Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Чудеса и знамения



Слово аят — в арабском языке означает 'признак чего-либо, нечто, указывающее на что-либо' и чаще всего употребляется в конкретном значении 'знамение'. Мы же подразумеваем под этим словом всё необычное, сверхъестественное, что совершают посланники и пророки по воле Аллаха и что обычно не в состоянии совершить человек. Это, например, превращение палки в ползающую по земле змею. Это знамение, которое противоречит законам Вселенной и которое невозможно опровергнуть или оставить без внимания, указывает на правдивость посланников и подтверждает, что всё принесённое ими есть истина.

3 Знамение (аят) и чудо (му'джиза).

Учёные называют эти знамения (аят) чудесами (му'джиза). Само слово му'джиза — происходит от арабского 'аджз — 'слабость, неспособность сделать или осуществить что-то' [Басаир зави ат-тамйиз, т. 1, с. 65].

Аль-Фахр ар-Рази даёт такое определение слову му'джиза: «Необычное, сверхъестественное происшествие, сопровождающееся вызовом, которому никто не способен ничего противопоставить» [Лявами' аль-анвар аль-бахиййа, т. 2, с. 289-290].

А Ибн Хамдан аль-Ханбали говорит, что это — необычные и непривычные людям слова или действия, если они сопровождаются утверждением того, кто совершает их, о том, что он — посланник Аллаха, и согласуются с ним, и при этом оно — вызов, брошенный людям, поскольку они не могут совершить нечто подобное или хотя бы близкое к этому.

Исходя из приведённых определений, можно сказать, что всё, о чём сказано далее, не подходит под определение му'джиза.

1. Сверхъестественные способности, которые Всевышний иногда дарует пророкам, но не с целью предъявления неоспоримого вызова. Так было, например, когда между пальцев Пророка (Да благословит его Аллах и приветствует) забила вода, малое количество еды превратилось в большое, камешки в его руках стали воздавать хвалу Всевышнему, дерево приблизилось к нему, пень застонал, скорбя, когда Пророк (Да благословит его Аллах и приветствует) перестал использовать его в качестве минбара. Можно вспомнить и другие подобные события.

2. Чудеса, совершаемые с позволения Всевышнего другими людьми, не пророками. Современные учёные называют эти чудеса карамат Однако это разделение существует только у поздних учёных. Значение слова му'джиза в арабском языке включает в себя всё это, и такого же мнения придерживались учёные первых веков — например, имам Ахмад [Маджму' аль-фатава; Лявами' аль-
анвар аль-бахиййа, т. 2, с. 290].

Мы же называем эти чудеса знамениями (аят),потому что так они названы в Благородном Коране: там этим словом названо всё то, что даровал Аллах Своим пророкам и посланникам для того, чтобы оно подтверждало их правдивость, вне зависимости от того, было ли целью этого бросить вызов или нет.

Виды знамений.

Если мы рассмотрим все знамения и чудеса, дарованные Всевышним Своим посланникам и пророкам, мы увидим, что все они относятся к одной из трёх категорий: знанию, способности (силы, могущества) и самодостаточности [Маджму' аль-фатава].

Сообщения о том, что происходило в прошлом, а также предсказание некоторых грядущих событий, вроде сообщений 'Исы (мир ему) о том, что люди едят и что хранят в своих домах, и вроде сообщений нашего Пророка (Да благословит его Аллах и приветствует) о том, что происходило с некоторыми народами, жившими в древности, и его сообщения о грядущих искушениях и смутах и о признаках приближения Судного дня, — всё это относится к области знания.

Превращение посоха в змею, исцеление слепого и прокажённого, оживление мёртвых, раскалывание луны и другие подобные происшествия относятся к области способности (силы, могущества).

Защита Посланника (Да благословит его Аллах и приветствует) от людей, желавших причинить ему вред, а также то, что он мог поститься несколько дней подряд без разговения, не теряя при этом своей силы и энергии, — всё это относится к области самодостаточности.

Перечисленные три вещи, с которыми связаны все чудеса, — знание, способность (сила, могущество) и самодостаточность — в полной мере и в совершенном виде могут быть только у Всевышнего Аллаха. Именно поэтому Всевышний повелел Своему Посланнику (Да благословит его Аллах и приветствует) говорить, что он не обладает такими способностями: «Скажи: «Я не говорю вам, что при мне сокровищницы Аллаха, и я не ведаю сокровенного. Я не говорю вам, что я ангел. Я следую лишь тому, что ниспосылается мне в Откровении». Сура 6 «Скот», аят 50.

В этом аяте Посланник (Да благословит его Аллах и приветствует) ясно говорит, что он не знает сокровенного и что он не владеет сокровищницами земли и не является ангелом, который не нуждается в еде, питье и имуществе. Подобные особенности в ограниченном виде40 могут проявляться у пророков по воле Всевышнего Аллаха. Они знают лишь то, о чём поведал им Всевышний, они обладают лишь способностями, дарованными им Всевышним, и не нуждаются лишь в том, от нужды в чём избавил их Всевышний.





Дата публикования: 2015-11-01; Прочитано: 326 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...