Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Устремленная вперед во времени мысль собственно и рождает управление как социальный феномен и общественный институт



Так, А.И. Пригожин отмечает сочетание этих качеств в управлении, точнее, в принятии управленческих решений. «Возникает своеобразный парадокс: - говорит он, - решение, которое обращено в будущее, принимается на основании информации о прошлом состоянии объекта»[67]. А рациональное решение в управлении – это не больше не меньше, а плод и продукт устремленной вперед цивилизации.

Словарь английского языка Вебстера выделяет несколько аспектов в понимании цивилизации, среди которых культура занимает первое место[68]. Представляет интерес определение цивилизации, даваемое «Международной энциклопедией социальных наук», в котором на первом месте также соотнесение понятий «цивилизация» и «культура»[69]. Здесь цивилизация представляется как категория, используемая в противопоставлении понятию примитивной культуры, как культурные типы, которым присуща органическая гетерогенность (то есть неоднородность) и соответствующая ей сложная социальная структура, в которой институт управления как рациональный способ регулирования общественных отношений занимает все более зримое место. В разделе «Критерии цивилизации» данная Энциклопедия отмечает, что «предпосылкой формирования цивилизации является достижение значительного уровня эффективности в производстве продуктов питания, при этом сельскохозяйственное производство повсюду является экономическим базисом цивилизации».

Названная Энциклопедия вводит управление в число характеристик, отличающих цивилизацию от традиционного общества. «Развитие технологии, включающее в себя не только орудия труда и ремесел, но и, что еще более важно, управленческих навыков, - говорится здесь, - функционально привязано к процессам формирования цивилизации».[70]

Итак, управление, «развитие управленческих навыков» – функциональный критерий цивилизации. Система экономических отношений, основанная на разделении труда, – горизонтальном (профессиональная и укладная специализация) и вертикальном (социальная стратификация)» – представляет собой фундаментальный критерий цивилизации. А цивилизационный критерий разделения труда немыслим, в свою очередь, без управления как превращенной формы разделения труда, как «соединения» результатов труда, как интеграции трудовой деятельности.

Все это неизбежно начинает формировать рациональное представление о значении управления, его влиянии на будущее данного общества, социальной организации. Поэтому в интеллектуальной сфере цивилизация способствует развитию спекулятивной мысли, расширению представлений о времени (ретроспективного и перспективного), созданию точных и прогностических наук (арифметика, геометрия и астрономия), внедрению общепринятой символики для записи и передачи информации (письменность и запись счисления), фиксирование мер времени и пространства, то есть фактически всего того, что сразу и вслед становится важнейшими качествами социально ориентированного образования и культуры.

Развитие математики очевидным образом связано с распространением административных служб (как управленческого явления) и торговли. Появление геометрии вызвано к жизни необходимостью проведения землемерных работ, что приобретает особенное значение в новых экономических укладах, в строительстве гидросооружений и в монументальной архитектуре. Развитие письменности и систем записи счисления становится необходимым в делах административного управления сложными политическими системами, в управлении крупными поместьями и в торговых делах.

Однако внедрение письменности на смену чисто мнемонических способов имело революционные последствия, так как письменность использовалась для удовлетворения широкого круга новых потребностей общества. Она применялась для составления законов, записи космологических знаний, династических историй (а затем и собственно истории), для регистрации сделок, контрактов и актов. Письменность относится, таким образом, к функционально значимым критериям цивилизации.

«Расцвет цивилизации, - говорится в Энциклопедии, - происходит в условиях культурной и политической независимости и представляет собой полное развитие творческого потенциала и реализацию идей справедливости, свободы, мудрости, общественного и индивидуального благополучия». Именно поэтому свобода и справедливость рассматриваются нами в данном учебнике как ключевые критерии цивилизации и управления, критерии «цивилизованного управления».

В целом можно сказать, что «цивилизация начинается там, где совершается переход к сельскому хозяйству, ведут оседлый образ жизни, устанавливают определенную форму управления и осваивают письменность», - как подчеркивает Э. Хантингтон в книге «Движущие силы цивилизации»[71].

Значимый вклад в теорию цивилизации внесли исследования русского философа Н.Я. Данилевского, сформулировавшего концепцию «культурно-исторических типов».[72] По Данилевскому, развитие цивилизации есть явление более сложное, чем история развития и гибели отдельных государств. Его идеи сводятся к тому, что цивилизация не имеет обязательной принадлежности к конкретному государству. В основе ее развития лежат не только экономические, но и культурно-религиозные детерминанты.[73] Нельзя не заметить, что эти идеи российского мыслителя XIX века оказали заметное влияние на О. Шпенглера, А. Тойнби и некоторых других европейских исследователей XX столетия, в работах которых развиваются все основные «цивилизационные положения», изложенные Н.Я. Данилевским.

В итоге научных дискуссий XIX-XX веков, слово «цивилизация» стало означать для большинства исследователей «совокупность наиболее плотно сгустившихся форм жизни», а именно как «преобладающих в обществе видов производства, потребления, обучения, управления, сообщения, службы, развлечения…, возникающих из разнообразного качества жизни = общей культуры сожительствующих индивидов».[74]

Управление для этих «плотно сгустившихся форм жизни» становится неотъемлемым средством регулирования отношений всех названных жизненных форм. Хотя сам Гарсия с анализируемыми им определением и характеристиками цивилизации, почерпнутыми в научной литературе, соглашается не вполне. Он ставит во главу угла мораль как важнейший критерий цивилизационного образа жизни.

Таким образом, управление – это цивилизационный феномен.

Цивилизация рождается с появлением управления и всех сопутствующих ему названных нами явлений. Цивилизация возникает в первую очередь вместе с небывалым ростом «информационной емкости человеческого интеллекта». А управление, в свою очередь, принимает завершенные, полноценные формы и вырастает до уровня социального института именно в эпоху цивилизаций.





Дата публикования: 2015-11-01; Прочитано: 325 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...