Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Основные функции культуры. Основная, главная функция феномена культуры – человекотворческая или гуманистическая



Основная, главная функция феномена культуры – человекотворческая или гуманистическая. Можно назвать ее функцией социализации, т.е. создание из биологической особи разумного общественного человека.

Процесс социализации заключается в усвоении человеческим индивидом системы знаний, норм, ценностей, позволяющих ему действовать в качестве полноправного члена общества. При этом речь идет о необходимости глубокой внутренней работы индивидуума, в котором природой заложено стремление к самоидентификации и совершенству своей неповторимости через социализацию, т.е. приобщение к ценностям и нормам культуры, овладение языком и знаниями. Степень социализации может быть различной, и во многом она зависит от характера социализации: или она ограничивается подчинением индивида определенным стандартам, или она дает свободу развития индивидуальности. Человек-робот и человек- личность – 2 полюса, и гуманизм состоит в ориентации на личность. Востребованность обществом человека как высокоразвитой личности реализуется через систему образования и через возрастание значимости творческого начала в жизни общества, через утверждение принципов гуманизма в человеческих отношениях.

В информационном обществе предполагается создание предпосылок для самоопределения личности и гармонизации отношений между нею и обществом. Это связывается с возможностями распространения (доступа) информации, скоростью ее передачи, возможностями усвоения информации и обмена ею. Образование становится приоритетной областью развития личности, но смысл его состоит не в стандартизации, безликом уравнивании всех, а в направленности на интеллектуальное, духовно развитие личности, индивидуализацию ее. Возникающее противоречие связано с монополизацией генерации информации, использованием массовой культуры, СМИ, предоставляющих широкие возможности для манипулирования сознанием в корыстных целях «культурно-идеологических транснациональных практик глобального капитализма»[32].

Трансляция социального опыта или исторической преемственности как информации. Культура рассматривается как социальная память человечества. Она реализуется в материальных и духовных элементах в виде знаковых систем: преданиях, памятниках литературы и искусства, «языках» науки, философии, религии. Следует помнить, что обмен информацией обогащает все стороны, участвующие в процессе передачи, при этом направляющий информацию не теряет ее для себя. К чему приводит разрыв в исторической преемственности? К аномии[33], потере социальной памяти, явлениям «манкуртизма» (формирования «идеальных рабов», не помнящих ни своего имени, ни имен отца и матери, ни родного языка, ни истории своих предков). Масштабами аномии можно управлять: один из нацистских идеологов - Розенберг утверждал, что народ, потерявший памятники своей культуры, через два поколения перестает существовать как нация. Именно поэтому годы Великой Отечественной войны, инженерные войска СС столь направленно уничтожали на оккупированных территориях памятники русской культуры, разрушая исторические здания, храмы, уничтожая или похищая реликвии национальной культуры. Иногда, искренне заблуждаясь, революционные деятели разных эпох считали, что новый мир можно построить, лишь уничтожив прежний до оснований, до корней, но многообразие форм трансляции социального опыта и исторической преемственности все же позволяло восстанавливать, возрождать и сохранять социальную и историческую информационную память народа.

Познавательная (гносеологическая) функция связана со способностью культуры концентрировать социальный опыт множества поколений людей, следовательно, накапливать богатейшие знания о мире, систематизировать их, познавать законы природы, с одной стороны, а с другой – познавать человеком самого себя.

Вопрос «как мы знаем то, что мы знаем», вопрос эпистемологического характера логически связывается с естественными границами человеческого интеллекта. Но природа наградила нас такими внутренними способностями как интуиция или откровения, являющихся мощнейшими союзниками научного знания. Тем не менее, главным образом, познавательная функция культуры реализуется за счет передачи и освоения информации.

Семиотическая или знаковая функция неотделима от коммуникативной или информационной функции культуры. Семиотическая функция сама по себе представляет определенную знаковую систему культуры. Знаковые системы, которыми мы пользуемся, чрезвычайно многообразны. Они включают не только словесный язык, языки телодвижений, одежды, запахов, строений, сооружений, социальных отношений или систем или специфические «языки» искусства, но и языки естественных наук, техники, технологий и т.п. Эти знаковые системы являются сущностными составляющими коммуникативной функции инеобходимы для осуществления процесса передачи информации между коммуникантами, выступающими как отправители или получатели сообщений, составленных на основе тех или иных знаковых систем. Если первоначальные знаковые системы в течение длительного времени существовали и передавались из поколения в поколение на сравнительно небольших дистанциях во времени и пространстве, то с развитием техники, коммуникационных связей средств массовой информации коммуникативные возможности культуры, то есть способность сохранять, передавать, тиражировать культурные ценности, неизмеримо возросли. Люди, которых уже нет в живых, продолжают существовать среди нас духовно, нередко обеспечив свое бессмертие, переходя в разряд коммуникативных связующих в общечеловеческих, цивилизационных масштабах.

Ценностная или аксиологическая [34] функция отражает важнейшее качественное состояние культуры. На протяжении человеческой истории происходит естественный отбор, классификация явлений и предметов окружающего мира с позиций их «полезности» или «вредности» для выживания грядущих поколений. По мере накопления опыта многие ценности пересматриваются, появляются новые, обогащающие уже сложившуюся традицию. Критерием соответствующей оценки выступает нравственное и интеллектуальное содержание. Понятие о «добре» и «зле» у разных народов на разных этапах развития различны, как и системы определения ценностей, однако, все они имеют и некое общечеловеческое ядро, которое благодаря информационным, коммуникационным системам культуры развивается и имеет тенденцию к все более обобщенному осмыслению.

Регулятивная (нормативная) функция связана с определением, регулированием различных сторон общественной и личной деятельности людей. Регулятивная функция осуществляется на разных уровнях, имея определенную иерархическую структуру.

К наивысшим относятся нормы морали, которые, меняясь в ходе истории от народа к народу, тем не менее имеют общие корни, связанные с единством бытия, развивающиеся в направлении осознания индивидуальности и одновременно принадлежности ко всему человечеству, т.е. устремленные в приближении к общечеловеческим нормам морали. Древнейшими социальными институтами, формулирующими нормы морали, являются религии и конфессии, основные моральные нормы которых во многом совпадают (не убий, не соврати, не укради и т.д.). Относятся к разряду не писанных, но императивных. Механизм реализации – вера.

Следующий уровень – нормы права, принципиально основываясь на нормах морами, они конкретизируются и излагаются в конституциях и законах, приобретая юридическую силу, обязательность их выполнения в рамках того с сообщества, в котором реализуются. Различия в нормах права значительны у разных народов, в разные периоды развития их истории. Механизм реализации – запрет и разрешение.

Неотъемлемой частью регулятивной функции культуры являются обычаи, традиции, обряды как устойчивая система поведения человека в разных сферах жизни и в разных ситуациях, передающаяся из поколения в поколение. Механизм реализации – осознанное или бессознательное подчинение, формирование в процессе социализации или аккультурации.

Наконец, на отдельном уровне находятся нормы поведения на работе, общения с другими людьми, закрепленные в правилах воспитания, этикета, личной гигиены, культуры общения, организации труда. Императивны, но механизм реализации зависит от ситуации (безусловного или вероятностного подчинения).

Как мы видим, все представленные Вашему вниманию функции культуры связаны с информацией, которую мы получаем, интерпретируем, используем, тиражирует, сохраняем, уничтожаем в процессе общения в пространстве актуального времени или в историческом ракурсе. Следовательно, культура по существу неизбежно связана с информацией и может рассматриваться как мир знаков и значений.





Дата публикования: 2015-11-01; Прочитано: 808 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.008 с)...