Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
В разделе о связи техники и исполнительства мы уже коснулись того, как исполнитель отбирает технические приемы для воплощения своих художественных замыслов. Надо отметить только, что творчеству нельзя научить, можно лишь создать условия для его проявления. Творческий элемент у ученика педагог должен всегда воспитывать, относиться к нему с уважением, поддерживать его, никогда не подавлять, даже если молодой исполнитель еще весьма далек от верной интерпретации произведения. Это лучше, чем подсказ более верного решения образа.
Для педагога-вокалиста творческий подход связан с умением понять и раскрыть способности каждого ученика. Личный певческий опыт здесь недостаточен. Здесь нужны и глубокие разносторонние знания, и творческая интуиция. И н-туиция — творческая догадка — также должна питаться накопленным опытом и знаниями. Для вокального педагога необходимо накопление как практического опыта работы с учениками, так и глубокая разносторонняя теоретическая подготовка, развитие наблюдательности, тонкого вокального слуха.
Г. Панофка — известный певец и педагог середины прошлого столетия, автор популярных и в наше время вокализов — пишет по этому поводу так: «Чему может научить педагог, который может лишь хорошо петь? — Только вкусу, стилю и фразировке». — И далее.— «...Вполне очевидно, что для формирования и
развития голоса нужно знать многое другое, кроме пения... что более необходимо педагогу, чем красивый голос» 1.
Педагог, творчески относящийся к своему делу, постоянно занят в мыслях этой работой. Он анализирует недостатки учеников, ищет путей к их исправлению, подыскивает в уме те приемы, те упражнения, которые наиболее целесообразны для того или другого ученика и т. п. Вокальная педагогика должна быть всегда творческим трудом. По своей природе она требует твор^ ческого подхода к каждому ученику. Ведь каждый молодой певец — это индивидуальность как по своей физической, так и по нервно-психической конструкции. Понять ученика, суметь распознать его вокальные и исполнительские данные, воспитать из него артиста-певца — эта задача, требующая творческого отношения.
Педагоги-ремесленники — это те, кто без достаточно глубоких знаний заставляют всех учеников делать одно и то же, обычно то, что умеют делать сами. Метод в их руках превращается в догму. Одна и та же система прикладывается ко всем ученикам без достаточного учета их индивидуальностей. Приемы: открывай рот так-то, клади язык в такую-то позицию, держи гортань на том-то уровне, дыши только так, а не иначе и т. п., механически применяются ко всем ученикам. Педагоги-догматики лишены творческого начала. Они не любознательны, не интересуются наукой и не идут далее своего метода.
О вреде догматического подхода для вокального педагога и о необходимости творческого раскрытия индивидуальности каждого ученика Г. Панофка на первых же страницах своей книги «Искусство пения» пишет: «Я полагаю, что исключающая все другие мнения и, следовательно, педантическая (т. е. догматическая.— Л. Д.) система была бы... вредна... для педагога пения...» и далее — «Нужно было бы написать столько методик пения, сколько имеется учеников»... «от хорошего педагога пения требуется такая наблюдательность, интуиция, которые помогли бы ему раскрывать способности, характер учеников и путь, по которому надлежит повести каждого из них»2.
Дата публикования: 2015-11-01; Прочитано: 541 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!