Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Концепция власти патриарха Никона



Еще в концу XVII в. у Петра I возникает замысел провести церковную реформу по протестантскому (англиканскому) образцу. Идеологом такой реформы (упразднения патриаршества и введения синодальной системы управления Русской православной церковью, в условиях которой священнослужители фактически становились государственными служащими, а монарх возглавлял всю церковную иерархию) и стал Феофан Прокопович (1681-1736). Его главное произведение – трактат «Правда воли монаршей» – результат адаптации теории естественного права и общественного договора к российским условиям начала XVIII в. В своем учении Ф. Прокопович опирается на идеи Г. Гроция и Т. Гоббса. При этом он использует двойную систему аргументации: с помощью Священного Писания и опираясь на рационалистическую теорию общественного договора. Ф. Прокопович исходит из гипотезы о естественном (догосударственном) состоянии «войны всех против всех». Постепенно разум как главное свойство человека приводит его к познанию естественных законов. Инстинкты самосохранения и продолжения рода побуждают людей прекратить естественное состояние и заключить общественный договор, учреждающий государство. Ф. Прокопович примирил идеи богоустановленности государственной власти и общественного договора: народной волей при выборе первого монарха руководит Божественный промысел. После заключения общественного договора народ обязан безгранично повиноваться монарху, он уже не обладает суверенитетом и какими-то правами по отношению к монарху. Монарх, в свою очередь, должен владеть народом для его общей пользы. Народ, отдавший однажды свою волю монарху, не может отобрать ее обратно, вернуться к естественному состоянию или изменить форму государственного правления. Ф. Прокопович формулирует принципы верховенства государственной власти в обществе: абсолютность; несвязанность никакими законами; безответственность; неприкосновенность. Ф. Прокопович утверждал: «Вся правда, и Божеская, и человеческая, во власти монарха». Он писал, что абсолютный монарх подчинен только Божественному суду, но не земным церковным властям. Из этого следовала необходимость подчинения церкви государству и лично монарху. Ф. Прокопович выделяет три основные формы правления (по Аристотелю), при этом он явно симпатизирует монархии (особенно неограниченной, так как монарх не должен быть связан каким бы то ни было договором или ограничением иного рода). Благодаря Ф. Прокоповичу в России в начале XVIII в. появилась светская политическая теория с характерными для нее понятиями общего блага, формы правления.

7. Старообрядчество – протопоп Аввакум.

Старообря́дчество, древлеправосла́вие — совокупность религиозных течений и организаций в русле русской православной традиции, отвергающих предпринятую в 1650-х — 1660-х патриархом Никоном и царём Алексеем Михайловичем церковную реформу.

Мыслитель, писатель, публицист. Родился в с. Григорово под Н. Новгородом в семье священника. В 1638 женился на 14-летней Анастасии Марковне, которая на всю жизнь стала его верной спутницей и матерью восьми их детей. В 1642 был рукоположен в дьяконы. В 1952 был возведен в протопопы, т. е. старшие священники. В конце того же года начинает служить в Москве в Казанском соборе. В эти годы Аввакум принимает участие в кружке «ревнителей благочестия», или «боголюбцев», который возглавлял царский духовник Стефан Вонифатьев. В этот же кружок входил нижегородский митрополит и будущий патриарх Никон. Единство взглядов протопопа Аввакума и Никона в этот период подчеркивает и тот факт, что подпись Аввакума стоит под челобитной царю с просьбой назначить Никона патриархом. Став в 1652 патриархом, уже в следующем 1653 Никон предпринял первые шаги по осуществлению церковной реформы. Протопоп Аввакум оказался в числе самых ярых противников реформы, а вскоре вообще становится лидером движения «древлего благочестия», объединившим всех, кто выступал за сохранение старой веры. Осенью того же года он был арестован и сослан в Тобольск, где вместе с семьей до 1655. От более сурового наказания — расстрижения — его спасло лишь заступничество царя. С 1656 по 1661 Аввакума с его семьей по Новому указу Никона включили в состав отряда сибирского землепроходца Афанасия Пашкова, и они были вынуждены пройти вместе с ним тяжелейший многолетний путь от Енисейска до устья р. Нерчи. Несгибаемый протопоп продолжал свою активную проповедническую деятельность и постоянно вступал в конфликты с церковными и светскими властями. Подвергался наказаниям — вплоть до заключения в холодную башню и битья кнутом.

В н. 60-х отношение власти к ссыльным старообрядцам ненадолго изменилось, — отправив в опалу Никона, государь решил вернуть некоторых из них в Москву. Возвращение Аввакума продолжалось 3 года (1661—64). В мае 1664 Аввакум оказался в Москве. Царь встретил бывших ссыльных ласково. Аввакум знакомится с Епифанием Славинецким и Симеоном Полоцким, ведет с ними богословские споры. Однако, увидев, что Алексей Михайлович, отлучив от себя Никона, не собирается отменять реформы, он вновь восстал за старую веру. В итоге в авг. 1664 его с семьей ссылают на север в Пустозерск.

До Пустозерска они доехать не успели, их задержали в печорском г. Мезени. 1 марта 1666 Аввакум был возвращен в Москву на Церковный собор. На заседаниях собора он вел бурную полемику, но решения собора были суровы: Аввакума и его соратников расстригли и предали анафеме, многим урезали языки. Анафему наложили и на старые обряды. В к. 1667 Аввакума и 4 его сподвижников (священников Никифора и Лазаря, дьякона Федора и инока Епифания) вновь сослали в Пустозерск, где заточили в земляную тюрьму. Из земляной тюрьмы Аввакум продолжал рассылать многочисленные послания своим сторонникам, защитникам старой веры, ободрял их и поддерживал. В н. 80-х начались новые гонения на старообрядцев. 14 апр. 1682 протопоп Аввакум вместе с 3 своим соузниками был казнен сожжением в срубе.

Аввакум — автор более 80 литературных и публицистических произведений. «Книга бесед», написанная в 1669—75, содержит 10 бесед о сути расхождений между старообрядцами и сторонниками церковной реформы. «Книга толкований» (1673—76) содержит толкования на различные библейские тексты. «Книга обличений, или Евангелие вечное» (1679) — результат догматического спора Аввакума с дьяконом Федором по ряду богословских вопросов. Перу Аввакума также принадлежат разнообразные послания и челобитные. Самое значительное его сочинение — «Житие протопопа Аввакума, им самим написанное», которое считается выдающимся памятником литературы XVII в. Все эти произведение проникнуты одной главной идеей — защитой старой веры.

Анализ сочинений протопопа Аввакума позволяет сделать вывод, что споры по поводу обрядовой стороны жизни Русской православной церкви были лишь средством выражения более глубинных противоречий. Главное противоречие — старообрядцы и сторонники церковной реформы по-разному видели цели и пути дальнейшего развития России.

8. Юридическая мысль Ф. Прокоповича «Правда воли монаршей».

Еще в концу XVII в. у Петра I возникает замысел провести церковную реформу по протестантскому (англиканскому) образцу. Идеологом такой реформы (упразднения патриаршества и введения синодальной системы управления Русской православной церковью, в условиях которой священнослужители фактически становились государственными служащими, а монарх возглавлял всю церковную иерархию) и стал Феофан Прокопович (1681-1736). Его главное произведение – трактат «Правда воли монаршей» – результат адаптации теории естественного права и общественного договора к российским условиям начала XVIII в.

В своем учении Ф. Прокопович опирается на идеи Г. Гроция и Т. Гоббса. При этом он использует двойную систему аргументации: с помощью Священного Писания и опираясь на рационалистическую теорию общественного договора.

Ф. Прокопович исходит из гипотезы о естественном (догосударственном) состоянии «войны всех против всех». Постепенно разум как главное свойство человека приводит его к познанию естественных законов. Инстинкты самосохранения и продолжения рода побуждают людей прекратить естественное состояние и заключить общественный договор, учреждающий государство. Ф. Прокопович примирил идеи богоустановленности государственной власти и общественного договора: народной волей при выборе первого монарха руководит Божественный промысел.

После заключения общественного договора народ обязан безгранично повиноваться монарху, он уже не обладает суверенитетом и какими-то правами по отношению к монарху. Монарх, в свою очередь, должен владеть народом для его общей пользы. Народ, отдавший однажды свою волю монарху, не может отобрать ее обратно, вернуться к естественному состоянию или изменить форму государственного правления.

Ф. Прокопович формулирует принципы верховенства государственной власти в обществе: абсолютность; несвязанность никакими законами; безответственность; неприкосновенность. Ф. Прокопович утверждал: «Вся правда, и Божеская, и человеческая, во власти монарха». Он писал, что абсолютный монарх подчинен только Божественному суду, но не земным церковным властям. Из этого следовала необходимость подчинения церкви государству и лично монарху.

Ф. Прокопович выделяет три основные формы правления (по Аристотелю), при этом он явно симпатизирует монархии (особенно неограниченной, так как монарх не должен быть связан каким бы то ни было договором или ограничением иного рода).

Благодаря Ф. Прокоповичу в России в начале XVIII в. появилась светская политическая теория с характерными для нее понятиями общего блага, формы правления и пр. Он дал эффективное идеологическое обоснование упразднению патриаршества на Руси в 1700 г., петровской церковной реформе 1721 г. Более того, он обосновывает полицейский абсолютизм Петра I.

9. Взгляды И. Посошкова «О скудости и богатстве».

Иван Тихонович Посошков (1652-1726) — экономист-мыслитель, пытавшийся решать острые проблемы жизни. К концу жизни Посошков написал книгу "О скудости и богатстве. Книга "О скудости и богатстве" принадлежит к числу выдающихся произведений не только русской, но и мировой ЭКОНОМИЧЕСКОЙ литературы. Устранение скудости и умножение богатства России — центральная ее тема. В ней всесторонне анализируется жизнь страны, её недостатки, содержатся практические указания к их устранению. Посошков различает богатство вещественное и невещественное. Под вещественным богатством он разумел богатство государства (казны) и богатство народа, под невещественным — "истинную правду", т.е. законность, правовые условия, хорошее управление страной. Для уничтожения скудости и достижения богатства в стране наибольшее значение имеют два следующих наставления Посошкова: заставить всех людей работать, причем прилежно и производительно, уничтожить праздность во всех ее видах; решительно бороться с непроизводительными затратами, осуществлять строжайшую экономию во всем. Особенно большое внимание Посошков уделял вопросам развития русской промышленности. Посошков много места в своем сочинении отводит вопросам торговли. В стремлении сделать русское купечество монополистом в торговле он предлагал запретить дворянам и крестьянам заниматься торговлей. Преследуя цель устранить конкуренцию и игру цен на рынке. Внимательно относился Посошков и к проблемам внешней торговли. Он предлагал такую систему организации внешней торговли, которая, по его мнению, способна обеспечить русским купцам господствующее положение и защитить их от конкуренции со стороны иностранного торгового капитала. Посошков выражал и интересы крестьянства. Он подверг резкой критике ничем не ограниченную эксплуатацию крестьян помещиками, хотел понять причины скудости крестьянства, найти пути к ее устранению. Заслуга Посошкова состоит в том, что он сумел правильно, в пределах своей эпохи, понять основные задачи России. Это был один из первых русских писателей-экономистов, давших развернутую и стройную систему экономических взглядов.

10. Проект ограничения самодержавной власти – кондиции.

«Кондиции», подписанные Анной Иоанновной, явились первым известным подлинным актом ограничения самодержавной власти в России. Хотя попытка членов Верховного тайного совета ограничить самодержавие Анны Иоанновны потерпела неудачу, однако прецедент для будущих многочисленных проектов государственного устройства России был создан. «Кондиции» были особыми ограничительными пунктами, которые Верховный тайный совет выставил как необходимое условие принятия короны родственницей Петра Великого.

Документ значительно ограничивал самостоятельную роль императрицы и закреплял главенствующее положение Верховного тайного совета в новой системе монархии. Вне компетенции Анны Иоанновны оказывались внешнеполитические вопросы, введение новых налогов, производство в чины, производство репрессий, земельные пожалования, распоряжение государственными доходами. Она обязывалась не вступать в брак и не назначать наследников. 25 января в Митаве Анна Иоанновна кондиции подписала и отправилась в Москву. Ознакомление высших чинов и «знатного шляхетства» с содержанием «кондиций» и других документов, выработанных «верховниками», привело к протесту большей части дворянства против власти «немногих». Этими настроениями воспользовалась Анна Иоанновна, которая сумела восстановить самодержавие под предлогом обращения к ней группы дворянства с пожеланием отмены «кондиций». 25 февраля 1730 г. в Кремлевском дворце «кондиции» были собственноручно «изодраны» императрицей на глазах «верховников» и дворян. 4 марта Верховный тайный совет был упразднен. Затем состоялась расправа над семействами Голицыных и Долгоруких.

Текст

Понеже по воле всемогущего Бога и по общему желанию российского народа мы по преставлении всепресветлейшего державнейшего Великого государя Петра Второго, императора и самодержца Всероссийского, нашего любезнейшего Государя племянника, императорский всероссийский престол восприяли и, следуя Божественному закону, правительство свое таким образом вести намерена и желаю, дабы оное в начале к прославлению божеского имени и к благополучию всего нашего государства и всех верных наших подданных служить могло. — Того ради, чрез сие наикрепчайше обещаемся, что и наиглавнейшее мое попечение и старание будет не только о содержании, но и крайнем и всевозможном распространении православные нашея веры греческого исповедания, такожде, по приятии короны российской, в супружество во всю мою жизнь не вступать и наследника, ни при себе, ни по себе никого не определять. Еше обещаемся, что понеже целость и благополучие всякого государства от благих советов состоит; того ради мы ныне уже учрежденный Верховный тайный совет в восьми персонах всегда содержать и без оного Верховного тайного совета согласия:

1. Ни с кем войны не всчинять.

2. Миру не заключать.

3. Верных наших подданных никакими новыми податми не отягощать.

4. В знатные чины, как в статцкие, так и в военные, сухопутные и морские, выше полковничья ранга не жаловать, ниже к знатным делам никого не определять, и гвардии и прочим полкам быть под ведением Верховного тайного совета

5. У шляхетства живота и имения и чести без суда не отымать.

6. Вотчины и деревни не жаловать.

7. В придворные чины, как русских, так и иноземцев, без совету Верховного Тайного совета не производить.

8. Государственные доходы в расход не употреблять — и всех верных своих поданных в неотменной своей милости содержать. А. буде чего по сему обещанию не исполню и не додержу, то лишена буду короны российской.

11. Московский университет: его роль в становлении отечественной юриспруденции.

Московский университет учрежден в 1755 г. по инициативе Ломоносова и Шувалова.

Юридический факультет Московского университета— один из первых трёх факультетов. Занятия на юридическом факультете начались в 1758 году. Этот год можно считать годом зарождения юридического образования в России. Юридический факультет играл ведущую роль в университете.

Преподавателями юридического факультета Московского университета и энциклопедии права в частности были иностранцы. Первый профессор, призванный преподавать на юридическом факультете, прибыл в Москву в сентябре 1756 г. Филипп Генрих Дильтей - доктор права из Вены. Дильтей преподавал на юридическом факультете пять курсов: по естественному, римскому, гражданскому, государственному и уголовному праву. В 1764 г. по рекомендации Герарда Фридриха Миллера, члена Петербургской Академии наук, для преподавания курса всеобщей юриспруденции был приглашен немецкий преподаватель Карл-Генрих Лангер. В этот период имело место приспособление западноевропейских, в основном германских схем к условиям российской правовой жизни. Это было обусловлено рядом причин, в частности тем, что первые профессора приглашались в Московский университет из Австрии и Германии.

Первыми же отечественными профессорами права стали: «римских и российских прав» доктор Московского университета, публичный ординарный профессор юриспруденции и Императорской академии член - Семен Ефимович Десницкий и Иван Андреевич Третьяков, получившие образование в Англии в университете г.Глазго. С. Е. Десницкому было поручено читать в университете курс «Римское право по институциям, с применением к русскому праву отдельных законов», в мае 1768 г. ему было присвоено звание экстраординарного профессора с правом участвовать в заседаниях университетской конференции. После шести лет успешной педагогической деятельности Десницкий получил звание ординарного профессора и с 1773 г. занимал кафедру российского законоведения.

Будучи профессором юридического факультета, Десницкий способствовал окончательному оформлению русской теоретической юриспруденции в самостоятельную науку и учебную дисциплину. В 1773 г. ученому удалось добиться открытия в рамках юридического факультета кафедры русского законоведения и начать чтение лекционного курса по этому важнейшему для будущих отечественных юристов предмету. Изучение русского права С. Е. Десницкий считал важнейшей задачей университетской системы образования. При этом единственным методом, способным дать студентам знания российского права, С Е. Десницкий полагал метод научного его изучения. В отсутствии науки русского права он видел главный недостаток формировавшегося в России юридического образования.

12. Юридическая доктрина просвещённого абсолютизма.

В России, как и в других европейских странах, переходная эпоха от феодализма к капитализму породила идеологию Просвещения. К периоду просвещенного абсолютизма относятся 60-е гг. – время правления императрицы Екатерины II. Важной чертой политики просвещенного абсолютизма, на которую указывают исследователи, было стремление монархов ослабить остроту социальных противоречий в своих странах путем совершенствования политической надстройки.

В России, как и в других европейских странах, переходная эпоха от феодализма к капитализму породила идеологию Просвещения. К периоду просвещенного абсолютизма относятся 60-е гг. – время правления императрицы Екатерины II.

Первые годы правления Екатерины II ознаменованы разработкой новой официальной идеологии, использующей для оправдания самодержавия и крепостничества ряд идей Просвещения.

Порицая "вред предыдущего самовластия", Екатерина II не скупилась на обещания "учредить добрый порядок и утвердить правосудие в любезном нашем отечестве". С этой целью в 1767 г. была созвана Комиссия для сочинения проекта нового Уложения (Уложенная комиссия), в которой были представлены все сословия, кроме крепостных крестьян. Екатерина II подготовила для этой Комиссии обширный "Наказ", большая часть текста которого (примерно три четверти) воспроизводит фразы, идеи, тексты западноевропейских просветителей, преимущественно Монтескье и Беккариа; первоначальный текст "Наказа" по желанию императрицы более чем наполовину сокращен ее приближенными.

В "Наказе" содержится ряд декларативных положений, не осуществимых в самодержавно-крепостнической стране: равенство граждан, состоящее в подчинении общим для всех законам, свобода как зависимость только от закона, уверенность граждан в своей безопасности, ограничение государственной власти пределами, ею же положенными, власть законов и др. Декларативные положения "Наказа" должны были свидетельствовать о "просвещенности" российского монарха и способствовать приобщению России к числу ведущих цивилизованных держав. "Россия есть европейская держава", - провозглашается в самом начале "Наказа". Екатерина II стремилась дать обоснование самодержавного правления в духе идей Просвещения.

Самодержавное правление, говорится в "Наказе", стремится не лишить людей "естественной их вольности", а направить их действия к "общему благу". В этих целях оно поддерживает промышленность и торговлю, развивает просвещение; в "Наказе" даны торжественные обещания издать законы, улучшающие положение народа. "Самодержавных правлений намерение и конец есть - слава граждан, государства и государя".





Дата публикования: 2015-10-09; Прочитано: 401 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.012 с)...