Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Понятие и признаки государства. Классовый и социальный подходы к пониманию сущности государства



Государство – это публичная организация политической власти, распространяющаяся на всю территорию страны и на все население, обладающая суверенитетом, монопольным правом принятия общеобязательных правил поведения, а также собственной казной и символикой.

Признаки государства:

1) Территория — определенная часть земной поверхности, находящаяся под суверенитетом данного государства. Отделяется от территорий других государств государственной границей. К территории также относятся:

– полярные станции,

– космические объекты,

– воздушные и водные суда,

– и дипломатические и консульские представительства на территории других государств;

2) Народ, население

– граждане,

– иностранные граждане, подпадающие под юрисдикцию данного государства,

– лица без гражданства (апатриды),

– бипатриды – лица с двойным гражданством.

3) Суверенитет — выражает верховенство государственой власти по отношению ко всем иным организациям и лицам в стране и независимость ее в сфере взаимоотношений данного государства с другими государствами;

4) Наличие органов власти и управления;

5) Публичная политическая власть — эта власть официально представляет все общество, не сливается с обществом (публичная), а представляет собой систему органов (законодательные, исполнительные, судебные), осуществляющих управление, легальное принуждение;

6) Монопольное издание общеобязательных правовых норм;

7) Монопольное право на установление налогов, денежной единицы;

8) Наличие специальной символики (герб, гимн);

9) Наличие института гражданства. Гражданство – устойчивая политико-правовая связь лица с государством, выражающаяся в их взаимных правах, обязанностях и ответственности.

10) Наличие государственного языка или языков:

– монолингвальное государство

– полилингвальное государство.

Сущность государства – это организация политической власти (формальная сторона), определяющая его содержание, назначение, функционирование (содержательная сторона).

Существует два основных подхода к пониманию сущности государства:

1) классовый (марксистский): Государство – это машина, созданная экономически господствующим классом для угнетения экономически зависимого класса.

Сущность государства определяется как выражение интересов и воли экономически господствующего класса и навязывание воли этого класса всему обществу. Государство трактуется как аппарат насилия, принуждения, подавления, а его сущность составляет диктатура (господство) экономически господствующего класса. Интересы остальной части населения при этом также учитываются, но в меньшей степени, второстепенно, по остаточному принципу. Власть вынуждена учитывать интересы населения, т.к. иначе в обществе произойдет революция, т.е. власть не сможет сохранить себя.

2) социальный (общественный): Государство – социальный арбитр (способность объединять все общество и удовлетворять его интересы).

В рамках этого подхода государство можно определить как организацию политической власти, создающую условия для компромисса интересов различных классов и социальных групп.

В действительности, сущность конкретного государства многоаспектна и не сводится только к одному из подходов. Классовый подход дает возможность выявить существенные черты государства, обнаружить имеющиеся в нем социальные противоречия. Однако любое государство должно осуществлять (и всегда осуществляет) общесоциальные функции, действовать в интересах всего общества.

Соотношение указанных сторон сущности государства неодинаково и зависит от множества факторов: национальной традиции, особенностей исторического развития, культурной и религиозной специфики, политического режима и пр. Например, у демократического государства будут преобладать общесоциальные черты, у тоталитарного – классовые.

7. Типология государств: формационный и цивилизационный подходы.

Типология – специфическая классификация государств, деление их на определенные виды на основе устойчивых и существенных признаков.Государства независимо от времени их существования и места дислокации, основанные на одной и той же формации, будут однотипны в своих принципиальных характеристиках.

Наиболее распространенными являются 2 подхода:

1) Формационный подход - учения Ф. Энгельса и К. Маркса об общественно-экономических формациях (ОЭФ — это форма общественных отношений, охватывающих базис (способ произ-ва) и надстройку (система взглядов, идеолог.отношений)). Тип государства характеризует его экономическую основу и социальную сущность.

По характеру труда и форме присвоения выделяют 4 типа государств (формации):

1) Рабовладельческое

2) Буржуазное

3) Феодальное

4) Социалистическое

Недостатки:

1) линейность развития государств без учета цикличности и пр.;

2) игнорирование азиатского способа производства – общественная собственность на землю и коллективный труд;

3) государственная собственность на средства производства;

4) господствующий класс в лице чиновничества.

2) Цивилизационный подход заключается в исследовании состояния и развития общества и закономерной смены исторических типов государств с точки зрения качественных изменения в социокультурной среде общества, в духовной культуре народа, его религии и нравах.

Цивилизация(от лат. гражданский, государственный) – совокупность различных культуральных элементов общества; синоним слова «культура».

Наиболее развернутую цивилизационную типологию предложил Тойнби. Он выделил древнегреческую, римскую, мексиканскую, китайскую и пр. цивилизации. Каждому типу цивилизации соответствует и аналогичный тип государства.

26 типов государств:

1) Африканские

2) Северо-американские

3) Мусульманские

4) Китайские

5) Славянские

6) Египетские

7) Индийские и т.д.

По уровню организации выделяют:

1) Первичные цивилизации (древнеегипетской, шумерской, японской и др.) – характерна огромная роль государства, соединение государства с религией.

2) Вторичные цивилизации (западноевропейской, североамериканской и др.) – государственная власть является одним из элементов культурно-религиозного комплекса; власть подчинена законам. Развитие общества и государственности раскрывается через человека, его представления о ценностях и целях его собственной деятельности.





Дата публикования: 2015-11-01; Прочитано: 2323 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...