Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
Готфрид Лейбниц (1646 – 1716) – выдающийся немецкий ученый-математик, юрист и философ. Онсчитается последним видным представителем философии Нового времени и предшественником немецкой классической философии. Лейбниц принадлежал к направлению рационализма. В сфере его исследования основными являлись проблемы: субстанции и познания.
Лейбниц пришел к выводу о несовершенстве теорий Декарта и Спинозы о субстанции. Он не принял дуализма Декарта в смысле разделения им всех субстанций, с одной стороны, – на высшую – Бога и сотворенные им, но независимые субстанции, с другой – всех сотворенных – на материальные (протяженные) и духовные (мыслящие). По мнению Лейбница, Спиноза, соединив все субстанции в одну, не преодолел дуализма Декарта, так как разделил все модусы на два класса – протяженные и мыслящие; т.е. то, что у Декарта выступало двумя видами субстанций, у Спинозы стало аналогичными видами модусов единой субстанции.
Лейбниц выдвинул собственное учение о монадах (или о множественности субстанций), основные положения которой следующие:
1) мир состоит из большого количества субстанций, имеющих не дуалистическую (двойственную), а единую природу; данные субстанции называются монадами (в переводе с греческого – «единое», «единица»);
2) монада проста, неделима, не имеет протяжения, не является материально-вещественным образованием; она обладает четырьмя качествами: стремлением, влечением, восприятием, представлением;
3) по своей сути монада – это деятельность, единое, непрерывно меняющее свое состояние; в силу непрерывности своего существования монада осознает себя;
4) монады являются абсолютно замкнутыми и независимыми друг от друга (по мнению Лейбница: «не имеют окон, через которые что-либо могло бы войти туда и оттуда выйти»).
Другой сферой философских интересов Лейбница наряду с проблемами бытия и учением о монадах была гносеология.
Лейбниц попытался примирить эмпиризм и рационализм и сделал это, разделив все знания разделил на два вида:
1. «Истины разума» – выводятся из самого разума, могут быть доказаны логически, имеют необходимый и всеобщий характер.
2. «Истины факта» – являются знаниями, полученными эмпирическим путем (например, магнитное притяжение, температура кипения воды, температура плавления различных металлов); данные знания констатируют сам факт, но не говорят о его причинах, имеют вероятностный характер. Тем не менее его нельзя игнорировать в качестве знания.
Итак, познание может осуществляться не только путем получения только одного вида знаний – либо рационального, либо опытного, а их обоих видов, причем одно из них – рациональное – будет носить достоверный характер, а другое – эмпирическое – лишь вероятностный.
Дата публикования: 2015-11-01; Прочитано: 958 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!