![]() |
Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | |
|
Громадный Индонезийский архипелаг с его более чем тысячей больших и малых островов насчитывал в XVII в. около 3 млн. жителей. Народы и племена Индонезии, говорившие на разных языках и диалектах, но в большинстве своем родственные в этническом отношении, находились на самом различном уровне социально-экономического развития. Во внутренних районах Суматры, Калимантана (Борнео), Сулавеси (Целебес) и на многих мелких островах шел процесс разложения первобытнообщинного строя и возникновения классового общества. На Яве, в прибрежных районах Суматры и на некоторых других островах существовали уже развитые феодальные отношения.
На Яве еще в средние века возникали крупные государственные образования, распространявшие свое политическое господство на большую часть Индонезии и за ее пределы. Последняя крупная централизованная феодальная империя Индонезии, Маджапахит, распалась в XVI в., в период, когда в Индонезии появились первые европейские завоеватели (португальцы). На ее месте образовался ряд независимых государств во главе с мусульманскими династиями.
Население Явы создало высокоразвитую культуру. Сохранившиеся до наших дней великолепные буддийские и индуистские храмы свидетельствуют о совершенстве архитектурного искусства, о самобытных индонезийских традициях и культурном влиянии Индии. Скульптуры Боробудура, одного из красивейших буддийских храмов в мире, наряду с религиозными мотивами отражают быт и производство средневековой Явы. Остатки гражданских сооружений времени империи Маджапахит говорят о прогрессе градостроительства в XV в.
Высокого совершенства достигали изделия индонезийских ремесленников из драгоценных металлов и слоновой кости, плетения, расписные ткани (батик). Продолжал развиваться возникший еще в древности кукольный театр теней (вайанг). Содержание его своеобразных пьес отражало индуистский эпос, индонезийские легенды и быт, испытывало мусульманское влияние. Вайанг был подлинно народным зрелищем, но, так же как и прекрасное народное танцевальное искусство, культивировался при феодальных дворах. Развито было музыкальное искусство. Оркестры индонезийских инструментов (гамеланг) были неотъемлемой частью, народных праздников и придворных развлечений.
Широкое развитие получила народная изустная поэзия. Сохранявшиеся от эпохи Маджапахита произведения известного поэта Пропанча и упоминания о других поэтах свидетельствуют о развитии литературы на яванском языке (кави), постепенно вытеснявшем и при дворе монархов официальный язык эдиктов и религиозных обрядов — санскрит.
Проникновение ислама, предшествовавшее появлению в Индонезии европейцев и началу их завоеваний, способствовало распространению связанных с ним литературных произведений, введению наряду с обычным правом (адатом) юридических норм, основанных на мусульманской религии. Однако ни на архитектуре, ни на изобразительном искусстве и литературе влияние ислама не успело столь заметно сказаться, как, например, в Индии.
Находившиеся в вассальной зависимости от Маджапахита княжества и территории за пределами Явы (Внешние острова) раньше других стали объектами европейских захватов. Европейцев в первую очередь привлекали острова, славившиеся перцем, мускатом и гвоздикой, с древнейших времен вывозившимися на рынки Востока и Запада. Население Молуккских островов, архипелага Банда, Амбона, где произрастали пряности (эти острова иногда называют Островами пряностей), уплачивало ими налог и дань своим феодальным правителям, обменивало пряности на продовольствие и другие товары. К моменту появления европейцев господство над этими источниками драгоценных экспортных продуктов оспаривали два султаната — Тидоре и Тернате. Именно сюда устремились и первые европейские захватчики — португальцы. Под предлогом помощи Тернате в борьбе с его соперниками португальцы добились права постройки своих крепостей на Амбоне и получили возможность вынуждать население продавать им по крайне низкой цене всю гвоздику.
От португальской монополии на торговлю пряностями, от жестоких притеснений, сопровождавшихся насильственным обращением в католичество, страдали в первую очередь народные массы. Но и феодалы Тернате, недовольные сокращением доходов, также стремились сбросить португальское иго.
Территориальные захваты португальцев в Индонезии ограничивались лишь некоторыми районами архипелага. Укрепившись в Малакке (1511) и на Амбоне, португальцы стремились получить контроль над всей внешней торговлей Юго-Восточной Азии. Малаккский пролив, основной путь в Индонезию с Запада, находился в их руках. Это давало им возможность облагать непомерными налогами все проходившие корабли. Во внутренних морях Индонезии, на путях через Индийский океан, Бенгальский залив, через Южно-Китайское море они стремились установить свою гегемонию.
Португалия была не в силах подчинить себе не только государства наиболее развитого и населенного острова Явы, но даже другие, более мелкие княжества, однако все они испытывали последствия португальского господства на море. Ненависть народов Индонезии к португальским колонизаторам облегчала проникновение в Индонезию других европейских держав.
Государства Явы
К середине XVII в. наиболее сильным государством Индонезии был Матарам, объединявший под своей властью Центральную и Восточную Яву. Ядром государства были густонаселенные районы древней земледельческой культуры, где еще в средние века сложилась яванская народность.
Султан Матарама являлся верховным собственником всей земли, но она находилась в распоряжении сельских общин. Полноправные общинники имели наделы, подлежавшие периодическому переделу, пользовались общинными пастбищами, оросительными сооружениями. Крестьяне-общинники обязаны были вносить в султанскую казну налог, составлявший большую часть их урожая. По существу, это была взимавшаяся в форме налога феодальная рента. Такая рента-налог собиралась султанскими чиновниками и наместниками провинций при посредстве администрации сельских общин. Сельская администрация была ответственна и за выполнение общинниками государственной повинности (по ремонту дорог, оросительных каналов, перевозкам продуктов, собираемых как натуральный налог, на склады и т. д.). Сохраняя формально выборный характер, сельские власти фактически превращались в низшее звено феодальной иерархии. Они были освобождены от повинности и налогов, имели дополнительные земельные наделы, использовали труд крестьян. Существовавшее внутри общины имущественное неравенство, наличие неполноправных, безземельных крестьян открывали перед деревенской верхушкой возможность эксплуатировать бедняков.
Часть земли находилась в непосредственном владении султана, многие деревни были отданы «на кормление» его женам и родичам, крупным феодальным чиновникам и наместникам. Доходами с некоторых деревень, предназначенными на содержание мечетей и гробниц, пользовалась верхушка мусульманского духовенства. К XVII в. ислам получил распространение на большей части архипелага. (На о-ве Бали сохранился индуизм.) Хотя в Матараме преобладали натуральные формы хозяйства и в общинах земледелие сочеталось с ремеслом, известного развития достигли товарно-денежные отношения.
Европейское проникновение губительно сказывалось на традиционной внешней торговле с азиатскими рынками, подрывало местное ремесло. Сокращение доходов феодалы стремились возместить заменой натуральных повинностей денежными. Они передавали купцам, часто китайцам *, право на сбор налогов, предоставляли им монополию на торговлю тем или иным товаром.
* В крупных центрах Индонезии имелось значительное китайское население — купцы, ремесленники, огородники и др.
В течение всей первой половины XVII в. Матарам продолжал расширять свои владения. На северо-востоке были завоеваны прибрежные районы и о-в Мадура, на западе — княжество Черибон. Матарам стремился подчинить себе и сильный султанат Бантам (Западная Ява).
Многие купцы, чтобы избежать грабежей и поборов португальцев в Малаккском проливе, стали пользоваться Зондским проливом. Бантам, естественно, стал превращаться в крупный перевалочный и торговый центр. Купцы Ближнего Востока и Китая, Индии и Сиама встречались на базарах порта-столицы Бантама. Сюда в 1595 г. прибыла первая голландская торговая экспедиция во главе с Корнелисом Хутманом, положившая начало постепенному завоеванию Индонезии голландцами в острой борьбе с местными феодалами и европейскими соперниками.
Внутреннее положение Бантама характеризовалось быстрым развитием феодальных отношений и расширением эксплуатации крестьянства. Богатевшая от торговых пошлин и сборов феодальная верхушка, учитывая большой спрос на пряности, принуждала крестьян переходить от производства продовольственных культур к выращиванию перца. Крестьяне уплачивали перцем ренту-налог. Остававшийся после уплаты налога перец скупался купцами для продажи на экспорт, обогащавший не только феодальную верхушку, но и предприимчивых посредников.
Португальцам не удалось закрепиться в Бантаме и изолировать его от связей с внешним рынком. Не удались и первые попытки голландской Ост-Индской компании подчинить княжества на Яве.
Используя противоречия между бантамским вассалом, правителем Джакарты, и Бантамом, голландцы захватили Джакарту и переименовали ее в Батавию. Однако ни Матарам, ни Бантам не признавали до середины XVII в. голландских захватов на Яве. Оба княжества были еще сильны, и компания не раз оказывалась перед угрозой разгрома и изгнания. Голландцы делали все возможное, чтобы подчинить своему влиянию оба княжества, разжигая между ними борьбу и соперничество. Эта тактика была цинично сформулирована одним из руководителей компании: «Единственная правильная политика — натравливать одно княжество на другое... не допускать, чтобы Бантам стал слишком слабым, а Матарам — слишком сильным».
Дата публикования: 2015-11-01; Прочитано: 336 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!