Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Церковная реформа 1653 г. Раскол Русской Православной Церкви



Причины реформы: 1. В богослужебных книгах за века накопи­лись разночтения. Требовалась их унификация (единообразие).

2. Разногласия в церковных обрядах также требовали унификации.

3. Низкий уровень грамотности и не слишком высоконравственное поведение церковнослужителей, что стало предметом сатиры XVII в.

Соборное Уложение 1649 г. ограничило рост церковного землевладе­ния и урезало иммунитетные права мона­стырей.

В 40-е гг. XVII в. в Москве сложился «Кружок ревнителей древнего благочестия» во главе с царским духовником Стефаном Вони­фáтьевым. Члены кружка Никон, Иван Неронов, Фёдор Ртищев, Аввакýм Петров и др. стремились поднять нравственность священников, противодействовать проникновению светских начал в духовную жизнь. Их поддержал царь Алексей Михайлович. Однако разногласия возникли при выборе образцов, по которым надлежало производить исправления церковных книг. Авва­кум считал, что за основу нужно взять древнерус­ские книги. Никон был за греческие (византийские) ориги­налы, что соответствовало концеп­ции «Москва – третий Рим».

Никон (в миру мордвин Никита Ми́нов) (1605–1681) прославился аскетизмом и подвижничеством, жил в скиту на Белом море. Никон, обладая непреклонным характером, имел большое влияние на царя Алексея Михайловича, который называл его своим «собинным (особенным) другом». Став в 1652 г. патриархом, Никон с 1653 г. приступил к ре­форме.

Против «никониан» выступили Аввакум Петров (1621/1622–1682 гг.), Иван Неронов (1591–1670 гг.), боярыня Феодосия Морозова и её се­стра княгиня Евдокия Урусова. Они были сосланы и умерли в земляной тюрьме в г. Боровске. (Этим событиям посвящена картина В.И. Сурикова «Боярыня Морозова»). На церковных собо­рах 1654, 1656, 1658 гг. противники реформы были обвинены в расколе, отлучены от церкви и преданы проклятию. Церковный собор 1666–1667 гг. обязал сжигать «раскольников». И. Неронов на этом соборе раскаялся и был прощён. «Раскольники» скрывались в отда­лённых лесах Севера, Завол­жья, Урала, где строили скиты (мона­стыри). При приближении кара­тельных войск они устраивали «гарь» – самосожжение. Лидер раскола протопóп Ав­вакýм Пет­ров (Петрович), быв­ший старший священник г. Юрьевец-Повольский (ныне в Ивановской обл.), талантливый публицист и проповедник, 15 лет провёл в ссылке в земляной тюрьме в г. Пустозёрске, где создал своё знаменитое «Житие». Аввакум в 1682 г. написал резкое письмо царю Фёдору Алексеевичу и был сожжён в срубе «за хулу на царский дом». От старой веры он не отрёкся. (Существует версия, что он погиб при самосожжении).

Обряды никониан и старообрядцев

Старообрядцы Никониане (новообрядцы)
  1.Крещение двумя пальца­ми. 2.Земные поклоны. 3.Двукратное пение «алли­луйя». 4.Написание имени Спасителя – Исус. 5.Служение литургии на 5 просфо­рах. 6.Движение вокруг аналоя «посо­лонь» (по солнцу). 7.Исправление книг по древнерус­ским образцам.       1.Крещение тремя пальцами. 2.Поясные поклоны. 3.Троекратное пение «аллилуйя». 4.Написание имени Спасителя – Иисус. 5.Служение литургии на 7 просфорах. 6.Движение вокруг аналоя «против солнца». 7.Исправление книг по греческим образцам.  

Соловецкое восстание («сидение») 1668–1676 гг. В Соловецком мона­стыре отбывали ссылку более 100 противников никоновской реформы, а также сподвижники Степана Разина, крестьяне, посадские люди. Они захватили власть в монастыре. Карательное войско (1 тыс. чел.) во главе со стрелецким сотником Чадуевым осадило монастырь. Оборону монастыря возглавил Фадейка-сапожник. Движение приняло не только религиозную, но и социальную окраску. Защищая ста­рую веру, народ выражал протест и против социальной эксплуатации. После 8 лет осады монах-перебежчик Феоктист указал стрельцам тайный проход в стене. Монастырь был взят, его защитники перебиты. Из 500 человек в живых осталось 60.

Конфликт церкви и светской власти. Падение Никона. Патриарх Никон подчёркивал пре­восходство духовной власти над светской: «священство выше царства», поскольку патриарх представляет Бога, а светская власть – от Бога. «Яко же месяц емлет себе свет от солн­ца... токожде и царь поемлет посвящение, помазание и венчание от архиерея». Это привело к конфликту. В 1658 г. царь потребовал, чтобы Никон не именовался впредь великим госуда­рем. Никон заявил, что не желает быть патриархом в Москве, и уехал в Новоиерусалимский монастырь. Он рассчитывал, что царь уступит, но ошибся. Церковный собор 1666–1667 г. поддержал царя и лишил Никона патриаршего сана. Никона сослали вначале в Фера­понтов, а затем – в Кирилло-Белозерский монастырь. Церковная власть подчинилась царю.

Восстание Степана Разина (1670 – 1671 гг.). Причины:

-закрепощение крестьян по Соборному Уло­жению 1649 г.;

-избыток на Дону беглых крестьян;





Дата публикования: 2015-11-01; Прочитано: 329 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...