Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
Данная книга предназначенадля тех, кому предстоит работать в первую очередь с клиентами, относящимися к категориям плохо адаптированных нормальных индивидуумов, индивидуумов с легкими расстройствами и невротиков. Однако некоторые клинические психологи работают также с клиентами, подверженными психотическим состояниям. Поскольку консультант или психотерапевт никогда не знает, какой клиент войдет в дверь, чрезвычайно важно, чтобы он был в достаточной степени вооружен информацией. Во-первых, ондолжен иметь представление об от-клонениях в поведении, чтобы распознать индивидуума с серьез-ными расстройствами, находящегося в психотическом состоя-нии. Во-вторых, у консультанта или психотерапевтадолжно быть ясное осознание собственной компетентности и ограниченности в работе с серьезными расстройствами — как при случайном их обнаружении, так и при направлении клиентов в организованном порядке.
Приведенный ниже рисунок из работы Клопфера изображает непрерывный диапазон нормальных, невротических и психотических состояний [172, р. 312; 174]. Нарис. 13 отмечено, что невротик напрягает свою защиту до переломной точки, прежде чем его функции соотнесения восприятия с реальностью окончательно ухудшаются. Среднестатистический невротикдо психотерапии обладает мощной защитной оболочкой. Сдругой стороны, психоти- ' ческий индивидуум отличается слабостью защиты, малой силой ': эго и слабым контактом с реальностью.
Обсессквно-хомпульсивный невроз (максимальная защита)
Предпсих оз
(обсессивные симптомы нарастают)
Соотнесение с реальностью
Декомпенсирующий обсессивно-компульсивный
ПСИХОЗ I
(эго-защита минимальна и контакт с реальностью слабый)
Рис. 13. Континуум «эго-защита-норма-невроз-психоз» (адаптировано из Клопфера)
У психотического индивидуума богатый мир внутренней реальности, но смысловое восприятие внешней реальности у него крайне искажено, из-за чего возникает иллюзорность мышления. Невротик, напротив, воспринимает внешний мир фотографически (в силу защитной фильтрации), как на то указывает Фромм [114]. Невротический индивидуум чрезвычайно чувствителен к внешним стимулам, но жестко защищен от восприятия внутреннего мира своей системы «Я» и системы ядра. В концепции здоровой личности у Фромма [114] представлены оба полюса; внутреннее и внешнее восприятие характеризуется точностью, благодаря чему клиент способен видеть мир более объективно, а свои чувства и мысли воспринимать субъективно — без искажений и гипертрофирован н ых реакци й.
Некоторые различия между «нормой» и «патологией» проиллюстрированы нарис. 14 сточки зрения многогранного подхода. В структуре психотической личности защитная системаслаба, эго-система мала по объему и не слишком хорошо дифференцирована от «внешней оболочки» и от нечетко сформированной системы «Я». Тревожные состояния системы ядрадоставляютличности серьезные затруднения в вопросах самоконтроля, так как эго-система регулирует их в основном с помощью диссоциативных механизмов, а не прямо, в стиле решения проблем.
Психотический индивидуум
Невротический индивидуум
Индивидуум с расстройствами характера
ODS — система внешней защиты IDS — система внутренней защиты ES — эго-система CS — система ядра личности SS — система «Я»
Рис. 14. Модель личности при отклонениях в сторону патологии
Невротический индивидуум рассматривается как личность с ригидной защитной системой, почти не допускающей взаимодействия между элементами личности, что производит впечатление дефициталичностной цельности, избыточности подавления, а также сверхчувствительности к требованиям внешнего мира. Эго-система и система «Я» у невротика зачастую могут оказаться такими же, как у нормального индивидуума с не невротическим типом личности, за исключением того, что на эго-систему невротика сильнее влияют чувства системы ядра.
У индивидуума с расстройствами характера защитная система «резиновая». У него наготове несколько фасадов, которые он может использовать так, как ему выгодно. Система «Я» чрезвычайно стеснена. У него почти совсем нет того, что в главе 2 мы определяли как ощущение своего «Я», своей индивидуальности. У индивидуума с расстройствами характера или, как еще говорят, психопатического индивидуума, эго-система очень мала. Ему трудно извлекать пользу из своего жизненного опыта в социальном смысле, и у него практически не получается приобщение к обычным социальным группам — таким как семья, церковь, группы в системе образования и общество в целом. Этот: тип личности тяготеет скорее к тюрьме, чем к клинике или ле- \ чебнице, в связи со своей склонностью к антисоциальным дей-; ствиям.
Взаимоотношения с психотическими индивидуумами следует [ выстраивать более терпеливо и осторожно, нежели с нормаль- } ными и невротическими. Более активное поощрение и руко- I водство со стороны психотерапевта при работе с психотически- f ми индивидуумами необходимо. (Эти отличия упоминаются; скорее в качестве иллюстрации, нежели указаний для психоте- \ рапевтов.) [
С другой стороны, консультирующий психолог не работает с психотическими индивидуумами, за исключением условий клиники. Даже поверхностные манипуляции с психотическими индивидуумами в виде несвоевременных интерпретаций или слишком интенсивного катарсиса в работе консультанта, некомпетентного в психотерапии психотических состояний, могут привести пациентов лишь к еще более острому осознанию материала из своей системы ядра. Психотический индивидуум и без того слишком чувствителен к мыслям и чувствам внутри себя. Дальнейшие попытки помочь ему способны усугубить его чрезмерную погруженность в самого себя, ухудшить его состояние и усилить негативные ощущения. Точно так же консультанты должны проявлять особую осмотрительность с клиентами, характеризующимися повышенной обсессивно-компульсивной защитой. Такие индивидуумы могут не быть психотическими в техническом смысле, однако могут эволюционировать в направлении психотических состояний. Последнее особенно верно в тех случаях, когда с них срывают их обсессивно-компульсивные защитные оболочки.
В ходе нашего обсуждения могло создаться впечатление, будто бы существуют четкие разграничения между категориями «нормальный», «невротический» и «психотический». Верно, по-видимому, прямо противоположное. На границах между классами имеет место эффект слияния, и все-таки существуют широко признанные симптомы и показатели, которые полезны при определении серьезных расстройств. По этой причине человеку, изучающему консультирование и психотерапию, требуется основательная подготовка в области психопатологии. Нашей целью было подчеркнуть, что консультанту необходимо определить уровень имеющейся патологии и свою способность справиться с ней, прежде чем он окажется вовлечен в процесс слишком глубоко.
ОЦЕНИВАНИЕ
Важную роль в размышлениях консультанта или психотерапевта играет оценивание им достигнутого прогресса. Некоторые вопросы, фигурирующие в этих размышлениях, таковы: 1. Действительно ли консультационные взаимоотношения помогли клиенту? 2. В чем выражалась эта помощь? 3. Если они не помогли клиенту, то почему это произошло? 4. Если цели не были достигнуты полностью, то какой прогресс совершен в этом направлении?
Одной из принципиальных трудностей при оценке результатов консультирования и психотерапии является поиск адекватных критериев для вынесения суждения. Некоторые из критериев, использовавшихся в прошлом, таковы: основанные на наблюдениях консультанта или клиента мнения о том, достигнуты ли цели; функциональность по результатам стандартного личностного теста, проективной техники, социометрического исследования или специально разработанного информационного или аттитюдного теста до и после консультаций или психотерапии. Применялись также критерии функциональности в виде повысившейся успеваемости, профессиональной стабильности, удовлетворенности работой и уменьшившегося отсева.
Литература по оценке результатов консультирования и психотерапии обширна. В «Ежегодном психологическом обозрении»1 [290] перечисляются опубликованные оценочные исследования, полезные для студентов, интересующихся деталями данной проблемы. Одно из последних и, на наш взгляд, лучших исследований на тему личностных изменений у клиента при психотерапевтическом консультировании — труд Роджерса и Даймонда «Психотерапия и личностные изменения» [258], отличающийся доскональностью и разнообразием рассмотренных методов. В целом оценочные исследования результатов консультаций и психотерапии делятся на четыре основные категории:
1. Послеконсультационные исследования отношения клиентов к пережитому опыту, осуществляемые с помощью опросников или в ходе бесед.
2. Мнение консультанта или психотерапевта об изменениях, наступивших в ходе процесса, и его оценка достигнутого прогресса в продвижении к целям.
3. Внутренние исследования процесса, основанные на тщательном изучении вербальных изменений от беседы к беседе. Этот метод лучше всего работает, когда имеется полная расшифровка магнитофонных записей. Примером изменений у клиента может оказаться уменьшение защиты, проявляющееся в его высказываниях, или признаки повышения самостоятельности клиента, встречающиеся в таких его утверждениях, как: «Я полагаю, что теперь действительно смогу совладать с этими чувствами» или «Кажется, я смогу принять решение, чем мне заняться по окончании учебы». В других исследованиях используются оценки уменьшения напряжения, основанные на утверждениях клиента о чувстве облегчения от ухудшающей работоспособность тревоги и осуществляемые с помощью показателя, который по Долларду и Моуреру называется «коэффициент дискомфорта-облегчения» [84].
____________
1 Annual Review of Psychology.
4. Внешние методы, основанные на объективном измерении изменений в поведении. Примером служит применение личностных тестов, таких как Миннесотский многофазный опросник, до и после курса консультирования, или изучение протоколов Роршаха, полученных также до и после курса.
Первые два метода, учитывающие мнение консультанта и клиента, основаны наличных наблюдениях вскоре после процесса и страдают обычной ненадежностью и предвзятостью личных отчетов. Третий метод, внутренний, хотя и предоставляет некоторые возможности для важных размышлений о произошедших благодаря консультированию личностных изменениях, имеет крупные недостатки при оценивании достигнутого успеха. Критерии успеха в данном случае имеют тенденцию смешиваться с самими целями процесса и трудноразличимы на фоне многих других изменений. Эффективных способов определения устойчивости изменения нет, и неизвестно, имеются ли независимые критерии, с которыми можно было бы соотнести критерии внутренние. Четвертый метод — применение внешних инструментов — тоже имеет недостаток: он не показывает, какие изменения обусловлены консультациями, а какие —другим жизненным опытом. При проведении исследования с использованием стандартизированных методик возникает проблема надежности последних.
Хотя проблематика критериев и методов оценивания в настоящее время находится в состоянии, совершенно неадекватном потребностям практикующего консультанта, он должен, тем не менее, стремиться выработать критичное отношение к своей работе. Ему приходится изучать положение дел в области оценивания результатов консультирования и психотерапии с целью разработки собственных исследовательских инструментов для определения эффективности своей работы.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В данной главе в качестве ориентира для студентов был представлен беглый обзор процесса психологическихжонсультаций и психотерапии. Не пытаясь излишне упростить процесс, мы рассмотрели различные его стадии в случаях более рационального стиля консультирования, однако учитывали несколько психотерапевтических типов клиентов. Стадии процесса психотерапевтического консультирования таковы: установление взаимоотношений, выражение чувств и прояснение проблемы, проработка чувств, развертывание инсайта, планирование и осуществление позитивных действий. Были указаны три критические точки на средних стадиях процесса: 1) желание клиента прекратить процесс после первого удовлетворительного эмоционального катарсиса; 2) слишком быстрое и слишком глубокое выражение чувств; 3) тенденция к прекращению консультаций незадолго до окончательной проработки проблемы в виде осуществления позитивных действий. В консультировании и психотерапии существуют текущие цели процесса, такие как выражение чувств. Имеются также генеральные цели, описываемые сточки зрения модели зрелой личности через такие ее характеристики, как непосредственность, творческий потенциал, расширенный диапазон чувств, ослабление неприятных чувств. Оценивание таких результатов играет важную роль в размышлениях консультанта и психотерапевта.
Дата публикования: 2015-11-01; Прочитано: 650 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!