Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
Право следования трудно осуществимо без наличия системы коллективного управления, в чем можно убедиться, сравнив список стран, в которых это право закреплено законодательным путем74, со списком стран, где эти положения реально осуществляются. Можно отметить, что в этих странах управление подобным правом осуществляется обществами, объединяющими авторов произведений изобразительного искусства: «Билд-Кунст» в Германии, SPADEM* и ADAGP во Франции, «Хунгарт» в Венгрии, «Визуал» (VEGAP) в Испании.
Подобная реальность была учтена в Проекте типовых законодательных положений в области авторского права ВОИС, в ст. 9 которого в отношении права следования предусматривается (подпункт 2): «Процентная доля, упомянутая в подпункте 1, взимается и распределяется организацией коллективного управления»75.
Другие организации коллективного управления управляют правами на произведения изобразительного искусства (подобно упомянутым выше организациям они являются членами СИЗАК), например: UBK в Австрии, «Vis-Art» в Канаде, VAGA в Соединенных Штатах Америки, «DDG Beeldrecht» в Нидерландах. DACS в Великобритании, «Bonus» в Швеции; некоторые организации одновременно управляют правом следования и правами на другие категории произведений76.
8.3. Коллективное управление правами артистов-исполнителей и производителей фонограмм
Так же, как и в случаях, когда речь идет о некоторых АП, связанных, например, с публичным исполнением музыкальных произведений, их передачей в эфир или по кабельной сети, эффективное управление возможно лишь при посредничестве авторского общества; право артистов-исполнителей или производителей фонограмм на вознаграждение за вторичное использование (непосредственное использование фонограмм при публичном исполнении, передаче в эфир или любой другой форме сообщения для всеобщего сведения) может осуществляться лишь путем коллективного управления.
В то же время на ангажементы артистов-исполнителей для выступления «живьем» на концертах и вообще на спектаклях, в танцевальных залах и в других местах, для производства фонограмм и т. д., т. е. в целях первичного использования (выражение, которое мы применяем здесь только в качестве противопоставления термину вторичное исполъзова-
74 См. гл. 4, разд. 4,3.4.
75 Документ ВОИС CE/MPCI/2-II от 11 августа 1989 г.
76CM.:Ficsorl985: 31.
* До 1997 г. (Примеч. ред.)
____________ Коллективное управление авторскими и смежными правами_______ 413
ние\ коллективное управление не распространяется. Такие ангажементы могут оформляться при помощи индивидуальных контрактов, которые обычно и используются в таких случаях.
Тем не менее даже при отсутствии трудового договора, устанавливающего отношения зависимости, интересы и условия труда артистов-исполнителей обычно регулируются коллективными соглашениями, которые в большинстве стран имеют обязательную силу для всех работников, осуществляющих указанную деятельность.
8.3.1. Принудительные лицензии при вторичном использовании
В соответствии со статьей 12 Римской конвенции, а также согласно законодательству большинства стран, вторичное использование фонограмм, изготовленных с разрешения артиста-исполнителя, подчиняется режиму принудительных лицензий. Размеры вознаграждения устанавливаются на основании соглашения между организацией коллективного управления смежными правами и распространителями.
В отношении артистов считается обычно, что договор о выступлении с целью изготовления фонограммы или аудиовизуальной записи предполагает презумпцию juris и de jure, в силу которой артист разрешает обнародовать свое выступление (Колумбия, ст. 166А и 166С.1; Франция, ст. L. 214-1, бывшие ст. 19, 21 и 22; Доминиканская Республика, ст. 126а; Испания, ст. 102.3, и т. д.).
В отношении производителей фонограмм принято считать, что после опубликования фонограммы в коммерческих целях они не могут противиться их прямому использованию в целях сообщения для всеобщего сведения в месте, доступном для публики, или путем передачи в эфир. Однако в случае, когда фонограммы используются в рамках спектакля, французский закон в ст. L. 214-1.1, бывшей ст. 22.1 закона 1985 г., предоставляет производителям фонограмм возможность возражать против подобного использования. В указанном законе сказано (ст. L. 214-1.2), что производители фонограмм не могут воспрепятствовать полному и одновременному распространению такой эфирной передачи по кабельной сети.
Применительно к двум данным категориям бенефициаров (т. е. исполнителям и производителям фонограмм) режим принудительных лицензий на вторичное использование фонограмм обусловлен необходимостью сохранения исключительного и абсолютного права авторов на сообщение для всеобщего сведения своих произведении, учитывая то обстоятельство, что право перестает быть исключительным и абсолютным, начиная с момента, когда на один и тот же объект (в данном случае речь идет о записи исполняемого произведения) признаются другие права, носящие тот же характер77.
77 См. гл. 7, разд. 7.1, 4.2 и 7.2.3.
414__________________ Авторское право и смежные права____________________
Вознаграждение
В статье 12 Римской конвенции говорится, что «разовое справедливое вознаграждение выплачивается пользователем артистам-исполнителям, или производителям фонограмм, или им обоим <...>».
Исходя из этой нормы, которая предоставляет договаривающимся государствам свободу признавать право на вознаграждение за вторичное использование фонограмм за одной из категорий бенефициаров, предусмотренных в тексте Конвенции, либо за обоими бенефициарами, государства установили разные критерии и выплачивают вознаграждение:
• исключительно артистам-исполнителям (например, Мексика);
• исключительно производителям фонограмм (например, Филиппи
ны, Ирландия, Великобритания);
• обеим категориям бенефициаров или исключительно одной из
этих категории, при обязательном условии выплатить часть воз
награждения другому бенефициару (в следующих странах: Герма
нии, Аргентине, Австрии, Барбадосе, Боливии, Бразилии, Чили,
Колумбии, Коста-Рике, Дании, Эквадоре, Испании, Финляндии,
Франции, Италии, Норвегии, Панаме, Перу, Доминиканской Респуб
лике, Швейцарии, бывшей Чехословакии, Уругвае, Венесуэле).
В некоторых странах размеры вознаграждения определяются с общего согласия между организацией коллективного управления смежными правами и пользователями (так, например, обстоит дело в Аргентине, Бразилии, Колумбии и Уругвае).
Иногда предусматриваются другие формы определения шкалы вознаграждений в случаях, когда стороны не могут прийти к согласию: например, во Франции, где ст. L. 214-3 и L. 214-4, бывшие ст. 23 и 24 закона 1985 г., предусматривают особую систему, в соответствии с которой шкала вознаграждений и способы их выплаты устанавливаются путем заключения отдельных соглашений по каждому виду деятельности между представительными организациями артистов-исполнителей, производителей фонограмм и лицами, использующими фонограммы в целях сообщения непосредственно в публичном месте (если только они не используются в спектакле), их передачи в эфир или одновременного и полного распространения такой передачи в эфир по кабельной сети (ст. L. 214-1, бывшая ст. 22). В этих соглашениях должны быть определены условия, в соответствии с которыми лица, использующие фонограммы, выполняют взятые на себя обязательства предоставлять организациям, занимающимся сбором и распределением, подробную программу использования фонограмм и все документальные данные, необходимые для распределения вознаграждений. В соответствии с декретом министерства культуры положения таких соглашений, продолжительность которых составляет от одного до пяти лет, могут стать обязательными для всех заинтересованных лиц. Однако в случае, когда сторонам не
__________ Коллективное управление авторскими и смежными правами_______ 415
удается прийти к согласию, шкала вознаграждений и правила выплаты определяются посредством процедуры арбитражного типа, которую применяет Комиссия под председательством судьи, в состав которой входят представители официальных организаций бенефициаров и пользователей (ст. 214-4).
В некоторых странах соглашения, касающиеся шкалы вознаграждений, должны получить одобрение со стороны компетентных властей. В других странах эти власти, а также специальные судебные органы вмешиваются лишь в случаях возникновения разногласий, в частности когда возникает возможность злоупотреблений, в силу монопольного положения организаций коллективного управления^.
В ряде стран шкала вознаграждений устанавливается постановлениями правительства (например, в Чили и в Мексике).
Приведем несколько примеров действующих условий выплаты вознаграждений:
• при публичном исполнении фонограмм вознаграждение может рас
читываться пропорционально доходам, получаемым пользователем
(Аргентина), или зависеть от потенциального дохода пользователя,
например с учетом размеров танцевальных площадок (Бразилия);
• при передаче фонограмм в эфир вознаграждения могут быть про
порциональны доходам, заявленным в налоговые органы, или чи
стым доходам от телетрансляции кинематографических произведе
ний, (в Мексике оно равно 0,15% чистого дохода от подобной теле
трансляции), либо такое вознаграждение может взиматься за каждый
используемый диск, в зависимости от категории, к которой относит
ся вещательная организация (Аргентина), или устанавливается фик
сированное помесячное вознаграждение, исчисляемое исходя из
данных о мощности передатчика и числа принимающих его переда
чи слушателей (Бразилия);
• в некоторых странах взимается вознаграждение при демонстра
ции или представлении в кинозалах созданных с этой целью аудио
визуальных произведений; оно пропорционально общей сумме дохо
да предприятия проката (Мексика) или исчисляется исходя из зара
нее фиксированных сумм, в зависимости от платы за вход (Арген
тина, Чили).
8.3.3. Взимание сборов
В случае, когда речь идет о коллективном управлении смежными правами, взимание сборов производится различными видами организаций:
• организациями, представляющими исключительно артистов-ис
полнителей, такими как ANDI и ANDA в Мексике и т. д.;
78
См. выше, разд. 8.1.2.4.
ссо rip;tao и смежные нрава
• организациями, представляющими исключительно производите
лей фонограмм, например PPL в Великобритании;
• организациями смешанного характера, представляющими одно
временно артистов и производителей фонограмм, например AADI-
CAPIF в Аргентине, LSG в Австрии и т. д.;
• смешанными организациями, представляющими авторов, арти
стов и производителей фонограмм, например SAYCO-ACINPRO в
Колумбии, ECAD в Бразилии и т. д.;
• организациями авторов, уполномоченными организациями арти
стов и производителей фонограмм, например AGADU в Уругвае,
которая взимает сборы в интересах SUDEI (Уругвайская организа
ция артистов-исполнителей) и CUD (Уругвайская палата грампла
стинок).
Дата публикования: 2015-11-01; Прочитано: 182 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!