Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Классификация мифологических персонажей коми-пермяков



(Из книги Т.Г. Голевой «Мифологические персонажи в системе мировоззрения коми-пермяков». – СПб.: Издательство «Маматов», 2011. – 272 с.)

В современном коми-пермяцком языке для общего обозначения мифологических персонажей используют следующие термины: чуды, каляны, черти, бесы, кули.

1. Сезонные персонажи.

Мифологические персонажи Святок. Основной характеристикой святочных персонажей является время их появления, которое ограничивается промежутком от Рождества Христова до Крещения и преимущественно темным временем суток. Общее название таких святочных персонажей – чуды, черти, лешие, бесы, шуликуны (шуликины, силигуны), каляны, шиши, кули, кулишуны, вакули. Особенно опасными для человека в этот период становятся нежилые постройки, поэтому в фольклорном творчестве народа сильно выражена связь святочных персонажей с баней и овином. Внешние описания святочных персонажей: чуды и шуликуны – существа небольшого роста, каляны – могут быть разного роста. В книге описывается, что эти существа имеют человекообразный вид с неожиданно животными чертами – волосатые, рогатые, с горбом, со свиными копытами, могут показаться в виде огромной собаки, быть похожими на большую черную кошку, иметь неопределенный облик.

Луншӧрика (Полудница). В период цветения злаковых культур активизируются разные персонажи – чуды, лесные, водяные духи. Но сезонность проявления характерна, в основном, для духа-покровителя посевов – луншӧрики. Другие наименования духа – оборониха, поборониха – русскоязычного происхождения. Кроме этого, духа полей называют бабашӧрика (от баба и шӧр – «середина»), Баба Яга, полуденные чуды, ыб чуд (полевой чуд), ыб дядь (полевой дядя), сюбаб (зерновая баба), полӧкала (пугало).

Местом появления и обитания луншӧрики называется поле, земля, злаковые посевы. Она активизируется в полдень во время сева, цветения ржи и жатвы. Этот персонаж в большинстве случаев невидим для человека. Одним из его проявлений считается дуновение ветра на поле, копна катится. Отмечают также глаза василькового цвета, длинные светлые волочы, напоминающие солому, железные пальцы. большей частью покровитель посевов представляется в виде женщины, реже его описывают как мужчину (ыб дядь), либо ребенка. Он может быть ростом с колосок или, наоборот, очень высоким. Отмечается уродливость или, напротив, красота персонажа. Из предметов одежды луншӧрики называют светлое платье, дубас, шамшуру, соломенные лапти, надетую навыворот шубу. Обязательным атрибутом луншӧрики является каленая сковорода.

2. Духи природного и домашнего пространства.

Вӧрись (Лесной). В повседневной жизни коми-пермяков наблюдается разное отношение к духу леса и его имени. Часть названий отражает привязанность духа к лесу – вӧрись (лесной), вӧрдядь (лесной дядя), лесной царь. Другая часть названий выделяет внешние признаки духа: ыджыт дядя (большой дядя), ыджыт морт, ыджыт лес, кузь дядь, кӧспель (сухоухий), сюра-пеля (рогатый-ушастый). Также называют его просто дядя, дяденька, дедушко, начальник, медыджытыс вӧрас (самый большой в лесу). Чаще всего предстает в образе обычного человека. На ногах носит лапти, кирзовые или лаковые сапоги, может оказаться босоногим. В цветовой характеристике одежды, волос и общего образа лесного духа преобладает белый цвет. Также цветовое описание одежды обычно совпадает с цветовыми характеристиками крестьянской одежды коми-пермяков, тогда как части тела и силуэта (белый, серый или темный) отражают ощущение прозрачности образа. В описаниях образа вӧрись обращается внимание на головной убор: пеля шапка (ушанка), необычно большая шляпа, четырехугольная шапка, уздечка на голове. Редко обозначаются атрибуты, которые имеет вӧрись, он может опираться на палку, иметь топор за поясом, плести лапти, носит сумку за плечами, лешачиха ходит с прялкой. Спутником вӧрись называется большая собака. Передвигаться он может верхом на лошади, конь, как правило, белого или синего окраса, что указывает на его призрачность.

Ваись (Водяной). Наименования духов водоемов разнообразны. Прежде всего, называют его ваись – «водяной». Также таких духов называют вакуль, вакулись, кульшун, кульпиян (пиян – «ребенок, дитя»), ичетики (учӧтик – «маленький»), кузьюрсиа (длинноволосый), сорваись (путальщик), вабес (водяной бес), вагӧг (водяная пуповина). Русалкой называют водяных духов женского рола с длинными волосами. Термин «ваись», в отличие от названий с основой куль, терминов бес и черт, не выражает негативного отношения. Название может обозначать ранг персонажа в системе иерархии духов: Ваись – хозяин в воде, Вакуль – водяной. Водяные кульпияны – это дети Куля. Ваись представляется коми-пермякам в виде человека или щуки. Щука выделяется большим размером или поведением: лежит на берегу и говорит человеческим голосом. Часто водяной представляется получеловеком, полурыбой, вместо ног он имеет рыбный хвост. Водяной чаще выглядит как взрослый человекили ребенок, может иметь длинную бороду, уши большие, длинные и лохматые руки. Характерным признаком считается отсутствие бровей и ресниц, они имеют четыре или шесть пальцев или вовсе не имеют рук. Русалка в виде утопленницы описывается с тремя золотыми зубами, водяной – рогатым. Они имеют стеклянные глаза, похожие на глаза рыб. Ваись держит при себе щеть для волос, которой расчесывает волосы, прялку, за которую садится прясть.

Суседко (Домовой). Духа дома коми-пермяки повсеместно называют суседко (соседко), кроме того известны наименования домовик и домовник, дед-домовик, домовой. Когда его призывают, то кличут батюшкой, братанушкой, дедком, хозяином, что отражает его близость к семье, к домашнему очагу. Суседко может иметь длинные жесткие волосы, бороду, железные пальцы, длинные ногти, невысокий рост. Одежда ничем не отличается от одежды человека. Он появляется в рубашке, подпоясанной кушаком, в платье, дубасе или сарафане, в шапке или фуражке. Занятиями суседко называют прядение, приготовление хлеба, просеивание муки, забота о домашних животных, охрана дома, плетение кос животным и человеку.

Баняись (Банник). Персонажи, живущие в бане, в коми-пермяцкой традиции имеют названия банячуд, чуд, баняись (банник), банница, банягӧг (банная пуповина), баня-бабушка, банный домовик, банный староста, суседку, кулюшун, колян, кульпиян, кузьюрсия (длинноволосый), шулекун, силегун, каляки, шиши, бесы, черти. Банячуд часто представляется в виде человека – знакомого или незнакомого мужчины, женщины, девушки, ребенка, младенца. Банных духов распознают по особым чертам, присущим потустороннему миру – копыта вместо ног, волчьи глаза.

Ӧвинчуд (Овинник). Своего духа имеют и хозяйственные постройки – овин и гумно, которые строились зачастую под одной крышей. Название персонажа – ӧвинчуд, чудо, овинник, ӧвин козяйка, суседко, бес, колян. Данный персонаж не имеет устоявшегося облика. В обычное время он невидим для человека. Чаще всего он дает о себе знать во время зимних святок, особенно во время гаданий, в сезон просушки и обмолота зерна.

3. Враждебные человеку духи.

Каляны и чуды. Бесы, каляны, черти, чуды – собирательные названия, относятся к разным мифологическим персонажам. Не имеют определенной внешности, для них характерны смешанные человеческие и животные черты, часто меняют облик. Термин калян (колян) используют для обозначения нечистой силы вообще, злого существа, святочных духов, ряженых; им пугают детей, его употребляют как бранное слово. Чуды – общее для нечистой силы наименование, либо это духи, проявлявшие себя в прошлом, появляющиеся во время зимних святок, в полдень или в полночь.





Дата публикования: 2015-11-01; Прочитано: 1675 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...