когда происходит «передергивание» (аттракцион), т.о. власть себя реализует (через аттракцион). Власть по сути своей преступна. Это всегда тоталитарная власть, построенная на репрессиях, на техническом прогрессе (своеобразная технократия). Карнавальный ритуал оборачивается в антиутопии ритуалами, сопровождающими эту власть (казнями, пытками, слежками, террором и т.д.).

5. Мотив несвободы.

6. Основной конфликт – конфликт между личностью и гос-вом. Он возникает, когда ч-к осознает себя личностью и не хочет подчиняться давлению государства.

7. Смысловая концепция антиутопии – предречение краха тоталитаризма.

6.Творчество Дж. Д. Селинджера. Родился в 1919 г. в Нью-Йорке, в семье торговца. Он - участник Второй мировой войны. Первый рассказ опубликован в 1940 г., затем написан цикл романов и повестей, составивших эпическое полотно о семье Гласс. Её представители, сверхчувствительные, легко ранимые люди, живут среди пошлости, страдают от своей беспомощности, ищут забвения и спасения в мире искусства.

В 1951 г. Сэлинджер написал повесть "Над пропастью во ржи". В ней писатель передал моральные искания 16-летнего парня из состоятельной семьи Холдена Колфилда. Он не принимает законов своей семьи, полных застоя и косности; отвергает моральный климат колледжа, откуда его, способного юношу, исключают за неуспеваемость. Холдену неприятна мимикрия директора колледжа, который с малосостоятельными родителями своих учеников здоровается, протягивая "два пальца", с отцами богаче - "полчаса разливается". "Не выношу я этого - злость берёт. Так злюсь, что с ума можно спятить", - говорит герой. Он презирает фарисейство главы похоронного бюро, предлагающего всем молиться и обращаться к Христу, "как к приятелю. Колфилд негодует: " Я чуть не сдох. Воображаю, как этот сукин сын переводит машину на первую скорость, а сам просит Христа послать ему побольше покойничков". Юноша готов бежать из колледжа, из родительского дома хоть в ад: "В общем я рад, что изобрели атомную бомбу. Если когда-нибудь начнётся война, я сяду прямо на эту бомбу. Добровольно сяду, честное благородное слово".

Холден не понимает рассуждений своего лучшего учителя, предостерегающего о бездне, разверзшейся перед молодёжью: "Пропасть, в которую ты летишь, - ужасная пропасть, опасная. Тот, кто в неё падает, никогда не почувствует дна. Он падает, падает без конца. Это бывает с людьми, которые в какой-то момент жизни стали искать, чего им не может дать их привычное окружение". Колфилд - чувствительный юноша, поэтому его цинизм и бузотерство - только способ, с помощью которого он стремится отгородиться от окружающих лицемеров. Он не терпит фальши окружающего общества, тянется к хорошим людям, но не находит их.

В повести поставлена проблема человеческого общения, соотношения индивида и общества, сделана попытка объяснить одиночество хороших людей в обществе. Холден не принимает мир взрослых за его снобизм и фальшь. К чему придёт Холден - неизвестно. Книга заканчивается словами героя: "Знаю только, что мне как-то не хватает тех, о ком я рассказываю".

Сэлинжер обратил внимание читателя на тот возраст ч-ка, в котором отсутствуют компромиссные решения, живут гуманистические идеалы, сохраняются верные оценки духовных качеств общества. Творчество Сэлинджера вызывает постоянную полемику в США. Писателя упрекают за замкнутость персонажей, их отмежевание от общественных проблем, за скепсис и богоискательство. Образ главного героя повести "Над пропастью во ржи" перекликается с образом Николеньки Иртеньева Л.Н. Толстого. Николенька Иртеньев постигает науку, социальных противоречий общества и ищет пути морального самосовершенствования. Главные герои Дж. Д. Сэлинджера и Л.Н. Толстого - представители различных общественных формаций. Они несут на себе отпечатки своей эпохи, классовых позиций и политических взглядов их авторов. Николенька Иртеньев - представитель мыслящего дворянства середины прошлого века; Холден Колфилд - один из представителей, так называемого, "потерянного поколения" 30-50-х гг.ХХ столетия.

7.Творчество Дж. Апдайка.Джона Апдайка (1932–2009) называют последним классиком амер-й л-ры. Он – автор почти 3х десятков романов, сотни рассказов, многочисленных книг стихов и эссеистики. Это один из самых плодовитых послевоенных литераторов, причем количество написанного им никогда не шло в ущерб качеству. Получил множество литературных наград (дважды Пулитцеровскую премию за романы «Кролик разбогател» (1981) и «Кролик успокоился» (1990), дважды был обладателем Национальной премии США в области л-ры National Book Awards). В 1976 году стал членом Американской академии искусств и л-ры, а в 2003-м получил от Белого дома Национальную медаль за гуманитарные заслуги. Последние годы писатель сильно болел, но продолжал активно работать. Один из последних романов писателя – «Террорист» – был написан после того, как Апдайк, навещавший родственников в Нью-Йорке, стал свидетелем событий 11 сентября. В своей книге писатель пытался проанализировать жизнь исламского фундаменталиста в Америке.

Родился Джон Апдайк в семье учителя в штате Пенсильвания, окончил Гарвардский университет (1954), после чего занимался живописью в Оксфорде (Англия). Апдайк принадлежит к тому послевоенному поколению писателей США, которые пришли в литературу, имея университетские дипломы и солидную гуманитарно-филологическую подготовку, что отличало их от знаменитых старших коллег (Хемингуэя, Фолкнера, Стейнбека, Колдуэлла, Райта и др.), может быть, не столь эрудированных, но имевших в молодые годы более богатый жизненный опыт. Для Апдайка характерны высокая литературная техника, стилевое богатство, пристальное внимание к психологии своих героев. Воспоминания о детстве и юности в провинциальном городке навсегда остались в его памяти и отражены в творчестве: безработица отца во время депрессии 30-х годов, разорение фермы родственников матери, лишения военных лет. Главная тема творчества Апдайка – трагедия обыденной жизни рядового американца. Узок круг действующих лиц и их интересов, ничем особенным не привлекают описанные события. Писатель почти не выходит за рамки семейно-бытовых историй и конфликтов. Но о самом обычном говорится как о значимом. Реалистические детали приобретают особый смысл при эстетизации, казалось бы, самого заурядного. Дебютировал очерками, стихами, фельетонами в журнале «Нью-Йоркер» (1955–1957) и сборником новелл «Деревянная курица». Как прозаик обратил на себя внимание романом «Ярмарка в богадельне» (1959), действие в котором происходит в доме престарелых. Его обитатели бунтуют против своего директора, озабоченного социологическими разысканиями. Но по-настоящему Апдайк заявил о себе как оригинальный мастер романом «Кролик, беги» (1960). В нём впервые появился, пожалуй, самый знаменитый персонаж писателя – Гарри Энгстром по прозвищу «Кролик». Позже появились романы «Кролик исцелившийся» (1971) и «Кролик разбогател» (1981), «Кролик успокоился» (1990) в которых отразилась вся жизнь Энгстрома – его работа, брак, любовные связи, маленькие победы и смерть. "Кролик, беги" (1960). Социальный фон в романе - Америка конца 50-х. Это пока еще страна, не знавшая ни сформировавшегося "массового общества", ни бунтующей молодежи. Роман вызвал резкий резонанс. Герой романа - "средний американец", 26-летний Гарри Энгстром по прозвищу Кролик, специалист по рекламе кухонных принадлежностей. Когда-то Кролик был классным спортсменом, "звездой" школьного баскетбола. Теперь подвиги его юности забыты, и он чувствует себя застрявшим на обочине. Кролик - характерный социальный тип, рожденный "напуганными пятидесятыми", - значительное художественное открытие писателя. Отец семейства, Кролик испытывает смутное недовольство своим бытом и иногда отправляется в "бега". Знание цели своих поступков недоступно ему. Его первая вылазка кажется и вовсе иррациональной. В голове у Кролика лишь одно желание - добраться до теплого Мексиканского залива, а там видно будет. Только по возвращении домой в его сознании возникает более или менее определенное объяснение его тяги к "побегам ". Вся прошлая тусклая жизнь благонамеренного обывателя представляется ему суммой примитивных рефлексов, узором, составленным поверхностными царапинами, не проникающими в сущность бытия. Бегство Кролика похоже на движение по кругу без надежды выбраться за барьер, воздвигнутый реальными обстоятельствами. В финале "бунт" героя все же завершается возвращением героя в лоно семьи. Возвращая своего героя к реальности, Апдайк указывает на тщетность романтизированных иллюзий. Апдайк не хочет героя-обывателя. Побег Кролика из дома - протест против того мира, в которой американцы себя втолкали.

Живой интерес у читателей и критики вызвал и самый известный роман автора «Кентавр» (1963), удостоенный Национальной книжной премии. Действие в романе охватывает всего несколько дней в январе 1947 г. Повествование ведется от лица учителя биологии Питера Колдуэлла. Колдуэлл - американский бедняк, страдающий в мире, где хорошо живется только людям цепким и богатым. Очевидно сочувственное отношение автора к своему герою. Своеобразие книги в том, что реально-бытовой план причудливо сосуществует с мифологическим. Продолжая традиции Джойса ("Улисс"), а также тенденции к "мифологизации" в современной литературе (Гарсиа Маркеса, Фриша), Апдайк положил в основу текста античный миф о благородном кентавре, получ-ке-полуконе Хироне. Как известно, Хирон, будучи ранен отравленной стрелой, пожертвовал дарованным ему бессмертием в пользу Прометея. Благодаря мифологическому ключу изображение действительности приобретает под пером автора широкий временной размах и метафорическую глубину. Таким приемом Апдайк, очевидно, стремился подчеркнуть "извечность" нравственно-этических проблем, поднятых в романе, неизменность свойств человеческой природы, противоборства в ней разумного и чувственного начал, добра и зла. И в будничном, и в мифологическом измерениях предстают и учителя, и ученики, и другие обитатели городка Олинджер. Мифологические сюжеты и персонажи не просто заимствованы писателем, а творчески переработаны и осмыслены. Они демонстрируют стремление писателя к воссозданию идеализированного героя, к художественному воплощению человеческой личности, исполненной высшего духовного совершенства.

8.Творчество У. Фолкнера.(амер) 20е гг. - литературная игра. Лит. обращается к себе, как она работает, ее законы. Ф. по своей структуре очень европейский писатель, американский по содержанию. Европейские традиции. Родился на юге США (там люди мыслят, живут иначе). Самообразование. Имел имидж простого американского парня, хотя был очень образован. Война. Школа авиации. => Темы пилота, полета, америк. ковбоя. Очень любил мистифицировать своих читателей. Сборник стих.: «Мраморный фавн» (примерно символизм). Ф. стал воссоздавать окружающий его мир. В Америке не было эпоса. У Андерсона не были выполнены задачи эпоса, а у Ф - да. => первый амер. писатель 20 в. Ф. едет в Париж, рекоменд. письма к г. Стайн (бабушка амер. авангарда) и к Джойсу. Но постеснялся ими пользоваться. Оч. внимательно читал Джойса, хотя утверждал обратное. «Поверженные знамена» - сокращенный вариант «Сарториса». «Шум и ярость» - написан уже так, как он хотел, ни под кого не подстраивался.

Не участвовал в лит. полемике и дискуссиях. Одинокий лит. волк, что не оч. хар-но для той эпохи. «Сарторис» Психологический роман. Прием «точки зрения». Фокализация. Элементы действительности. Рассказчик, взгляд на мир через призму сознания рассказчика. Персонаж - расист, все рассказывается в восприятии персонажа. У Ф нет стороннего взгляда. Взгляд персонажа вовлечен в мир юга. Разные ракурсы, но никогда нет общей картины. История округа «Йокнопатофа». Ф. действ. знает историю «Й». Погружение в ворох разорванных фрагментов/событий. Задача читателя - соединить разрозненные элементы. Та или иная степень понимания писателя/лит-ры. Каждый будет вносить свой смысл, т.к. текст ничему не учит, основн. мысль - отсутствие мысли в произведении. Содержание есть, мысли нет. Ничему не учит, заставляет мыслить. Южный миф: южане-аристократы, свободные от земных забот, знающ., что такое честь и долг. Им противостоят люди севера, кот. хотят заработать побольше денег. Северяне не знают, что такое честь и не живут по понятиям чести. Практицизм. Идея денег, частный интерес сильнее чувства чести. Юг начинает все это перенимать => он обречен. Аристократ - анахронизм. Южная женщина - сама добродетель. Юж. мужчина - внутр. аристократ. Ощущение обреченности. В ром. Ф. все - носители этого сознания. Уровень текста: близок к романтическому тексту (близок такому роду сознания). Ф. воссоздает этот миф, текстовая основа - романт. текст. Игровая лит-ра (рефлексивн. проза). Ф. нас ставит на позицию персонажа, взламывает приемы, показывает, что все условно. Ф. показывает, как пишут и создают мифы. Важны вставные истории:- о Сарторисе и его друге Стюарте (центровая). Стилизация под романтизм, но Ф. показывает не подлинность романт. речи. Огромное кол-во романт. штампов. Реальность - всегда рассказ. кем-то, т.е. обман. Все это попытка внести в свою жизнь какой-то ложн. смысл / пафос, кот. в их жизни нет. - история банки с анчоусами. Эти люди играют со своей жизнью, они ей не дорожат. Искусств. миф и идея обреченности. Героев зовут одинаково, т.к. они решают одни и те же или похожие проблемы. Все поведение Боярда отмечено пафосом обреченности. Смерть Сарторися. Уже не игра, ему страшно. Все что было раньше - игра на публику. Но этого никто, кроме Фолкнера не видит. Все видят героич. смерть С. (своеобразный «прокол» Ф). Дж. Сарторис - не утверждение, а отречение себя (воздушный шар). Искренность без фальши - упрек южному мифу. Ф - повествователь, плохой картограф. Обнажает приемы св. письма, дистанцируется. Явление «торчащих швов ». «Шум и ярость» Пишет роман, не оглядываясь на читателя. Семейство Компсонов из Пакнопатофа. Причины, следствия события, но само событие не упоминается. Но роман структурирован. Решает разные проблемы. 4 повествователя (3 брата + негритянка) => 4 т.зр. Нет автора (в модернист. произв. автор мертв). Тут нет даже стороннего взгляда. 4 разных стиля и языка. Все эти стили обнажаются. Эпиграф - монолог Макбета: «Жизнь - история полная шума и ярости, рассказанная идиотом». (Жизнь - хаос). Реализация (обнажение) метафоры = составленные метафоры мы воспринимаем как нечто реальное. 1я часть романа расс. идиот - Бэнджи, мы его видим только в конце (образ). Кэди - сестра этих 4х братьев, ее соблазняют и бросают. Братья обсуждают это событие, кот. опр. всю их жизнь, структ. всю их речь. Бэнджи - идиот; не выст. линию. Он видит, воспринимает мир, но не понимает его. Чередование разных эпизодов в произв. Когда Б 33, ей 5 лет. Ощущение изъятия из истории. Отношение к языку: слова - прямые значения чувств. Нереальная речь. Ее не существует. Яз. без смысла. Некая утопия. Я-к, в кот. нет концепции. Я-к непонимания. Б. думает о К., сестре, кот. уехала. Ему плохо и он не может понять «почему?». Б. живет настоящим и уход сестры для него вечная трагедия. Символика: в конце романа - нарцисс, замкнут сам на себе. Квентин - оч. умный. Расс. о причинах, последствиях того, что произошло с сестрой. Выдумывает все (неправда). Концепция, идея вместо реальности. К. все понимает и чувствует, но все закрывает концепциями. Мотив неподлинного раскаяния (герой лжет самому себе) (=Достоевский). К. кончает жизнь самоубийством. Попытка остановить время (будильник, тень и т.д.). Для К. произошедшее с Кэдди - трагедия. Одна из концепций У: Кэдди соблазнил какой-то мерзавец, кот. разваливается. Джейсон: им рассказана 3я часть - action, читается оч. быстро. Кэдди, по его мнению, шлюха. Но он воспитывает дочь Кэдди, кот. он тиранит, обкрадывает, «воспитывает».

Дж. - садист, отсутствует этика, стереотипы. Отсутствует чел. взгляд на жизнь. Для него все - предметы, объекты. Отказ от антропоцентризма. Ром. оставляет впечатление глубочайшего кошмара. Последняя глава: негритянка говорит о добре, религии, сплошные штампы. (Ф. все-таки не верит). Он лишь представл. нам возможное добро, не хочет оставлять нас в этом кошмаре, хочет успокоить. Через 10 лет лит-ра меняется. Становится пропагандистской.

8. Позднее творчество Дж. Стейнбека. Стейнбек Джон Эрнст (1902 год - 1968 год) - американский писатель. Первый роман,«Золотая чаша», не принес автору успеха. Затем последовали циклы рассказов «Райские пастбища» и «Рыжий пони». Первой по-настоящему успешной книгой Стейнбека стал сборник «Квартал Тортилья Флэт». В 1930 г. В 1930-е в творчестве Стейнбека очень сильны социальные ноты. В 1936 г. выходит роман «Схватка с сомнительным исходом», в 1937 г. — повесть «О мышах и людях», в 1939 г. — роман «Гроздья гнева», получвший Пулитцеровскую премию (русский перевод — 1940 г.). Во время Второй мировой войны, работая в государственных информационных органах, Стейнбек написал повесть о сопротивлении в оккупированной стране – «Луна зашла (1942). Его военные корреспонденции составили книгу «Когда-то была война» (1958). Вскоре после возвращения из Европы Стейнбек опубликовал «Консервный ряд» (1945), «Жемчужину» (1947) по мотивам мексиканской притчи и «Заблудившийся автобус» (1947) – сатиру на современного делового человека. Этот роман, так же, как «Консервный ряд», содержит едкую критику алчности и близорукой материалистической морали, лежащей в основе современной цивилизации. После «Заблудившегося автобуса» творчество Стейнбека приняло новую направленность, утверждая веру в изначальную доброту человека и возможность его торжества над пороком и общественным злом. Тема книги «Светло горящий» (1950) – братство всех людей; длинный, отчасти автобиографический роман «К востоку от Эдема» (1952) утверждает способность человека выбирать между добром и злом. В романе «Благостный четверг» (1954) Стейнбек вновь обращается к миру «Квартала Тортилья-Флэт» и «Консервного ряда». «Короткое правление Пипина Четвертого» (1957) – сатира на французскую политику того времени. «Зима тревоги нашей» (1961), роман о нравах зажиточного американского пригорода, явился непосредственным поводом для присуждения Стейнбеку Нобелевской премии по литературе (1962). В книге «Путешествие с Чарли» (1962) Стейнбек рассказал о поездке со своим пуделем Чарли в фургоне через всю Америку. В документальной, иллюстрированной фотографиями книге «Америка и американцы» (1966) Стейнбек продолжает размышлять о своей стране. «Деяния короля Артура и его благородных рыцарей» – переложение романа Т.Мэлори «Смерть Артура» (1485) – были опубликованы посмертно в 1976.





Дата публикования: 2015-11-01; Прочитано: 5644 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.013 с)...