![]() |
Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | |
|
так и в том, что касается объекта охраны (произведения, созданные в результате творчества); оно отличается от них также и содержанием охраны. Де Санктис считает, что для установления юридической природы прав исполнителей проше было бы обратиться к принципам, регулирующим осуществление личных и трудовых прав, а также вопросы права, связанные с неосновательным обогащением.
В случае, когда речь идет о деятельности артистов-исполнителей, неосновательное обогащение заключается в присвоении прибыли, которую приносит работа артиста. Уменьшение вследствие этого личного дохода артиста соответствует упущенной выгоде, связанной с возможным сокращением числа его личных выступлений. Исходя из этих принципов, В. Де Санктис считает, что право на справедливое вознаграждение, провозглашаемое в итальянском законе (ст. 80), выступает в качестве обязательственного права и как таковое оно может быть полностью или частично переуступлено, и таким образом им могут воспользоваться заказчик или предприниматель, а также цессионарий вообще.
Со временем особый характер прав артистов-исполнителей проявился более отчетливо. В настоящее время в доктрине права наметилась тенденция рассматривать их в качестве автономных прав. В подтверждение этому мы можем процитировать мнения таких авторов, как К. Муше и С. А. Радаэлли (Mouchet, Radaelli 1957: 246—247), А. Де-буа (Desbois 1978: 215, par. 180), А. Чавес (Chaves: 239), В. Мораес (Moraes 1976), Г. А. Милле (Mille 1984: 277), Г. Йессен (Jessen 1986: 175), X. Р. Обон Леон (Obon Leon 1986: 55—57).
Вот мнение, которого мы вместе с К. А. Вильяльбой придерживаемся по этому вопросу: «Во многом разделяя мнение В. Де Санктиса, мы считаем, что право артистов-исполнителей имеет собственные, свойственные только ему оригинальные характеристики. Оно вытекает из артистической деятельности, которая должна охраняться в качестве неотъемлемой части личной деятельности. Работа исполнителя, может быть, никогда не записывалась или не распространялась, тем не менее она носит особый характер. Речь идет о профессиональной деятельности, в отношении которой требуется особая регламентация, что отличает ее от трудовых отношений. Она должна стать предметом особого подхода, выделяющего ее из иных видов деятельности, с которыми ее сравнивают, учитывая отсутствие собственного профессионального статуса.
Договоры об аренде произведений и услуг еще носят сегодня вспомогательный характер. То же самое можно сказать в отношении правил, которые охраняют имя, образ и право на невмешательство в личную жизнь. Речь идет об артистической деятельности, которую, однако, нельзя отделить от личности артиста в связи с записью исполняемого им произведения или его радиотрансляции либо публичного показа.
Таким образом, имеется возможность присвоения результатов этой деятельности, нанесения ей ущерба или искажения. Поэтому необходи-
Смежные права 323
мо найти способы обеспечить охрану прав, пригодную против других лиц erga omnes, в рамках которых преобладающее значение приобретают соображения, вытекающие из социального права, близкие тем, что содержатся в трудовом праве, поскольку речь может идти не только о конкуренции с собственно деятельностью артиста, но и о столкновении его интересов с интересами того профессионального сектора, к которому он принадлежит.
Учитывая характер и условия, которых требует его охрана, речь идет об индивидуальном праве, осуществляемом и управляемом коллективно, которое, таким образом, оказывается в силу необходимости связанным с профессиональными организациями» (Villalba, Lipszyc 1976: 24—25).
Объект охраны
Объектом охраны является личное выступление артиста-исполнителя. Речь идет об объекте нематериального характера, отличающемся от произведения. Таким образом, защита выступления артиста не подчинена требованию оригинальности или индивидуальности (см. гл. 2, п. 2.1.2).
Исполнитель занимается артистической деятельностью, однако, как отмечает В. Де Санктис, это выражение не является синонимом литературного или художественного творчества, так же как последнее не является синонимом выражения интеллектуальная продукция (De Sanctis 1962: № 1: 25, suiv). Выступление артиста заключается в реализации произведения, уже созданного автором и включающего всю совокупность составляющих его элементов. В. Де Санктис подчеркивает, что исполнитель является посредником между творцом и публикой, так как он передает мысль уже полностью и конкретно сформулированную автором произведения. Исполнитель необходим для того, чтобы пробудить в публике эстетические чувства, присущие исполняемому произведению, однако он не вносит ничего нового в то, что касается составляющих элементов этого произведения: произведение является вещью в себе, даже если оно создано для того, чтобы быть реализованным через исполнителя, и даже если только исполнение позволяет публике оценить это произведение.
В. Де Санктис уточняет, что это не противоречит тому, что исполнение может по своим художественным качествам оказаться выше соответствующих качеств исполняемого произведения и именно исполнение может, прежде всего, вызвать интерес публики. Он пишет далее: «Может случиться так, что актер или исполнитель вообще создаст собственный специфический образ, свой стиль, который нельзя спутать с другим, даже создать какой-то персонаж. Однако содержание этой творческой работы не является сложным комплексом идей, чувств, фактов, которые могут послужить для третьих лиц элементами для создания новых про-
II*
Дата публикования: 2015-11-01; Прочитано: 184 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!