Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Вопрос 46. Культура Руси 15 в



В это время, в особен­ности в связи с возросшими военными потребностями, стала по­лучать большее распространение обработка железа, центрами ко­торой были Новгород, Москва и другие города. Замечательным образцом высокого технического и художественного мастерства рус­ских оружейников является стальная рогатина тверского князя Бориса Александровича, сделанная в первой половине XV в.

Получило развитие и литейное дело, в особенности отливка колоколов и пушек из меди. На Руси были выдающиеся мастера этого дела, среди них знаменит тверской мастер Микула Кречетников

Русские мастера изготавливали свинцовые и медные листы для кровель и дверей княжеских и церковных построек. Медь, как и в домонгольское время, нередко покрывалась позолотой.

Массовым производством было литье мелких бытовых и куль­товых предметов — крестов, иконок, застежек для книг и т. п. Наряду с этими предметами, изготовлявшимися обычно по ста­рым образцам, мастера делали и большие изделия на заказ, на­пример массивные кружевные паникадила, состоявшие из не­скольких десятков деталей

В XV в. появился обычай подписывать изделия мастеров-ювелиров. На заказ выполнялись и различные предметы ювелирного де­ла, представляющие собой большую художественную ценность. Среди них — сосуды, кадила, панагии, складни, ковчеги для хра­нения мощей, оклады евангелий. Здесь применялись и литье и ковка отдельных деталей и фигур. Рельефная чеканка производи­лась также путем тиснения металла на пластинах-басмах. Мед­ная доска отливалась вместе с рельефом какого-либо изображе­ния, затем на него накладывался тонкий лист обычно золочено­го серебра, который свинцовой плитой вдавливался в рельеф, со­здавая рисунок. Применялась также гравировка по металлу. На­иболее распространенным приемом была филигрань, мастера ко­торой со второй половины XIV в. восприняли восточную техни­ку, а впоследствии создали оригинальные технические приемы.Мастера работали не только по металлу, но и по дереву.

Новые достижения име­ла строительная техника. В XV в. псковские мастера ввели в употребление железные связи вместо деревянных, научились строить небольшие бесстолпные церкви, верх которых держался на перекрывающихся арках. Получили распространение различ­ные стенобитные орудия, необходимые для взятия крепостей.

К 15 веку окончательно оформился жанр исторической песни, отразившей на­родное восприятие и народную оценку исторических событий и явлений. Произведения устного народного творчества XIV—XV вв. очень близки по своим формам и даже действующим героям к былинному эпосу Киевской Руси. В этом сказалось стремление подчеркнуть великую силу Руси в недавнем прошлом. Народный эпос, вспоминая былинных богатырей, возбуждал чувство патрио­тизма и желание восстановить былую славу в борьбе с завоевате­лями. Именно в этот период происходило создание на основе древних былин жившего потом столетиями цикла былинного эпоса, связанного с Киевом и князем Владимиром Красное Солныш­ко. Эпизоды борьбы против половцев и монголо-татар, герои Ростово-Суздальской земли и древнего Киева — все это органиче­ски сливается в единый цикл, центральная тема которого — борьба Руси против иноземных захватчиков, героические подвиги русских богатырей в этой борьбе. Ростовский герой Алеша Попо­вич превратился в общерусского богатыря, служащего в Киеве князю Владимиру и побеждающего злого врага Тугарина.

Ряд сказаний и песен возник в связи с Куликовской битвой. В одной из песен говорится о богатыре Сухмане, побившем врагов и истекшем кровью на берегу Непры-реки — по-видимо­му, Непрядвы

Существуют берестяные грамоты, которые датированы 15 веком.

Найдена и деревян­ная дощечка с азбукой, по кото­рой учили новгородских ребяти­шек читать и писать пять-шесть столетий тому назад. Значительно большее, чем прежде, развитие получила в XIV—XV вв. письменная документация, что стимулировалось расширением феодальных отношений, в частности, ростом земель­ной собственности, требовавшим оформления документов на право владения землей и зависимым населением. Письменная докумен­тация была также необходима для органов государственного управления. Наконец, общий подъем культуры и общественно-политической мысли, а также усиление идеологической деятель­ности церкви обусловили значительно большее распространение письменности.В настоящее время сохранилось 817 рукописей XIV в. XV в. появилась немецкая бумага.

Интерес к строению Земли и Вселенной привел к появлению особых сочинений. В одном рукописном сборнике Кирилло-Белозерского монастыря, датируемом примерно 1424 г., содержат­ся статьи: «О широте и долготе земли», «О стадиях и попри­щах», «О земном устроении», «О расстоянии между небом и зем­лей», «Лунное течение» и т. п. Как отмечает исследователь истории русской науки Т. И. Райнов, статьи о широте земли, о земном устроении и пр. «отличаются совершенно трезвым натуралистическим характером». В них содержатся цифровые данные о некоторых астрономических объектах. Устройство Вселенной понималось как геоцентрическое и уподоблялось яй­цу. Земля — это желток, воздух — белок, небо — скорлупа. Не­бо всюду отстоит от Земли на равном расстоянии и вращается над Землей, причем Луна и планеты помещаются на особых вращающихся поясах. Солнце настолько же больше Земли, на­сколько Земля больше Луны. Объясняется, почему Солнце вы­глядит небольшим — вследствие расстояния, при котором чело­веческое зрение («зрак») видит все в уменьшенном виде. Ис­точником таких представлений явились, по-видимому, перевод­ные сочинения. При всей неправильности и наивности этих представлений важно отметить самую попытку натуралистически-конкретного объяснения Вселенной на основе практических наблюдений.

В конце XIV в. житийная литература приобрела новый характер. Произведения этого зканра стали исполняться в возвышенном, панегирическом стиле, они обильно украшены эпитетами, цветистыми оборотами и вы­ражениями, длинными цитатами из «Священного писания». В этом духе были составлены Епифанием Премудрым «жития» Стефана Пермского и Сергия Радонежского. Усиление церковной проповеди в житийной литературе неразрывно сочеталось с раз­витием в ней идеи о главенствующей роли Москвы и о тесном союзе княжеской власти и церкви как основной гарантии усиле­ния Руси. Близки к житийной литературе и «похвальные слова», написанные в честь московского князя Дмитрия Донского, твер­ских князей Михаила Александровича и Бориса Александрови­ча. В этих «словах» развивалась идея сильной княжеской власти.

Во второй половине XV в. в русской литературе стал распро­страняться жанр сюжетной повести. «Повесть о Петре и Февронии», «Повесть о Петре, царевиче ордынском», «Повесть о Мер­курии Смоленском» и другие произведения этого жанра внешне еще вполне историчны, но в действительности здесь уже происхо­дило создание вымышленных литературных сюжетов, что оз­начало значительный шаг вперед в развитии русского литератур­ного творчества.

В конце XIV в. наступил новый подъем строительной деятельности, про­должавшейся и в первой половине XV в. Сохранилась построен­ная во второй четверти XV в. церковь Рождества Богородицы в селе Городне на Волге — небольшой четырехстолпный храм на высоком подклете.

Крупнейшим центром развития искусства XIV—XV вв., имевшим не только русское, но и общеевропейское значение, был Великий Новгород. Новгородские постройки XIV—XV вв., как правило, невелики по своим размерам. На смену монументальным, величественным зданиям XI — XII вв. типа Софии, соборов Юрьева и Антониева монастырей, строившихся богатой княжеской властью, пришли небольшие сооружения, возводившиеся на средства отдельных бояр, купеческих объединений и городских «концов». Изменение объемов зданий повлекло за собой и выработку новых приемов их художественного и строительно-технического решения.

Свободная манера живопи­си Феофана Грека отступила здесь перед линейно-графическим изображением, победившим впоследствии в новгородской живо­писи XV в. В настоящее время проведены большие работы по восстановлению фресковой росписи, сохранившейся в обломках. Монументальная фресковая живопись XV в., подчиненная социальным интересам боярской аристократии, все более усваи­вала догматические черты официальной идеологии. Наоборот, иконописание XV в. в Новгороде оставалось более тесно связан­ным с демократическими кругами, и не случайно именно в иконо-писании развивались передовые художественные направления в Новгороде.

Вопрос 47. Внешнеполитическое положение России в конце конце 15-первой трети 16в(дополнить)

Расширению контактов с католической Европой способствовала женитьба Ивана III на византийской принцессе Софье Палеолог. Исследователи спорят, по чьей инициативе возникла идея этого брака. Согласно наиболее распространенной версии, 11 февраля 1469 г. в Москву прибыли послы из Рима – от кардинала Виссариона. Они приехали к великому князю, чтобы предложить ему жениться на жившей в изгнании после падения Константинополя племяннице последнего византийского императора Константина XI. Для русских Византия долгое время была единственным православным государством, оплотом истиной веры. Византийская империя пала под ударами турок в 1453 г. Породнившись с династией ее последних императоров, Русь как бы заявляла о своих правах на наследие Византии. Обмен посольствами происходил несколько лет. Несомненным является факт регулярных, интенсивных отношений Москвы с Римом, Венецией, Миланом. Окончательное решение было принято лишь в 1472 г. В Рим отправился представитель Ивана III, итальянец на русской службе (Иван Фрязин, как его называли в Москве). В июне 1472 г. в соборе Святого Петра в Риме Иван Фрязин обручился с Софьей от имени московского государя, после чего невеста в сопровождении свиты отправилась в Москву. После венчания в недостроенном еще Успенском соборе Кремля греческая принцесса стала великой княгиней московской, владимирской и новгородской. Свое родство с византийским императором Иван III использовал для укрепления авторитета великокняжеской власти и Русского государства. Старый Московский герб с изображением Георгия Победоносца, поражающего копьем змея, великий князь объединил с древним гербом Византии – двуглавым орлом. На печати с гербом Русского государства был указан новый титул Ивана III –«Божьей милостью государь всея Руси великий князь Иоанн». Введением нового герба Русского государства и новым титулом Иван III хотел подчеркнуть, что после брака с Софьей Палеолог Московское государство ста-новится прямым наследником Византийской империи, а московский государь – прямым преемником самодержавной власти византийского императора.

К концу 80-х гг. Иван Ш окончательно принял титул «великого князя всея Руси». Названный титул был известен в Москве еще с ХIV в., но именно в эти годы он сделался официальным и из политической мечты превратился в реальность. Два страшных бедствия - политическая раздробленность и монголо-татарское иго - ушли в прошлое.

Достижение территориального единства русских земель было важнейшим итогом деятельности Ивана Ш. Но молодое государство нуждалось в укреплении изнутри. Надлежало обеспечить безопасность его границ. Ждала своего решения и проблема русских земель, попавших в последнее столетие под власть католической Литвы, которая усиливала нажим на своих православных подданных.

В 1487 г. великокняжеские рати совершили поход на Казанское ханство - один из осколков распавшейся Золотой Орды. Казанский хан признал себя вассалом Московского государства. Тем самым почти на 20 лет было обеспечено спокойствие на восточных рубежах русских земель. Дети Ахмата, владевшие Большой Ордой, уже не могли собрать войско, сравнимое по численности с войском их отца. Крымский хан Менгли-Гирей оставался союзником Москвы, и дружественные отношения с ним еще более укрепились после того, как в 1491 г. во время похода детей Ахмата на Крым Иван Ш послал на помощь Менгли русские полки.

Относительное спокойствие на востоке и на юге позволило великому князю обратиться к решению внешнеполитических задач на западе и северо-западе. Центральной проблемой тут оставалсиь взаимоотношения с Литвой. В результате двух русско-литовских войн (1492-1494 гг. и 1500-1503 гг.) в состав Московского государства удалось включить десятки древних русских городов, среди которых были такие крупные, как Вязьма, Чернигов, Стародуб, Путивль, Рыльск, Новгород-Северский, Гомель, Брянск, Дорогобуж и др. Титул «великого князя всея Руси» наполнился в эти годы новым содержанием. Иван Ш провозгласил себя государем не только подвластных ему земель, но и всего русского православного населения, которое проживало на землях, входивших некогда в состав Киевской Руси. Не случайно Литва долгие десятилетия отказывалась признать законность этого нового титула.

В последние годы XV века Иван Васильевич, заключивши союз с Данией, в качестве помощи союзникам вел войну с Швецией: война эта, кроме взаимных разорений, не имела никаких последствий. Важнее был в 1499 году поход московского войска в отдаленную Югру (в северо­западный угол Сибири и восточный край Архангельской губернии). Русские построили крепость на Печоре, привезли взятых в плен югорских князей и подчинили югорский край Москве. Это было первым шагом к тому последовательному покорению Сибири, которое решительно началось уже с конца XVI века.

К началу 90-х гг. XV в. Россия установила дипломатические отношения со многими государствами Европы и Азии; с императором Священной Римской империи, с султаном Турции великий князь московский соглашался разговаривать только как равный. Московское государство, о существовании которого еще несколько десятилетий назад мало кто знал в Европе, быстро получало международное признание: в 1490 году чагатайский царь, владевший Хивою и Бухарою, заключил с московским государем дружественный союз. В 1492 г. обратился к Ивану иверский (грузинский) царь Александр, просил его покровительства. Был заключен дру­жественный союз между Данией и Московским государством.

В начале правления Василию пришлось начать войну с Казанью. Поход был неудачен, русские полки, которыми командовал брат Василия князь углицкий Дмитрий Иванович Жилка были разбиты, но казанцы запросили мира, который и был заключен в 1508 году. В то же время Василий, воспользовавшись смутой в Литве после смерти князя Александра, выставил свою кандидатуру на престол Гедимина. В 1508 году взбунтовавшийся литовский боярин Михаил Глинский в Москве был принят очень радушно. Война с Литвой привела к довольно выгодному для Московского князя миру в 1509 году, по которому литовцами были признаны захваты его отца.

В 1512 началась новая война с Литвой. 19 декабря Василий, Юрий Иванович и Дмитрий Жилка выступили в поход. Смоленск был осаждён но взять его не получилось, и русское войско вернулось в Москву в марте 1513 года. 14 июня Василий снова выступил в поход, но отправив воевод к Смоленску сам остался в Боровске, ожидая, что будет дальше. Смоленск снова был осаждён, а его наместник, Юрий Сологуб, был разбит в открытом поле. Только после того Василий самолично приехал к войскам. Но и эта осада была неудачной: осаждаемым удавалось восстанавливать разрушаемое. Опустошив окрестности города, Василий велел отступить и возвратился в ноябре в Москву.

8 июля 1514 года войско во главе с Великим князем вновь выступило к Смоленску, на этот раз вместе с Василием шли его братья Юрий и Семен. Новая осада началась 29 июля. Артиллерия, которой руководил пушкарь Стефан, наносила осаждаемым тяжелые потери. В тот же день Сологуб и духовенство города вышли к Василию и согласились сдать город. 31 июля жители Смоленска присягнули великому князю, и Василий 1 августа вступил в город. Вскоре были взяты окрестные города - Мстиславль, Кричев, Дубровны. Но Глинский, которому польские летописи приписывали успех третьего похода, вступил в сношения с королем Сигизмундом. Он надеялся получить Смоленск себе, но Василий его оставил себе. Очень скоро заговор разоблачили, а самого Глинского заточили в Москве. Некоторое время спустя русское войско, которым командовал Иван Челядинов, потерпело тяжелое поражение под Оршей, но литовцы вернуть Смоленск так и не смогли. Смоленск остался спорной территорией до конца правления Василия III. В это же время жителей Смоленщины уводили в московские области, а жителей ближних к Москве областей переселяли в Смоленск.

В 1518 году казанским ханом стал дружески настроенный к Москве Шах Али-хан, но правил он недолго: в 1521 году его сверг крымский ставленник Сахиб Гирей. В том же году, выполняя союзные обязательства с Сигизмундом крымский хан Мехмед I Гирей объявил набег на Москву. Вместе с ним из своих земель выступил казанский хан, под Коломной крымчаки и казанцы объединили свои армии вместе. Русское войско под руководством князя Дмитрия Бельского потерпело поражение на реке Оке и было вынуждено отступить. Татары подошли к стенам столицы. Сам Василий в то время уехал из столицы в Волоколамск собирать армию. Магмет-Гирей не собирался брать город: опустошив округу он повернул обратно на юг, опасаясь астраханцев и собранного Василием войска, однако взяв с великого князя грамоту о том, что тот признает себя верным данником и вассалом Крыма. На обратном пути встретив войско воеводы Хабара Симского у Переяславля Рязанского, хан начал на основании этой грамоты требовать капитуляции его войска. Но, выпросив татарских послов с этим письменным обязательством к себе в ставку, Иван Васильевич Образец-Добрынский (такое было родовое имя Хабара) удержал грамоту, а татарское войско разогнал пушками.

В 1522 году в Москве опять ожидали крымцев, Василий с войском даже сам стоял на Оке. Хан так и не пришел, однако опасность со стороны степи не миновала. Поэтому Василий в том же 1522 году заключил перемирие, по которому Смоленск остался за Москвой. Казанцы же всё не успокаивались. В 1523 году, в связи с очередной резнёй русских купцов в Казани Василий объявил новый поход. Разорив ханство, на обратном пути он основал город Васильсурск на Суре, который должен был стать новым надёжным местом торга с казанскими татарами. В 1524 году после третьего похода на Казань был свергнут союзный Крыму Сахиб Гирей, а вместо него ханом был провозглашен Сафа Гирей.

В 1527 году было отражено нападение Исляма I Гирея на Москву. Собравшись в Коломенском, русские войска заняли оборону в 20 км от Оки. Осада Москвы и Коломны длилась пять дней, после чего московская армия перешла Оку и разгромила крымское войско на реке Осётр. Очередное степное нашествие было отбито.

В 1531 году по просьбе казанцев ханом был провозглашен касимовский царевич Джан-Али хан, однако продержался он недолго - после смерти Василия его свергла местная знать.





Дата публикования: 2015-10-09; Прочитано: 361 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.009 с)...