Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

С процессов на костер



Решение об аресте тамплиеров во Франции было принято Филиппом Красивым на секретном совещании со своими сановниками 22 сентября 1307 г. В тот же день король назначил вернейшего Гильома Могаре премьер-министром, который официально был еще отлучен от Церкви в связи с событиями в Ананьи (см. с. 49). Это событие не могло не усложнить положение Климента V который, с одной стороны, должен был ответить на открытое и подстрекательское нарушение церковного права перед лицом всего христианского мира, а с другой – нe хотел ухудшать свои личные отношения с королем.

Теологи Парижского университета признали законным арест тамплиеров, поскольку он был продиктован чрезвычайными обстоятельствами, но считали, что окончательный приговор мог быть вынесен только церковным трибуналом. Филиппу Красивому удалось получить от папы разрешение, чтобы дела арестованных тамплиеров расследовал Великой инквизитор Франции. В октябре и ноябре было допрошено сто тридцать восемь человек, из которых тридцать шесть не выдержали пыток, и только трое не признали себя виновными. В феврале 1308 г. папа объявил недействительным расследование, которое вел Великий инквизитор Франции, и решил передать его в высшую инстанцию.

В течение всего следствия поведение папы было лишено логики и твердости, колеблясь на грани протеста и подчинения королевской воле. После того как Филипп Красивый в марте 1308 г. собрал Генеральные штаты для того, чтобы все христиане требовали вынесения приговора тамплиерам со стороны Церкви, Климент V согласился (в мае) встретиться в Пуатье с королем и его сановниками для обсуждения проблемы, которая стала очень щекотливой. В этот трудный момент на встречу с папой были доставлены магистр ордена Жак де Моле и другие раскаявшиеся тамп лиеры для того, чтобы сам глава христианства убедился в святых намерениях, которые подвигли Филиппа и его эмиссаров начать аресты. Во всяком случае создается впечатление, что колебания папы в большей степени были вызваны возникшим юридическим конфликтом и осознанием угрозы, нависшей над собственностью церкви, чем судьбой самого Ордена.

Только в конце процесса, который привел его на костер, Магистр Жак де Моле (на илл.), отказался от ранее сделанных признаний, заявив, что они были получены под пыткой.

Уже 22 ноября 1307 г. он написал послание монархам Европы с призывом арестовывать тамплиеров и брать под свою опеку их состояние в ожидании окончательного приговора. В том же 1307 г. папский двор отдал распоряжение церковным трибуналам начать судебные процессы против членов Ордена на Кипре и в Шотландии. Более того, после передачи полномочий по дальнейшему ведению расследования во Франции Великому инквизитору только в конце 1309 г. комиссии, приступившие к своей работе 12 августа предыдущего года для заслушивания и оценки доводов в защиту тамплиеров, начали вызывать на свои совещания наиболее видных представителей Ордена, начиная с Жака де Моле. Вопреки принятому обычаю и действующим правилам на допросах было разрешено присутствие королевских чиновников. Однажды произошло прямое столкновение Жака де Моле, с одной стороны, и Гильома Ногаре и Гильома Плезиана, – с другой, которые предъявили Магистру, твердо отстаивавшему правоверные позиции Ордена, серию новых обвинений, в том числе и сговор с Саладином с целью нанесения поражения христианам. В течение всего этого времени все тамплиеры находились в королевских тюрьмах.


Папский дворец в Авиньоне. Сюда Климент V после своего избрания, которое произошло в Лионе в 1309 г., перенес папскую резиденцию, положив тем самым начало так называемому Авиньонскому пленению, унизительному подчинению папы воле и планам французской монархии, за последствия которого пришлось трагически расплачиваться тамплиерам.

Весной 1310 г. некоторые члены Ордена, относившиеся к очень узкому кругу образованных людей (культура не могла и не должна была быть прерогативой монаха-рыцаря), решили организовать свою защиту и им было позволено встретиться вместе в Париже за пределами тюрьмы, под присмотром королевских стражников. Но сразу же возникли споры, касавшиеся числа адвокатов-защитников, которых Орден имел право представить. Из-за затягивания решения этого вопроса и откровенной позиции по срыву договоренностей, занятой архиепископом Санским Филиппом де Мариньи, ему удалось собрать провинциальный церковный собор, который и вынес окончательный приговор пятидесяти четырем представителям Ордена. Поводом для того, чтобы не ожидать, как условились, окончательных решений комиссий, созданных папой, послужил отказ тамплиеров от ранее сделанных ими признаний на допросах. Наказанием за такой проступок было сожжение на костре, и этот приговор был в точности приведен в исполнение 12 мая 1310 г.


Предсказательница несчастий – важный персонаж в истории колдовства в Англии (демон якобы украл ее в момент погребения). В Средние века обвинения в ереси, черной магии и колдовстве представляли собой единое целое и заслуживали одно наказание – костер. Инквизиция, призванная бороться против этих преступлений, начала действовать в 1184 г. и была централизована в 1225 г. (папой Григорием IX). Иннокентию IV (1243- 1254) мир обязан введением пыток во время допросов Инквизиции.

Между тем Филипп Красивый приказал снова арестовать тех членов Ордена, которым он против своей воли был вынужден позволить организовать защиту. После этого исчезают все следы и самих тамплиеров, и их предприятия: по всей видимости, они потеряли всякую надежду на спасение, а сожжение их товарищей на костре стало еще одним средством устрашения, заставившим их отказаться от этой попытки.

В этот момент всем стало совершенно ясно, что для решения судьбы тамплиеров необходимо созвать экуменический Собор католической церкви: Климент V созвал его и открыл работу Собора 16 марта 1311 г. во Вьенне, близ Лиона. По этот Собор не оправдал надежд ни папы, ни Филиппа Красивого, высказавшись за то, чтобы Ордену была предоставлена полная возможность защиты. Работа Собора продолжалась до марта 1314 г., при этом кардиналам, верным французской монархии, удалось затянуть решение, чтобы дать возможность королю, занятому военными действиями, предпринять решающие шаги. Наконец, король прибыл 20 марта 1312 г. во Вьенн в сопровождении брата, трех сыновей и небольшой армии с целью запугать прелатов и папу. И действительно, Климент V два дня спустя объявил в консистории решение об упразднении Ордена «во всей полноте его полномочий». Через некоторое время он публично объявил и о решении передать госпитальерам всю собственность тамплиеров, однако прошло много времени, прежде чем это решение стало выполняться.

Фасад резиденции Магистра госпитальеров на о. Родос. Этому ордену, занявшему остров в 1309 г., на основании папского декрета перешли все права собственности на владения тамплиеров, но Филипп Красивый потребовал, чтобы госпитальеры выплатили мнимый и несуществующий долг тамплиеров (французской короне, который якобы появился, когда они управляли королевской казной, и присвоил себе значительную часть их имущества.

Судебные разбирательства закончились только в 1314 г. приговором о пожизненном заключении, вынесенным трибуналом из благосклонно настроенных к королю церковников, четырем наиболее видным представителям ордена: Магистру Жаку де Моле, генеральному смотрителю Ордена и командорам Аквитании и Нормандии. Командор Нормандии и сам Магистр Ордена в момент вынесения приговора заявили о своей невиновности и о верности Ордена устоям католической веры, публично объявив, что признания были сделаны под пыткой. Это поставило их в положение «отказчиков», и поэтому они были отданы в руки королевских стражников, которые в тот же день (18 марта) сожгли их заживо на небольшом островке Камышовом посреди Сены.

Суд истории

Европейские монархи, которых сразу же после ареста тамплиеров в 1307 г. папа и Филипп Красивый призвали организовать судебные процессы против Ордена, не проявили особого рвения. Короли Кастилии и Португалии начали действовать только после опубликования второй буллы понтифика. За границами Франции операции против тамплиеров проходили так медленно, что многим рыцарям удалось избежать ареста и укрыться за пределами «горячей» зоны. В Англии провинциальный Совет Йорка (1311) оправдал и допустил к святому причастию двадцать четыре тамплиера, распорядившись, чтобы они вошли в монастыри других орденов. В Равенне процессы по делам Ордена также завершились вынесением оправдательных приговоров.

Очевидно, не везде интересы монархов совпадали. Эдуард II, король Англии, сразу понял, в чем суть дела, так как был зятем короля Франции. Эдуард II написал письма королям Португалии, Кастилии, Арагона и Сицилии, в которых сообщал им о намерениях своего тестя Филиппа Красивого, известного своей особой жадностью к деньгам. Данте Алигьери в Божественной комедии утверждает, что преследование тамплиеров имело одну подоплеку – перевести в королевскую казну огромные богатства Ордена.

Однако сегодня этим можно лишь отчасти объяснить суть произошедших событий, потому что, если это и было реальным намерением Филиппа Красивого, он мог осуществить его лишь при стечении очень многих благоприятствующих обстоятельств: общий переход к новому типу королевского правления, не совместимому с существованием феодальных отношений (тамплиеры рассматривались всего лишь как вассалы, отличавшиеся своим вызывающим поведением и непокорностью); кризис идеалов крестовых походов и, соответственно, разочарование как среди образованных людей, так и в народе; упадок папской власти; сильное психологическое влияние на общественное мнение обвинений в ереси (тесно связанной с магией и колдовством) и демонизме.

Волчица, символ алчности. (Иллюстрация Г. Б. Галицци к XX песне Чистилища (Божественная комедия) Данте Алигьери). Величайший итальянский поэт в этой песне поручает Гуго Капету, родоначальнику французской монархии, предашь осуждению дела своего потомка Филиппа Красивого и, следовательно, освободить тамплиеров: «Я вижу – это все не утолило новейшего Пилата (оскорбление, нанесенное Бонифацию VIII в Ананьи}; осмелев, он в храм вторгает хищные ветрила» (Божественная комедия. Чистилище, Песнь двадцатая. Пep. М. Лозинского.)

В этой связи ученые стараются дать рациональное объяснение некоторым тревожным и трудно объяснимым деталям в показаниях раскаявшихся тамплиеров, невзирая на ту роль, которую могла в этих случаях сыграть пытка. Если «теологические» обвинения в высокомерии и стяжательстве могли опираться на внешние проявления в поведении тамплиеров, сложившееся исторически, и их неисчислимых богатствах, то обвинения в непристойности и богохульстве ритуала посвящения и идолопоклонстве могли появиться только из показаний людей, которые ранее были или являлись членами Ордена.

Типичный западный священнослужитель (здесь – доминиканец), занятый сохранением и передачей письменного культурного наследия (Тревизо, церковь Св. Николая). От рыцарей тамплиеров, а тем более от сержантов и простых «братьев» не требовалось таких знаний, более того, это считалось несовместимым с отличным владением оружием. Без сомнения, глубокое невежество большей части допрошенных тамплиеров сыграло на руку обвинителям.

При такой реконструкции событий и той исторической оценке, которую им можно дать, основным препятствием, с которым каждый раз приходится сталкиваться, оказываются культурные факты эзотерического характера, когда сохранение тайны, а также использование вербального образного языка и символического языка жестов, абсолютно непонятных для непосвященных, играют определяющую роль. Кроме того, для эзотеризма характерен постепенный доступ к тайным знаниям и наличие вертикали властной структуры. Таким образом, если Орден тамплиеров имел признаки тайной организации, то вполне возможно, что об этом не знали простые или непосвященные члены Ордена, принимавшие участие в ритуалах, об истинном смысле которых они могли не догадываться или ошибаться в понимании их значения.

Посвящение

При рассмотрении предполагаемых эзотерических составляющих Ордена тамплиеров, относительно которых спор между учеными далек от завершения, первым вопросом, требующим разъяснения, является вопрос об организационной структуре, которая в данном случае приобрела форму религиозного ордена, привитую, однако, на светскую рыцарскую традицию. В этой связи очень важно напомнить, что эта традиция абсолютно не совпадает с ее литературным толкованием (ошибка исторической перспективы, которую совершали и до сих пор совершают исследователи Храма), несмотря на то, что определяющее участие св. Бернара в разработке Устава обозначило в религиозном смысле этические установки средневекового рыцарства, соединившего героический идеал с идеалом посвященного монаха.

Из рыцарского уложения Орден, по-видимому, сохранил ритуал посвящения, хотя и изменил его символику. Поскольку Церковь как институт не могла дать ничего, кроме своего благословения, тому, кто решился посвятить себя делу торжества христианства, то поэтому представитель Ордена, а не представитель бело го духовенства оценивал пригодность новобранца к выполнению элитарного духовного обязательства по отношению к простым смертным, включая готовность пожертвовать собственной жизнью.

Но какое значение могли иметь во время церемонии посвящения «непристойные поцелуи» (в губы, пупок, оголенный живот, в анус и копчик), о которых говорили, повторяя одно и то же, раскаявшиеся тамплиеры?

Поцелуй в губы не вызывает особого замешательства, поскольку он считался допустимым также в других церемониях посвящения. Что же касается иных поцелуев, было выдвинуто предположение, что этим хотели подчеркнуть путь движения жизненной энергии в теле человека, начиная с нижней точки в основании торса (космическая энергия бессознательного) и до самого верхнего центра в голове, где жизненная энергия сублимируется в духовную и открывает доступ к более высокому знанию.


Одно из изображении чакр, точек аккумулирования, переработки и передачи жизненной энергии в человеке согласно древнейшему индийскому учению Тантра.

Человек в центре мира (одно из видении Хильдегарды фон Бинген, воспроизведенное ею самой). Согласно немецкому мистическому учению, человек получает и концентрирует внутри себя ту же божественную энергию, которая движет небесным сводом.

Концепция «жизненной энергии» не была абсолютно чуждой для Запада. Представительница немецкой мистики Хильдегарда фон Бинген (1097-1179), которая, между прочим, состояла в переписке со св. Бернаром, говорит об этой энергии в терминах viriditas (зеленого цвета), обращая внимание на то, что естественная зелень природы может служить самым простым и убедительным отражением жизни в ее полном проявлении. Но в концепции движения жизненной энергии, которым можно научиться управлять, от низших инстинктов до духовности и знания, обнаруживается близкое сходство с тантрической йогой и учением о чакрах. Поэтому некоторые считают, что тамплиеры каким-то образом усвоили технику йоги и управляли жизненной энергией, к чему непосредственно прибегнул Жак де Моле, встретив пламя костра без каких-либо проявлений слабости или чувства боли.





Дата публикования: 2015-11-01; Прочитано: 185 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...