Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Образование классового общества и государственных образований в Центральной Азии



План

  1. Расселение ираноязычных племён. Древнейшие рабовладельческие государства Центральной Азии.
  2. Ахеменидская империя.
  3. Борьба народов Центральной Азии с греко-македонскими завоевателями.
  4. Кушанское государство. Образование Великого Шёлкового пути.

1. Таджики по своему происхождению являются арийцами, которые считаются одним из древних ирано-язычных народов мира. Древними обитателями Средней Азии считаются арийские племена заселившие эти районы в 3-2 тыс. до нашей эры. В науке существуют различные мнения по этим вопросам. Наиболее распространенным является положение, по которому предки индоиранских племен жили до своего расселения где-то в областях около Черного моря, а затем в Средней Азии и с этих территорий одна группа индоариев пришла в Индию, другая проникла в Переднюю Азию. А затем предки мидян, персов продвинулись в Западный Иран.Ранней террит. обитания была Средняя Азия и примыкающие к ней на севере районы, о котором есть сведения в «Авесте» о легендарной родине арьевАйиряна Вейджа. Айиряна Вейджа (от авестийского языка – «арийский простор») – территория от Южного Урала, Казахстана, Китайского Туркестана на севере до оазисов Средней Азии, Восточного Ирана и Афганистана во П тыс. до нашей эры. Здесь расселились индоиранские племена известные по «Авесте» как арийские племена.

Ариец означает «благородный», «чистый». От арийцев произошли современные нации - таджики, иранцы, индусы, пуштуны, курды, белуджи, осетины, таты и др.

В «Авесте» упоминаются еще две страны Ариана и Туран, где правили в начале великие цари арийцев из династии Пешдодов и Каянидов.

Ариана (от имени племени Айирья) древняя страна арийцев, во П тыс. до нашей эры находилась вначале на территориях расположенных к югу от левобережья реки Сырдарья, затем Амударьи-Вахша, то есть Средняя Азия, Восточный Иран и Афганистан.

Туран (от имени племени Туйирья) - древняя страна арийцев, во П тыс. до нашей эры находилась вначале на территориях расположенных к югу от правобережья Амударьи-Вахша, степных районов Южного Урала, Казахстана, Китайского Туркестана до Алтайских гор на севере и до Амударьи-Вахша на юге.

В первом тысячелетии до нашей эры на территории Средней Азии образовались древние рабовладельческие государства - Бактрия, Согд, Великий Хорезм, Маргиана, где правили цари. Основные классы общества, составляли рабовладельцы, свободные граждане (ремесленники и крестьяне) и рабы (чужестранцы, попавшие в плен). В степных и предгорных районах проживали кочевые - скотоводческие племена саков и масагетов. Саки разделялись на саков-тиграхауда (острые шапки) и хаомаварга (хаома - напиток). Все эти народы относились к индоиранским расам и разговаривали на восточно-иранском языке.

2. Ахеменидская империя возникла на территории современного Ирана. Основателем являлся Кир II (Куруш Великий) царь Персии, который в 550 году до нашей эры завоевал Мидийское царство и создал Ахеменидское государство. Кир II правил страной до 530 года до нашей эры и завоевал страны Малой Азии – Лидию, Вавилон и часть территории Центральной Азии. Греческий историк Ктесий сообщает о битве между персами и бактрийцами, которая не дала перевеса, однако Бактрия добровольно присоединилась к Ахеменидскому государству.На севере Таджикистана известен древний город Кирополь (Истаравшан) построенный по приказу Кира П. Однако в борьбе с саками-масагетами Кир II потерпел, поражение от масагетов во главе с царицей Томирис в 530 году до нашей эры. Другой великий царь Ахеменидов Дарий I (486-522гг.)вновь начал военный поход на территорию ЦентральнойАзии. В источниках упоминается героизм воина Ширака, который остановил один из походов Дария на сакские племена. В 522 году против Дария произошло восстание жителей Маргианы под руководством Фарады. Однако освободительные восстания народов не смогли остановить завоевание этого края персами. Династия Ахеменидов правила своей империей в течении 550-330гг. до нашей эры. На завоёванной территории, от границ Индии до побережья Средиземного моря было образованно 20 сатрапий. 4 сатрапии – Прикаспийское (200 талантов серебра), Бактрию (360), Согд, Хорезм, Парфия вместе (300), Сакское (250) находились в Центральной Азии и выплачивали подати Ахеменидским царям. Благодаря влиянию Персии все восточноиранские народы и другие народы империи получили свой алфавит (арамейский), появились школы. Кир П считается автором первой в истории Декларации о правах человека, данная рукопись сейчас хранится в Британском музее. В годы правления Ахеменидов в государстве вошли в обращение деньги – дарики (Дорои), появились общегосударственные законы, почтовая служба и почтовые торговые дороги, соединяющие все области империи,. Успешно развивалась духовная культура, в виде персидской литературы и образования, о чем свидетельствуют древние надписи городов Кухи Бесутун и Тахти Джамшед (город Персеполис). Произошли социальные изменения (развитие земледелия, повышение рабского труда, деятельность торговых домов и ремесла).

3. 336 году до нашей эры в Греции царём становится, Александр Македонский (в возрасте 20 лет). С 334 года он начинает завоевательный поход против Ахе-ской империи. В трёх битвах против войска Дарии III Александр одержал победу В 330 году до нашей эры последний царь Ахе-дов был казнен его родственником сатрапом Бактрии Бесом. Однако и Бес потерпел поражение от Александра затем был низложен Спитаменом и др. и передан Александру, который приказал казнить его на глазах персов и мидян чтобы привлечь на свою сторону персидскую аристократию. В 329 году до нашей эры греко-македонские войска напали на Бактрию и Согд. Согдийцы восстали против завоевателей, особенно мужественное сопротивление оказали согдйцы в Уструшане где было убито 22 тыс. местных жителей. Александр дошёл до Сирдарьи и начал строить 7 греских городов (колоний) В то время согдийский военноначальник Спитемен собрал войска и захватил Мараканду.Началось восстание в Согде329-328гг. до н. э.

Александр подавил восстание на Сирдарье, уничтожил всех мужчин. Он отправил на помощь осажденным 3 тыс. пехотинцев и 800 всадников,которые потерпели поражение от Спитамена и скифов. Александр в 328 году разделил свое войско на пять отрядов и прошел Согд от края до края предав смерти всех повстречавшихся. Греки убили больше 120 тыс. согдийцев,страна была опустошена. Спитамен с 600 всадниками прошел в Бактрию и продолжал борьбу. Осенью он вернулся в Согд но потерпел поражению и отступил в степь. Там вожди кочевых племен предательски напали на Спитамена, отрубили ему голову и отослалиАлександру. Александр ради прекращения сопротивления именил свою политику. Он породнился с согдийским аристократом Оксиартом женивщись на его дочери Рухшоне. Всем аристократам были возвращены их имущества. Аристократы предают интересы своей страны и переходят на сторону завоевателей. Непрочность империи Александра сказалась после его смерти в 323г. до н.э. Между полководцами(диадохами) началась борьба за раздел империи, которое в 301 г. была разделена на три государства: Македонское, Египетское и Сирийское (Селевкидское).

После распада империи Александра Македонского в Центральной Азии образовались следующие государства:

Селевкидское государство (312-135гг до нашей эры), затем в 256г. до н.э. Греко-Бактрийское государство - основатель гос-ва Диодот. Парфянское государство было создано местными ираноязычными племенами во главе с Аршаком около 250г. до н.э., Персидские источники это государство именуют государством Ашканидов. Парфия существовала на современной территории Туркмении, Восточного и Центрального Ирана, Ирака до 224 года нашей эры.

4. Племена юэджи начали военное вторжение в Центральную Азию в 133 – 129гг. до н.э. и завоевали все территории центральной, северной и восточной Центральной Азии. До этого племена юэджи проживали в Монголии. В 174 г. жившие по соседству хунны нанесли поражение юэджам которые откочевали на запад в Восточный Туркестан и Среднюю Азию. Здесь они потерпели поражение от племени усуней, что заставило их передвигаться в сторону Бактрии. По исследованиям японского ученого И. Кувабары юэджи переселились на север Сред. Азии в 172-161 гг до н.э. и прошли на юг, в область Амударьи между 139-129 гг. Китайские источники сообщают о 5 владениях пемен юэджи в завоеванной Бактрии и Согде. По пршествии около ста лет Гуйшуанский князь Киоцзюкю - Куджула Кадфиз покорил остальные четыре племени и образовал Кушанское царство. Кушаны завоевали соседние страны Афганистан, Индию о чем свидетельствуют найденные монеты. Самый Известный правитель Кушанского государства Канишка (прмиерно правил между 78- 278гг) расширил владения присоединив Пенджаб, Кашмир, Синд, Утар-прадеш. Столицей являлся г. Пурушапура (г. Пешавар). Канишка принял религию буддизма, который начал занимать главное место в жизни государства и начал распространятся на территории Афганистана и юге Средней Азии. На монетах Канишки впервые появляются надписи на бактрийском языке в место греческих. Бактрийский язык становится официальным языком страны.

С Кушанским государством связано и появление «Великого шелкового пути» - караванной дороги из Китая через Среднюю Азию в Римскую империю. Кушанские правители довольно часто обменивались послами с данными империями. Это способствовало торговому обмену между народами.

Лекция III

Предки таджиков в период развития рабовладельческого строя и возникновения феодальных отношений.

План

1. Развитие феодализма в III –IV веках нашей эры. Образование и развитие Сасанидского государства.

2. Религия Манихейства. Движение Маздака.

3. Возникновение феодальных отношений в Центральной Азии в V –VII веках. Государство Эфталитов и Западно – Тюркский каганат.

4. Народы и государства Центральной Азии в V –VII веках: Тахористан, Согд, Фергана, Уструшана.

1. Переход от рабовладельческого строя к феодальным отношениям получает свое развитие во времена существования Сасанидского государства, где для развития хозяйственной деятельности начали, применять не рабов, а труд свободного крестьянина. Рабовладение остается в качестве дворцового, приусадебного труда у феодальной аристократии. Феодальные отношения становится главным средством производстводства развития восточного среднеазиатского общества.

Сасанидское государство (224-651 г)

Государство Сасанидов возникло в результате прихода к власти персидского царя Ардашера I Бабакана Сасанида в 224 г. когда он одержал победу над парфянским царём. Ардавоном I. Династия Сасанидов за годы своего правления имела известных царей Шопура I и II-го, Хусрава 1 Анушервона, Ардашера I и II-го, Парвиза I и II-го которые боролись против сепаратизма (неподчинение) местных феодалов и укрепляли власть. Укреплению центр. власти и объединению иранцев способствовала вера в зороастрийскую религию. При Хусраве I Анушервоне в VI веке была закончена книга

«Авеста» установлено единобожие и государственные праздники: Навруз, Мехргон, Сада. В период правления Сасанидов жили и творили знаменитые композитор Борбад и учёные академии «Гунди Шопур».

В Иране и Средней Азии распространились религиозные учения Мони (216-275) по книге «Аржанг» и Маздака (ут. 528) по книге «Маздакнотак» Маздакитское движение народа длилось более 30 лет и разломлено

2. Основатель религии Мани родился в 216 г. в знатной семье в Вавилонии. Сасанидския царь разрешил проповедовать новую религию, но вскоре Мани был заключен в тюрьму и там умер. Учение Мани соединяло в себе важнейшие элементы зороастризма, христианства и буддизма. Человек должен способствовать достижению совершенства, помогая светлому началу в борьбе со злом. Манихейский лозунг: «Кто богат - будет бедным, будет просить подаяния и потерпит вечные муки» привлекало бедные слои населения. В своей религии манихеи использовали живопись и великолепго иллюстрировали религиозные книги. Религия распостранилась в Средней Азии и Восточный Туркестан и Китай.

В Иране в царствовании Сасанидского царя Кубада(488-531) происходит выступление народных масс под руководством Маздака. Народное движение того времени был протестом крестьян против закрепощения феодалов и принял форму религиозного движения. Вначале основателем движения был Зардушт бен Хурраи и его учение называли «зардуштакан» Маздак был его учеником он проповедовал что все люди равны и необходимо уничтожить неравенство. Последователи Маздака начали отбирать имущество богатых в пользу бедных уничтожая неравенство. Движение маздакитов быстро охватило всю страну, было убито много землевладельцев, сотальные бежали из страны. Шах Кубад 1 вначале объявил себя сторонником учения Маздака. Для борьбы со знатью и зороастрийским духовенством. Кубад был смещен знатью и арестован, однако бежал к эфталитам и с помощью эфталитского войска возвратился в Иран и воцарился на троне в 499г. В 528-529 гг. Кубад открыто стал бороться против маздакитов и казнил Маздака и его сторонников. Идеи маздака оказали влияние на неимущи слои населения и широко рапостранились в Средней Азии.

В 80-90-е годыVI века в Бухару ререселились кочевники тюрки и воникло движение возглавляевмое Абруем против землевладельцев- дихкан. Против Абруя вскоре по просьбе дихкан выступил с войском правитель Тюрков и захватил Пайкенд и Калъаи Дабусия АБруй был помещен вмешок с красными пчелами пока не умерю. Из дикан был выбран правитель носивший титул бухар-худат.





Дата публикования: 2015-11-01; Прочитано: 817 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.008 с)...