Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Тема 11.Формы культур: элитарная и массовая

Литература:

1. Оганов А.А., Хангельдиева И.Г. Теория культуры: Учебное пособие. М., 2003. Глава 9. Элитарная и массовая культура. С. 229-244.

Противопоставление элитарной и массовой культуры в культурологии имеет давнюю традицию. Так, А. Шопенгауэр считал, что люди делятся на два типа: «люди пользы» и «люди гения». Одни ориентированы на общераспространенные формы бытия, другие – на исключительные, связанные с художественным и философским творчеством. Ф. Ницше, развивая идею «сверхчеловека», также подчеркивал его исключительность, уникальность не только в области политики, но и в области художественно-эстетической культуры.

Х. Ортега-и-Гассет в работе «Восстание масс» говорит о двух тенденциях в духовной культуре: элитарно-исключительной (особенно в искусстве авангарда ХХ в.) и «омассовляющей», характеризующейся невысокими вкусовыми и ценностными ориентациями толпы. В социуме появляется новый феномен – человек массы. Человек массы – это тот, кто не ощущает в себе никакого особого дара или отличия от других, хорошего или дурного, кто чувствует «точь-в-точь, как все остальные, и притом нисколько этим не огорчен, наоборот, счастлив чувствовать себя таким же, как все». Такого человека философ именует массовым типом, «чернью». Но при этом отмечает, что он не есть порождение иерархического разделения на классы, так как, по его мнению, в любом классе есть те, кто доволен собой, воспринимая свою заурядность как должное. Массы – это «вульгарные, мещанские души, сознающие свою посредственность, смело заявляющие свое право на вульгарность и причем повсюду». Такая масса вытесняет все непохожее, особенное, личностное, избранное качественное, отличное от нее самой. Причины возникновения человека массы:

1) экономические (рост материального благосостояния людей, освобождение человека ХХ в. от помех и ограничений, получение им комфорта и общественного порядка);

2) правовые (равенство перед законом, отсутствие правовых привилегий, отмена каст и сословий, укоренение ценностей материальной демократии: политический плюрализм, готовность к толерантности, способность взаимодействовать с оппозицией);

3) научно-технические (развитие научно-технического прогресса, который стимулировал эффективное продвижение экспериментальной науки прикладного характера, а на ее основе – индустриализацию производства, его стремительное расширение);

4) культурные (принципиальное изменение и иерархии традиционных духовных ценностей). Человек, довольный собой, лишен способности к критическому восприятию самого себя, он не в состоянии познать и понять свое несовершенство, сравнивая себя с другими. «Как только мир и жизнь широко открылись заурядному человеку, душа его для них закрылась. Он не получает удовольствия в духовных исканиях. Ему чужда установка … Сервантеса, что «путь всегда лучше, чем отдых». [1]

А. Моль отмечал, что «проблема производства отступила на второй план перед проблемами потребления», поэтому вполне возможно человека толпы обозначить как человека общества потребления. Близко к этой позиции высказывание М. Маклюэна о том, что «массовое в культуре порождено не трудом, а сферой и потребностями досуга и развлечений», одной из форм которых стала культура и искусство для домохозяек – «мыльные оперы». Массовое в культуре, по Д. Макдональду, – все, что специально создается для рынка. Концепция Э. Неизвестного трансформировала соотношение массового и элитарного в соотношение для всех и для избранных. Для всех в рамках нашего Отечества – значит идеологически соответствующих существующему образу жизни, а для избранных – изгоев, творивших в катакомбах подземелья.

На сегодняшний день элитарное стало олицетворять культуру не для всех, с выраженным интеллектуально-знаковым началом: массовое символизирует демократическое, ясное, понятное, без заумных и сложных культурных кодов.

Элитарная культура (фр. Elite «лучшее, избранное») – понятие, которое характеризует культуру, ориентированную на особую группу людей (элиту), обладающую особой восприимчивостью к новому, оригинально-неожиданному в искусстве, науке, философии. Культура, адресованная элите, может характеризоваться экспериментальной, некой замкнутостью, закрытостью, малой доступностью, кастовостью.

Массовая культура (лат. Massa «ком, кусок») – понятие, которое в современной культурологии связывается с такими социальными группами, характеризующимися «усредненным» уровнем духовных потребностей.

Иногда понятия элитарной и массовой культуры отождествляются соответственно с понятиями высокой и низкой культуры. Но такое разделение весьма относительно. Высокой культурой принято называть культуру, ориентированную на возвышенные общечеловеческие идеалы, эстетически грамотную аудиторию, низкой – культуру обывательского сознания, потребителей заурядных, неразвитых вкусов.

Народная культура – культура того или иного этноса, отличающаяся традиционностью, коллективностью, консервативностью. В ней предельно концентрировано отражается психология нации. Народная культура имеет всегда глубокие исторические корни и мало подвергается изменениям.

Определение культуры через элитарное или массовое качество тесно связано с нормами эстетического вкуса. Элитарное и массовое в культуре – образования изменчивые, подвижные, они существуют в общественной жизни в единстве и не должны противопоставляться друг другу. Позитивные и негативные оценки в равной степени возможны по отношению к той и другой культуре.

Существование элитарного и массового в культуре обусловлено социально-историческими факторами, наличием различных социальных групп, их ориентацией в духовной жизни, предпочтениями, идеалами, уровнем интеллектуальности. Истоками и почвой массовой культуры является выделение в обществе особых групп людей, занимающих высокое социальное положение, обладающих знаниями, что вызывало особое отношение со стороны широких народных масс, часто выраженное в неприятии.

В различные исторические периоды культуры элитарность была связана с особыми признаками: новизны, оригинальности, нонконформизма, антитезы традиционному, опережающего развития, локальности. Элитарной культуре свойственны интеллектуально-авангардная направленность, тяготение к эксперименту в области формы, сложность и неординарность, эпатаж. Все эти качества в определенный период времени делают элитарную культуру понятной преимущественно для избранных. Но проблема ее доступности – это проблема временная (например, художественный авангард).

Массовыми, по сути, были ритуалы, обряды, производственные процессы. Праздничные ритуалы и обряды язычников были первыми историческими формами массовой культуры. В античности эти формы приобрели статус общенародных праздников (Дионисий), различных спортивно-зрелищных состязаний (олимпийских игр, гладиаторских боев), апофеозов, триумфов. Из этих древнейших корней в средневековье выросла карнавальная культура (карнавалы в Венеции и Рио-де-Жанейро).

Массовая культура выполняла и выполняет функции развлечения, украшения жизни, снятия нервно-психического напряжения. Ее признаками является акцентированность на чувственно-эмоциональном восприятии и реакции, упрощенность вербально-интеллектуальной интерпретации, зрелищность, стереотизация, серийность, узнаваемость.


[1] Ортега-и-Гассет Х. Восстание масс//Вопросы философии. 1989. №3. С. 121-123.


Дата публикования: 2015-11-01; Прочитано: 1057 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...