Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Гомеровский эпос 3 страница



Это повлияло прежде всего на Францию, так как там сложилась соответствующая политическая обстановка. В жизни обоих привилегированных классов – дворянства и буржуазии - возобладали общенациональные тенденции, связанные с политическим абсолютизмом королевской власти. Классицизм во Франции возник в период укрепления абсолютной монархии, наивысший расцвет которой пришелся на период царствования Людовика 14 («Государство – это я!»), делившего общество на 3 неравные составляющие (духовенство, дворянство, третье – все остальное население). Французская абсолютная монархия выполняла в это время прогрессивную роль и стремилась подчинить себе культуру и искусство, регламентируя систему строгого подчинения правилам, организованность и упорядоченность против анархии.

Ришелье основал в 1634 году Французскую академию, Людовик 14 оказывал личное покровительство видным писателям, поэтам, музыкантам, художникам. Они должны были не посягать на устои феодального общества, поддерживать абсолютизм, укрепление абсолютной монархии, создание единого централизованного государства, что соответствовало общим национальным интересам.

Таким образом, основой классицизма стала идея государственности, борьбы против своеволия, анархии, идея службы и государственного долга, подавления личных чувств во имя государственных интересов. Художественное творчество при этом получало несколько придворный оттенок, но при этом имело и большое общечеловеческое и общенациональное содержание. Оно проявлялось в стремлении к созданию национальной литературы, в которой нашли бы выражение самые насущные жизненные интересы всей нации.

Большое влияние на формирование идей классицизма оказала и философия Декарта, его учение о разуме как высшем критерии истины, а также открытия в естественных науках (Галилей, Ньютон). Разум в художественном творчестве является единственно верным руководителем в противовес чувствам и воображению, а также противником средневековой схоластики и мракобесия религии.

Всё это вызвало соответствующее мировоззрение (рационалистическое), породившее мощное литературное направление классицизм с определенными творческими принципами. Главный эстетический принцип классицизма – требование подражания природе, то есть реальной человеческой жизни, проникновения в сущность происходящих явлений (реалистические тенденции), раскрытие основных закономерностей психической деятельности человека.

Но при этом классицисты предостерегали от подражания низменной природе, от воспроизведения грубых, безобразных, пошлых сторон действительности, природа должна представать в облагороженном виде в их произведениях.

В произведениях классицистов духовная жизнь людей была оторвана от внешних материальных форм и условий человеческого существования, материальная сторона признавалась недостойной внимания художника. Прогрессивная идея раскрытия существенного в поведении человека представала в самом общем виде, отсюда – схематизм, односторонность, однокачественность характеров.

Таким образом, классицисты обладали очень отчетливой и законченной системой гражданско-моралистических убеждений и последовательно отражали их в своем творчестве. Впервые в истории литературы творческое течение было оформлено на теоретическом уровне. Сначала законодателем классицизма стал Малерб, позднее Буало.

Франсуа де Малерб (1555 – 1628) писал торжественные оды, возвеличивавшие королевскую власть, её гражданскую деятельность, приносящую благо всему обществу, открывшую ему возможность мирного процветания. Это, на его взгляд, и явилось проявлением общих законов разума, а поэзия и должна служить разумным целям, строиться на принципах разумности, воплощать строгость и ясность мысли, стройность композиции и чистоту речи.

Никола Буало, который прославился сатирами, продолжил эти идеи в стихотворном трактате «Поэтическое искусство» («L`art poetique», 1674), ставшим манифестом французского классицизма и сформулировавшим эстетику классицизма. Все жанры в своем произведении он разделил на высокие и низкие. Каждая группа жанров должна была иметь свою особую идейно-эмоциональную направленность и соответствующую ей художественную форму.

Высокие жанры (эпопеи, оды, поэмы, трагедии) должны:

- касаться сферы государственной политической деятельности,

-обладать общим возвышенным поэтическим стилем,

-быть написаны возвышенным языком,

-не содержать никаких комических эпизодов.

Низкие жанры (сатиры, басни, комедии, эпиграммы) касаются частной жизни горожан и должны создаваться на языке, приближенном к повседневному разговорному языку.

Именно в этом нужно было опираться на творческие достижения античной литературы. Буало выражал готовность подражать античным авторам, рассматривал искусство древней Греции и Рима как классический, высший образец для подражания. При этом он ориентировался на столько на греческое (как в эпоху Возрождения), сколько на римское искусство эпохи Цезаря и империи, думал о возрождении практики великих античных героев – теоретиков искусства. Новая проблематика, другое миропонимание должны были наполнить творчество современных ему авторов, а герои всецело подчиняться рациональной мысли автора эпохи просвещенного абсолютизма.

Самыми известными авторами-классицистами являются драматурги (П.Корнель, Ж.Расин Ж.Мольер), так как драматургия в классицизме – лучшее средство показать зрителям величие гражданских добродетелей и пагубность гражданских пороков.

Для классического драматического произведения Буало выдвигает требование единства времени (конфликт возникает и разрешается за 24 часа), места (действия конфликта происходят в пределах одного помещения) и действия (только 1 сюжетная линия, без отступлений, сосредотачивается вокруг основного конфликта), требующие от драмы единого конфликта, компактности во времени и пространстве. Пьеса должна была раскрывать только добродетели или пороки действующих лиц, отвлекаясь от психологических и бытовых подробностей жизни героев, что влекло за собой явный авторский приговор.

Каждый герой на сцене действовал или говорил, чтобы выявить в себе отвлеченно понятую автором добродетель или порок, что придавало пьесе одностороннее рассудочное содержание и публицистическую направленность.

Такое же тенденциозное значение получало и развитие конфликта: события должны были приводить добродетель к торжеству, а порок к наказанию. В пьесе должна быть обязательная развязка, пусть даже иногда она происходила из-за вмешательства посторонних сил.

Классицизм формировался в борьбе против барокко с его помпезностью, нагромождением событий, пышными замысловатыми оборотами. Прециозная, то есть изысканная литература, усложненная форма при бедности содержания была характерна для этого стиля. Отсюда стремление классицизма противопоставить барокко гармонию, строгую композицию, ясность и точность языка, сосредоточиться вокруг основного конфликта, максимально приблизить пьесу к ощущениям зрителя, который её смотрит в течение нескольких часов.

Дидактический характер драматургии в основном проявлялся в «высоком» жанре гражданских трагедий, показывавших конфликт между гражданским долгом и личным чувством в сознании героя. Метод классицизма выработал особый подход к изображению человеческой личности – рационализм – торжество мысли и высокий нравственный пафос.

Значение классицизма для развития мировой литературы велико, так как он требовал от автора:

- высокой дисциплины творчества;

-принципиальности творческой мысли;

-пронизанности всего произведения и его образной системы одной идеей;

- глубокого соответствия содержания и формы.

Основоположником классической трагедии стал Пьер Корнель (1606 – 1684), драматург раннего периода классицизма, творивший в эпоху расцвета абсолютной монархии, создававший величественные образы суровых, волевых героев, воспевавший идею патриотического долга, служения государству в лице короля.

Характерная тема трагедий Корнеля – столкновение личных интересов с государственными, решаемая в пользу долга, но при этом драматург очень выразительно изображает трагедию человеческого чувства, подавляемого абсолютной государственностью. Самые известные комедии Корнеля «Сид» и «Гораций».

«Сид» не является трагедией в классическом смысле, так как это трагедия со счастливым концом (трагикомедия), сюжет произведения взят из средневекового испанского эпоса, но реально относится к Франции 17 века.

Юноша Родриго и девушка Химена любят друг друга, но жертвуют любовью из-за долга (борьбы за честь отцов). Родриго убивает на поединке отца Химены, оскорбившего пощечиной его отца. Химена требует казни Родриго за убийство своего, каждый из них в результате мечтает умереть. Долг жесток, любовь слабее долга феодальной чести. Но долг перед Родиной ещё важнее, поэтому подвиги Родриго в защиту своей страны от мавров заставляют инфанту (дочь короля) помиловать его и отдать ему в жены Химену.

Основные идеи произведения:

- общественный долг выше всего;

- идея чести (честь человека и его ценность определяется его заслугами перед государством и королем, а монарх – воплощение государственности);

- патриотизм (в общенародном значении); славу Родриго провозглашает народ как освободителю. Это было очень созвучно подъему французского народного движения против немецкого захвата, так как это произведение создавалось в эпоху тридцатилетней войны.

Этому чрезвычайно соответствовал образ Родриго – идеального воина, преданного долгу и чести, патриота и влюбленного – схематическое воплощение одной черты.

Художественные особенности пьесы вытекали из того, что она содержала целый ряд нарушений канонов классицизма:

- победа долга неполная (Химена должна выйти замуж за убийцу отца);

- действие происходит в Испании, а не использован античный сюжет;

- пощечина на сцене - непристойность, недостойная высокого стиля;

- место действия не город, а предместья города;

- время действия - 36 часов;

- единство действия нарушено побочным сюжетом (инфанта также влюблена в Родриго).

Может быть, из-за нарушений канонов классицизма эта пьеса имела огромный успех у публики, но по требованию Ришелье Академия осудила её как не полностью соответствующую канонам.

Тогда Корнель создает «суровую» трагедию «Гораций», демонстрирующую нам безоговорочное торжество долга.

Содержание произведения: действие происходит в легендарные времена доримской истории, идет война между Римом и Альба-Лонгой. В единоборство вступают по 3 брата с каждой стороны. Со стороны Рима - три брата Горации, со стороны Альба-Лонги - три брата Куриации. Старший Гораций женат на сестре Куриациев Сабине, а сестра Горациев Камилла - невеста одного из Куриациев. Гораций убивает всех троих братьев Куриациев и требует, чтобы сестра приветствовала его победу, но Камилла проклинает и его, и Рим. В ответ Гораций закалывает родную сестру, отец Горациев оправдывает его перед королем, так как, с его точки зрения, кара, понесенная его дочерью, заслуженная. Как видно, характеры героев в этой «суровой» трагедии абсолютно прямолинейны и противопоставлены друг другу как носители непримиримых принципов.

Основные идеи произведения:

- патриотизм (защита своей страны - величайшая доблесть и может оправдать все на свете);

- идея долга (пьеса демонстрирует нам жестокость абсолютного понимания долга, принцип бездушного подавления всего личного и человеческого).

Художественные особенности: все нормы классицизма жестко выполнены.

Творчество ученика и младшего коллеги Корнеля Жана Расина (1639-1699) приходится на вторую половину 17 века, когда исторические обстоятельства несколько изменяются: французский абсолютизм окончательно утвердился, подавил Фронду, стал оплотом реакции.

Трагедии Расина отражают кризис абсолютной монархии, когда героика патриотизма отходит на второй план, давая больше места анализу личных чувств и страстей человека. Драматург сосредотачивается на изображении страданий любви, душевной борьбы, внутренних противоречий. Монархи уже не оплот разума и долга, а низкие эгоисты, жестокие, творящие произвол, которые и критикует драматург.

Так происходит в «Андромахе», одной из ранних трагедий Расина, которые принято называть трагедиями обличительными.

Содержание произведения. Вдова троянца Гектора Андромаха после падения Трои оказывается в плену у греческого царя Пирра, сына Ахилла. Пирр питает любовную страсть к Андромахе, а она хочет сохранить верность погибшему мужу и своей стране. Пирр принуждает её обвенчаться с ним под угрозой выдать на смерть её ребенка. Андромаха решается умереть, но сначала обвенчаться с Пирром, чтобы спасти сына. Но у алтаря гибнет Пирр - его убила отвергнутая им невеста Гермиона, а Андромаху народ провозглашает царицей.

Основные образы трагедии:

Андромаха - символ душевной чистоты и душевная гармония.

Пирр - жестокость и злодейство (выражение - Пиррова победа);

Гермиона - символ страсти и мести.

В трагедии «Федра», написанной на известный античный сюжет, уже однажды воплощенный Эврипидом, также изображается борьба страстей, противоречия изуродованной любви в обстановке придворных интриг и соперничества.

Основное содержание: несчастная царица Федра, полюбившая своего пасынка Ипполита, стыдится своего чувства, но не может справиться с собой. Она признается Ипполиту в любви, он в ужасе отвергает её. Федра из мести позволяет своей кормилице оклеветать Ипполита. После казни юноши она раскаивается (отличие от Эврипида) и перед смертью открывает правду мужу.

Низкий жанр эпохи классицизма был представлен комедиями Жана Батиста Поклена, сочинявшего под псевдонимом Мольер (1622-1673). Комедии Мольера разоблачали пороки современного общества, поэтому его изображение характеров было более конкретным.

Биография. Мольер - актерский псевдоним. Драматург родился в семье богатого парижского купца, придворного обойщика, который впоследствии стал королевским камердинером. Мольер - старший сын от первого брака - должен был стать продолжателем фамилии и дела, учился в Клермонском коллеже при Орлеанском Университете, выдержал экзамен на лиценциата права (адвоката), но захотел стать актером, что вызвало резкое сопротивление отца. Актерская профессия в обществе считалась подлым занятием. Даже указ Луи 13 об учреждении гильдии актеров, то есть о приравнивании их к остальным ремесленникам, не помог.

В 1643 году, порвав отношения с отцом, Мольер основал театр с семьей Бежар, а через 2 года отправился с провинцию с труппой Дюфрена, потом сам её возглавил. 13 лет гастролировали они в провинции. Мольер, который первоначально был комиком, потом стал руководителем труппы, начинает создавать свои первые пьесы, это были комедии, наименее разработанный во Франции 17 века жанр.

В 1658 году труппа возвращается в Париж, где пьеса Мольера «Влюбленный доктор» очень нравится королю, и тот оставляет труппу в столице, создав для неё придворный театр «Пти-Бурбон». Комедии Мольера и его театр имели очень большой успех у публики, что вызывало недовольство в аристократическом реакционном лагере. Король поддерживал своего комедиографа, духовенство и знать ненавидели, так как являлись действующими лицами его комедий. Одну из пьес («Тартюф») запретили, так как главный отрицательный герой первоначально был изображен священником. С большим трудом после переделок пьеса была возобновлена через 5 лет. К этому добавились огорчения в личной жизни. 17 февраля Мольер умер на сцене во время спектакля «Мнимый больной».

После смерти произошла позорная история с его погребением (он умер на сцене, без покаяния, занимаясь подлым ремеслом, поэтому отпевать его и хоронить в ограде кладбища не хотели). Только вмешательство короля разрешило ситуацию.

Творческая концепция Мольера:

- демократические взгляды драматурга. Мольер выбирает комедию для своего творчества, потому что считает её средством воздействия на общество. Она может не только развлекать, но и поучать, исправлять общественные недостатки, а для этого должна быть верной действительности. Мольер ставил комедию выше трагедии (вопреки классификации Буало), так как трагедия изображает идеалы, а комедия - обычных людей;

- социально-сатирическая комедия призвана обличать пороки общества. Создавая сатиру на дворянство, духовенство, буржуазию, Мольер опирается на природу (человек должен следовать природе) и разум (чувства и страсти надо ограничивать им);

- критика современного общества с народных, демократических позиций, поэтому носителями «здравого смысла» в его комедиях всегда являются слуги, превосходящие господ по уму и нравственным качествам;

- поиски формы комедии - от комедии-фарса к комедии нравов («Мещанин во дворянстве») и характеров («Тартюф»);

- своеобразное отношение к требованиям классицизма. Мольер в основном соблюдает правило 3-х единств. Композиция его произведений отличается последовательностью и симметрией. Он сосредотачивает внимание зрителей на диалоге. Его персонажи представляют собой обобщенное выражение морально-психологических качеств или воплощение смешной слабости.

Но во многих своих пьесах Мольер вольно обращается с требованием 3-х единств, не забывает фарсовые традиции (поэтому Буало называл его пьесы грубыми и непристойными). Мольер изображает в некоторых пьесах деревню, хотя её исключали в классицистских произведениях.

Комедия «Тартюф» (1669) направлена против религиозного ханжества и лицемерия.

Основное содержание. Тартюф попадает в семью богатого буржуа Оргона, растаивает помолвку дочери Оргона Марианны, настраивает отца против сына, сватается к Марианне, одновременно ухаживая за женой Оргона. Оргон в восторге от благородного и благочестивого Тартюфа, дарит ему дом, готов женить на Марианне, делает его своим наследником. В руки Тартюфа попадает шкатулка с письмами друга Оргона, политического изгнанника (намек на «Общество святых даров»). Когда Оргон прозрел, уже поздно, так как Тартюф предъявляет права на имущество, пишет на него донос, добивается разорения Оргона, чтобы тот с семьей оказался на улице. Только вмешательство короля всех спасает.

Основные идеи:

- высмеивание духовенства. Первоначально Тартюф был изображен монахом, который за внешним благочестием и ханжеством скрывает жадность, подлость, разврат. Тартюф, хоть и переделанный Мольером, продолжал восприниматься современниками как карикатура на духовенство, яркая клерикальная сатира.

- участие Мольера в социально-политической борьбе во Франции на стороне передовых сил, так как связь Тартюфа, отрицательного персонажа с политической реакцией очевидна.

Комедия «Дон Жуан» (1665) содержит критику господствующего феодального сословия - дворянства, так как главный герой комедии изображен порочной натурой, хищником, бездельником, паразитом и эгоистом, в чем нас убеждают обличительные речи слуги Сганареля. При этом для наказания героя Мольер сохранил традиционный фантастический финал.

Комедия «Мизантроп» (1666), посвященная разоблачению аристократии, более всего соответствует канонам классицизма. Юноша Альцест не может ужиться с аристократическим обществом, наполненным подлецами, подхалимами, карьеристами, несправедливостью. Он обличает пороки общества, за что и получает своё прозвище Мизантроп, то есть человеконенавистник. Многие исследователи отмечают сходство тематики и типажа главного героя с комедией А.С.Грибоедова «Горе от ума».

Комедия «Скупой» (1668) направлена против буржуазии, а сюжет Мольер заимствовал у Плавта («Горшок»). Главный герой Гарпагон - стяжатель с большим состоянием, символизирует стяжательство в гиперболизированном виде, так как все остальное, что есть в человеке, в нем умерло.

Показывая страшную разрушительную силу денег, Мольер рисует, как она разрушает семью Героя, так как он препятствует браку сына, выдает дочь замуж за богатого старика. Сын Гарпагона Клеонт берет у ростовщика деньги взаймы до смерти отца. А ростовщик, сам Гарпагон, не знает, что одолжил сыну деньги под залог собственной жизни.

Комедия «Мещанин до дворянстве» (1670) представляет собой социально-бытовую комедию, высмеивающую нравы буржуазии и дворянства. Мольер избирает жанр комедии-балета, вводя в пьесу танцевальные номера, тесно связанные с действием. Исторические условия во Франции, о которых написана пьеса, довольно любопытны, так как дворянство и буржуазия находятся в обществе в равновесии. У буржуазии есть деньги, у дворянства - власть и сила. Буржуазия пока ещё очень слаба, чтобы требовать власти, поэтому ищет сближения и точек соприкосновения с дворянством, мечтая использовать брак и родство в погоне за аристократическими титулами, манерами, образованием.

Основное содержание: господин Журден, богатый купец, решил получить образование, для этого нанял учителей музыки, танцев, фехтования, философии. Мольер высмеивает и Журдена, который смотрит на науку с чисто практической точки зрения, уверенный, что за деньги можно купить всё, и его учителей с их формалистической наукой. Затем мы узнаем, как Журден ведет себя в семье: обманывает жену, грубит служанке Николь, запрещает дочери Люсиль выходить за Клеонта, так как тот не аристократ. Появляющиеся в доме Журдена граф Дорант и маркиза Доримена представляют собой сатиру на аристократию, так как это люди без чести и совести, обманывают хозяина. Конфликт между Журденом, его дочерью Николь и её возлюбленным Клеонтом представляет собой конфликт обычных людей, естественного человеческого чувства любви без всякого расчета.

Третья социальная сила в данной комедии представлена слугами, служанкой дочери Николь и слугой Клеонта Ковьелем, которые представляют собой народные низы, положительное, естественное гуманистическое начало. Их трезвый реалистичный взгляд на жизнь приводит к тому, чтоб желание их господ исполнилось. В результате церемонии посвящения в мамамуши, которое является высшей точкой уродливого поведения Журдена и кульминацией пьесы, в 5 акте наступает развязка - целых три свадьбы.

Основные черты комедии:

- критика дворянства и буржуазии. Мольер буржуазию критикует мягче. чем аристократию, так как дворянская манию Журдена не затмевает полностью его характера и натуры;

- гуманистическое представление о человеческом достоинстве. В пьесе Клеонт прямо заявляет, что человека надо ценить не по его происхождению, а по его достоинствам;

- правила 3-х единств соблюдены;

- мастерски написан диалог, тонкий юмор диалогов раскрывает комизм внешних положений, комические сцены непонимания, в которые попадают герои;

- язык комедии близок к разговорному, хорошо дифференцирована речь героев.

Литература эпохи Просвещения (18 в.)

Стадия развития мирового литературного процесса, следующая за классицизмом, называется век Просвещения или просветительства. Это название вполне применимо только к французской литературе, в которой в течение 60 лет - от постановки первой пьесы Вольтера «Эдип» (1718) до последней трагедии «Ирина» (1778), а также благодаря творчеству Ж.-Ж. Руссо и Дени Дидро сформировалось это направление.

Просветительство как общий склад идеологического мышления проявлялось по-разному (у Вольтера - либеральный взгляд, у Дидро - демократический), но было связано с тем периодом истории, когда феодальный абсолютизм потерял свою национальную прогрессивность и проявлял реакционную антинародную и антинациональную сущность. А буржуазный строй, идущий на смену, был не очень развит и не мог обнаружить свойственный ему глубокий классовый антагонизм - отсюда иллюзия разумности и свободы буржуазного строя.

В других странах сложился политический союз правящих реакционных кругов дворянства и промышленной буржуазии, на вид прогрессивный, на деле же антинародный и пользующийся ослабленностью демократического движения. Просветительство в Англии (1790 - 1810) представлено Годвином, Уолкотом, Шелли, в России (1870-1900) - Короленко. Степняком-Кравчинским, Маминым-Сибиряком, Чеховым.

Несмотря на совершенно разные стадии общественного развития в сознании прогрессивно мыслящих людей возникает просветительский склад мышления, включающий в себя:

- враждебность к господствующему реакционному строю:

- стремление к освобождению народных масс;

- стремление к развитию прогрессивных форм социально-политической и культурной жизни общества, способствующих раскрепощению народных масс;

- уверенность, что уничтожение реакционного феодально-абсолютистского или дворянско-буржуазного строя и установление прогрессивных форм развития создадут в стране всеобщее благосостояние - утопические идеалы просветительства - самая характерная черта просвещения;

- литература - важнейшее средство в борьбе за идеалы, вера в революционизирующую силу искусства (особенно во Франции);

- разум и природа - основные критерии жизни человека и искусства. Идея «естественного человека», что означало возврат к природе, ликвидацию феодализма, установление равенства, раскрытие нормальных естественных человеческих качеств.

Просветительство не связано с каким-либо определенным творческим методом - это может быть классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм. Это не стадия собственно литературного развития, это идеология, поэтому правильнее будет говорить об эпохе господства сентиментализма и романтизма ( вторая половина 18 века - первая треть 19).

В отличие от титанов Возрождения в литературное движение пришло третье сословие (буржуазия, крестьяне, ремесленники). Своим главным делом они считали борьбу против феодальной культуры: власти религии, монархических идей, теории божественного характера королевской власти, против манерных и развращенных придворных стилей рококо и барокко. Классицизм обретает просветительский характер в 18 веке (Вольтер, Гете). Развивается просветительский реализм с появлением английских реалистических романов (Дефо, Фильдинг, Смоллетт).

Развиваются реалистические жанры драматургии (мещанская драма) с элементами сентиментализма. Правдивая обстановка, детали быта, естественный человек, но ситуация заведомо нетипичная, хотя автор и верит в человека, в его могущество и безграничные возможности человеческой личности.

Литература первой половины 18 века

Просвещение раньше всего возникает в Англии (буржуазная революция произошла там ещё в 17 веке) - Дефо, Ричардсон, Смоллетт, Свифт.

Творчество Даниэля Дефо представляет собой ранний этап развития реалистического романа. Биография - (1661-1731) - сын лондонского торговца свечами и сам торговец, политический деятель, коммерсант, журналист, писатель. В век колониальных разбоев и крупных спекуляций писал памфлеты против сторонников феодальной монархии, трактаты, прославляющие буржуазную деятельность.

1719 год - год написания им самого первого и самого из0вестного романа - «Жизнь и удивительные приключения морехода Робинзона Крузо, написанные им самим».

Робинзон Крузо - настоящий буржуа, работорговец и эксплуататор, но при этом автор придает ему и черты добропорядочности, честности, здравого смысла и добродетели. Тем не менее, выгода у него на первом месте, он всегда пытается чем-нибудь воспользоваться.

На необитаемом острове все положительные качества героя (предприимчивость, упорство, энергия) получают реальное приложение (строит хижину, расширяет пещеру, выдалбливает лодку, возводит стены для защиты от дикарей, приручает коз, возделывает землю, получая из горсти зерна урожай).

Опасности и затруднения (солнце, птицы, звери, землетрясение, людоеды) заставляют Робинзона Крузо повторить путь человечества, причем Дефо описывает все это с деталями и цифрами. В результате история созидательных усилий героя становится восторженным гимном человеческому труду и разуму. Впервые в истории мировой литературы тема труда становится центральной темой большого художественного произведения, звучит вера в человека, в его творческие возможности.





Дата публикования: 2015-11-01; Прочитано: 201 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.017 с)...